Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1.Понятие правила (нормы). Понятие института. Институт как единица анализа.
Вопрос 2.Мотивационная, координационная и распределительная функции институтов.
Вопрос 3Формальные и неформальные правила. Варианты соотношения формальных и неформальных правил.

Файлы: 1 файл

Зачет. Инст.эк.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1.Понятие  правила (нормы). Понятие института. Институт как единица анализа.

 
Основным элементом институциональной  среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. 
Норма – базовый регулятор взаимодействий людей, т.е. как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических). 
Социальные нормы (ограничитель выбора) — важнейшие средства социальной регуляции поведения. С их помощью общество предъявляет своим членам требования, которым должно удовлетворять их поведение, направляют, регулируют, контролируют и оценивают это поведение. 
Логическая структура нормы включает: 
• описание условий (ситуации), в которых индивид обязан следовать образцу; 
• описание образца действий; 
• описание санкций; 
В составе нормы выделяются: ситуация Б (условия приложения нормы), индивид I (адресат нормы), предписываемое действие А (содержание нормы), санкции S за неисполнение предписания А, а также субъект, применяющий эти санкции к нарушителю, или гарант нормы G. 
Институт — это совокупность, состоящая из правила и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила - ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил. 
Институтами-правилами являются правила, обеспечивающие порядок во взаимодействиях между людьми, т.е. те институты, в отношении которых каждый член определенной группы может допускать, что им будут следовать все остальные члены той же группы, и на основании этой предпосылки сформировать корректные ожидания относительно поведения других людей и выработать правильную стратегию своих собственных действий. 
Множество всевозможных правил разделяется на: 
1. Правила, в которых гарант нормы G совпадает с ее адресатом I; привычки; их можно назвать также стереотипами поведения или ментальными моделями поведения; для привычек свойствен внутренний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за их нарушения налагает на себя сам адресат правила; 
2. Правила, в которых гарант нормы G не совпадает с ее адресатом I; для таких правил характеренвнешний механизм принуждения, поскольку санкции за нарушение таких правил налагаются на нарушителя извне, другими людьми. 
Если анализ показывает, что некоторые массовые действия нерациональны, источник этого можно искать как в сфере объективных причин, так и в сфере институтов, регулирующих поведение.  
Вопрос 2.Мотивационная, координационная и распределительная функции институтов.

 
Любой институт - экономический, социальный, культурный - есть, по определению Дугласа Норта, правило игры в обществе. Деятельность людей носит абсолютно свободный характер. Преследуя свои интересы, люди наталкиваются друг на друга и причиняют друг другу ущерб. Поэтому первая функция института - регулирование поведения людей таким образом, чтобы они не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то компенсировался. Вторая функция института - минимизация усилий, которые люди тратят на то, чтобы найти друг друга и договориться между собой. Институт призван облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом. Наконец, третья функция института - организация процесса передачи информации, или обучение. Таковы основные функции института, независимо от сферы его деятельности. 
- Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. 
- Мотивационная функция институтов – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. 
- Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами. 
 
Институты уменьшают неопределенность во взаимоотношениях между экономическими агентами социальной сферы и стимулируют выбирать стратегию сотрудничества, т.е. способствуют достижению равновесия по Парето. Координационный эффект заключается в том, что они обеспечивают состыковку планов, т. е. создают предпосылки для осуществления правильного выбора в отношении того, что, как, кому и для кого нужно делать в хозяйственной жизни, при котором имеет место эффективное размещение ресурсов. На языке теории игр данная состыковка планов может возникать, в частности, благодаря обеспечению предсказуемости поведения людей друг для друга через формирование эволюционно-стабильных стратегий. Мотивационный эффект состоит в обеспечении ими состыковки стимулов, т. е. институты-правила делают выгодным для индивидов осуществление правильного экономического выбора. Разрешение дилеммы заключенных связано со стимулированием сотрудничества между людьми, тогда как достижение равновесия Нэша посредством смешанных стратегий означает отсутствие стимулов к стратегическому поведению, что выступает в качестве возможных иллюстраций данного эффекта. Таким образом, значение этих двух эффектов заключается в том, что благодаря существованию институтов-правил индивиды могут и хотят делать выбор, обеспечивающий эффективное размещение ресурсов. Кроме того, имеется также и распределительный эффект, состоящий в том, что любой набор правил определяет структуру прав собственности, которая может быть более выгодна одним членам общества в ущерб другим.  
Вопрос 3Формальные и неформальные правила. Варианты соотношения формальных и неформальных правил.

 
Формальные институты 
Отличительные черты: 
- разрабатываются и навязываются гос. органами 
- нарушители наказываются формально; наказание прописывается в законодательстве; 
- имеют систему мер принуждения к их исполнению 
Виды формальных институтов: 
- политические (конституция, закон, подзаконные акты и т.п.) 
- экономические (налоги, квоты) 
- системы контрактации* (письменные контракты) 
* - способы оформления контрактов и меры принуждения к их исполнению 
 
Неформальные институты 
Внутренние, обязательные для выполнения нормы поведения, санкционированные и навязанные обществом.  
Осн. признаки: 
Нарушители наказываются неформально (как правило – исключением из группы) 
Примеры: традиции, обычаи, бизнес-этика. 
Виды взаимодействия формальных-неформальных институтов: 
1.форм. институты появляются на базе хорошо зарекомендовавших себя неформальных институтов, являются их следствием и продолжением (религиозные заповеди -> средневековые кодексы -> статьи УК) 
2.форм. институты создаются для противодействия неформальным институтам (вендетта) 
 
Стоит отметить, что обычай не всегда совпадает с законом. Можно выделить зоны, где 
- обычай совпадает с законом; 
- обычай нейтрален по отношению к закону; 
- обычай не совпадает с законом; 
1) Обычай совпадает с законом. Общеизвестно, что у цивилизованных народов нет ни одного обычая, согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком (в данном случае горцы с их обычаем кровной мести - исключение). 
2) Обычай нейтрален по отношению к закону (т.е. он не противоречит закону, он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит). Это относится, скажем, к обычаю гостеприимства. Нет ни одного закона, который бы гласил: если ты попал к кому-то в гости, тебя обязаны напоить, накормить, а ты обязан все это съесть и выпить, иначе смертельно обидишь хозяина. Однако закон и не запрещает этого делать.  
3) Обычай не совпадает с законом (т.е. он покрывает сферу деятельности, которую закон не разрешает).  
Вопрос 4 Понятие транзакционных издержек. Классификации транзакционных издержек.

 
Среди интегральных издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:  
- трансформационные издержки (PC), т.е. “production costs” - “производственные издержки” (издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью);  
- трансакционные издержки (TC), т.е. “transaction costs”.  
 
Трансакционные издержки есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости. Они обеспечивают трансакцию. Условно говоря, трансформационные издержки создают блага, свойства которых имеют ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации). Впервые это понятие ввел Рональд Коуз. В своей статье “Природа фирмы” (1937) он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.  
 
Теорема Круза: если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. (Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.) 
Поль Р. Милгром и Джон Робертс предложили следующую классификацию трансакционных издержек. Они делят их на две категории – на издержки, связанные с координацией (Издержки определения деталей контракта, Издержки определения партнеров, Издержки непосредственной координации), и на издержки, связанные с мотивацией (Издержки, связанные с неполнотой информации, Издержки, связанные с оппортунизмом). 
О.Уильямсон попытался оценить все трансакции по частоте трансакций и по специфичности активов. По этим двум параметрам Уильямсон делит трансакции на четыре основных уровня: 
1) Разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке (покупка один раз, один товар). 
2) Повторяющийся обмен массовыми товарами (покупка хлеба). 
3) Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы (это такие затраты, следующее применение которых является куда менее выгодным). 
4) Инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы. 
 
Классификация трансакционных издержек Дугласа Норта и Трайн Эггертсона. 
1) Search activities (издержки поиска).  
- приемлемой цены;  
- качественной информации об имеющихся товарах и услугах;  
- качественной информации о продавцах;  
- качественной информации о покупателях.  
2) Bargaining activities (издержки ведения переговоров) – попытка подойти максимально близко к предельной - наиболее низкой или наиболее высокой - цене, которую способен дать ваш партнер, т.е. это ведет к выяснению т.н. “true position”, которая в экономическом смысле есть предельная кривая безразличия или предельная изокванта  
3) Contract making activities (издержки составления контракта). 
4) Monitoring (издержки мониторинга). 
5) Enforcement (издержки на принуждение).  
6) Protection vs 3d parties (издержки на защиту прав собственности).  
Вопрос 5 Издержки поиска и переработки информации.

 
Классификация трансакционных издержек Дугласа Норта и Трайн Эггертсона:  
1) Search activities (издержки поиска).  
Существует четыре вида издержек, которые связаны с поиском: 
- приемлемой цены;  
- качественной информации об имеющихся товарах и услугах;  
- качественной информации о продавцах;  
- качественной информации о покупателях.  
Количественная информация о продавцах и покупателях первыми двумя позициями уже дана. Под качественной информацией о продавцах и покупателях понимается информация об их поведении - честны ли они, как выполняют свои обязательства, в каких находятся обстоятельствах (может, кто-то из них на грани краха или, наоборот, процветает); 
 
Возникновение информационных издержек обусловлено неполнотой информации и асимметрией ее распределения между взаимодействующими агентами. Очевидно, что к данной категории относятся издержки поиска и издержки мониторинга, а также отчасти издержки ведения переговоров и издержки на принуждение. 
 
Издержки поиска - издержки на приобретение фоновой экономической информации, т.е. информации, не связанной с определенной сделкой, когда вы уже меняетесь правами собственности. Фоновая информация не входит в трансакционные издержки по правам собственности, но входит в трансакционные информационные издержки. Например, читая газету, вы узнаете, что некто продает чайник за такую-то цену. Фоновая экономическая информация не имеет отношения к конкретному обмену правами собственности, к определенной сделке, но формирует фон вашего отношения к этой сделке. Смысл фоновой информации в том, что на ее основе вы принимаете конкретное решение. Например, вы говорите себе: “Фондовые индексы побочных компаний идут вверх. Пожалуй, я вступлю в конкретную сделку и сделаю инвестиции”.  
 
Издержки на приобретение качественной информации (quality information) - не пересекаются с издержками по правам собственности. Любые права собственности есть зона контракта, которую условно можно разделить на издержки на защиту прав собственности и издержки составления контракта. 
Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.  
Поиск может вестись на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями. На рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, а потребители - на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях, найм торговых агентов (например, по продаже недвижимости).  
Поиск может принимать экстенсивные формы (целью является ознакомление с как можно большим числом имеющихся вариантов) и интенсивные формы (как можно более углубленное изучение какого-то одного из вариантов). Поиск прекращается, когда ожидаемые предельные выгоды сравниваются с предельными издержками его продолжения.  
Вопрос 6 Издержки измерения

 
Издержки измерения - затраты, связанные с анализом рентабельности трасакций и провидением измерений, а также затраты на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. 
 
Это затраты на соответствующую технику, на проведение измерений, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и потери этих ошибок. 
Классификация издержек измерения: 
- по времени проведения измерений: издержки ex post и ex ante; 
- по специфичности приобретаемой в процессе измерений информации: специфичные и неспецифичные; 
- по распределению бремени издержек; 
- денежные и неденежные. 
 
Доверительное измерение - оценка определенного атрибута трансакции не по всему комплексу его характеристик, а лишь по некоторым частям, которые предполагают рапрезентативно описывать данный атрибут. Способствует снижению издержек измерения, но имеет неблагоприятные причины возникновения отбора и стимулы для морального риска.  
Вопрос 7Издержки ведения переговоров и заключения контрактов

 
Согласно Норту и Эггертсону, трансакционные издержки состоят из: 
1.search activities; издержки поиска 
2.bargaining activities; издержки ведения переговоров 
3.contract making activities; издержки составления контракта 
4.monitoring; издержки мониторинга 
5.enforcement; издержки на принуждение 
6.protection vs 3d parties. издержки на защиту прав собственности 
 
1. Bargaining activities (издержки ведения переговоров). 
В рыночном смысле вы торгуетесь, чтобы минимизировать издержки. Вы ищете в процессе bargaining activities предельную кривую безразличия вашего партнера (до какой цены он может дойти при торговле). Ведь у каждого из торгующихся есть как некая запросная, так и некая резервная цена. В процессе bargaining activities вы и пытаетесь разными путями подойти максимально близко к предельной - наиболее низкой или наиболее высокой - цене, которую способен дать ваш партнер. Т.е. bargaining activities ведет к выяснению т.н. “true position”, которая в экономическом смысле есть предельная кривая безразличия или предельная изокванта (в случае фирмы), bargaining activities предполагает, что вы определили узкий круг ваших партнеров - одного-двух-трех и уже с ними ведете переговоры (переговоры дороги, поэтому нет смысла вести их со всеми).  
Ваши затраты, как фирмы, в процессе bargaining activities могут быть очень значительными, если вы организуете тендер. Например, Европейская комиссия берет в качестве вознаграждения тендерному агентству 15 % от суммы сделки. Однако затраты необязательно будут велики, если вам удастся купить кого-либо в стане “врага”, чтобы узнать резервную позицию партнера.  
 
2. Contract making activities (издержки составления контракта). 
Это ваши затраты на то, чтобы в тексте контракта было записано, как в тех или иных случаях (предвиденных вами) поведет себя ваш партнер и как будут складываться внешние обстоятельства. А применительно к случаям, вами не предугаданным, обычно в контракте формулируется некий механизм. Скажем, устанавливается: если мы не договоримся, судить нас будет Международный арбитражный суд г. Стокгольма (обычная для международных контрактов инстанция). Т.е. специально резервируется некая позиция для непредвиденных обстоятельств. Contract making activities – одна из самых дорогих (5-10 % объема сделки) при инвестициях в специфические активы. Но в ряде случаев столь велики риски, столько велика ответственность за прописанное в контракте, что вы вынуждены их тратить на юристов.  
Вопрос 8 Издержки спецификации и защиты прав собственности

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"