Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1.Понятие правила (нормы). Понятие института. Институт как единица анализа.
Вопрос 2.Мотивационная, координационная и распределительная функции институтов.
Вопрос 3Формальные и неформальные правила. Варианты соотношения формальных и неформальных правил.

Файлы: 1 файл

Зачет. Инст.эк.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 
В эту категорию входят расходы  на содержание судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. 
Защита прав собственности. Это единственная статическая форма трансакционных издержек, в отличие от динамических издержек, связанных с обеспечением контрактов. 
 
Например, вы посадили за 100 км от Москвы картофель для собственного потребления, а не для продажи, но бомжи его выкапывают. Вы либо складываетесь с соседями и нанимаете человека с ружьем, заряженным солью, для охраны, либо вообще отказываетесь сажать картофель, либо теряете до 60 % урожая. И то, и другое, и третье есть конкретные либо позитивные, либо негативные трансакционные издержки, связанные с protection vs 3d parties. 
 
В определенных случаях такого рода издержки связаны с охраной от правонарушителей, и тогда это функция государства. Примерно в том же числе случаев такого рода издержки связаны с предосторожностью в отношении государства. 
Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.  
Вопрос 9. Издержки оппортунистического поведения. ПРОВЕРЬТЕ ЭТОТ БИЛЕТ! 
Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Оппортунизм- несоблюдение условий контракта сторонами или одной из сторон. В основе лежит несовпадение эконом. интересов обусловленное ограниченностью ресурсов, неопределенностью, и как следствие несовершенной специфицированостью условий контракта. Если ожидаемые издержки связанные с уклонением от условий контракта оказываются меньше, чем те выгоды, что оно принесет, то эконом. агент выберет ту или иную форму оппортунистического поведения.есть два вида оппортунистического поведения предконтрактный и постконтрактный.  
Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.  
Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.  
Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.  
В частных фирмах и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.  
Вторая форма оппортунистического поведения – вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в формеугрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).  Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.  
Вопрос 10 Виды оппортунистического поведения

 
Ситуация оппортунизма (Оливера Уильясона) - преследование личного интереса с использованием коварства или достижения цели любой ценой. Поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием обмана, хитрости и коварства, в экономической теории принято называть оппортунистическим поведением. 
 
Пример: человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Т.е. занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой (или искаженной информации), используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента. 
Для организаций: подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии (когда у одной стороны больше информации, чем у другой), что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post). 
 
Виды оппортунистического поведения: 
1. Трудовой оппортунизм («отлынивание от работы» - shirking). 
Пример: человек, нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку никто не станет нанимать сторожа и его контролировать.  
2. Оппортунизм и на уровне менеджеров.  
Пример: расширенное потребление менеджеров (overconsumption), когда последние говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать. Или, если менеджер вкладывает средства корпорации в рискованные проекты. 
 
Существуют издержки, связанные с оппортунизмом. 
Пример: преодолением нечестности партнера по отношению к вам, приводят к тому, что вы либо нанимаете надсмотрщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера, и т.д.  
Вопрос 11 Права собственности. Спецификация и размывание прав собственности. Теорема Коуза.

 
Права собственности – санкционированные обществом нормы, регулирующие доступ к редким ресурсам. Права собственности могут распространяться как на физические, так и бестелесные объекты (например, результаты интеллектуальной деятельности). При этом им приписывается поведенческое значение: действуя в качестве стимулов, они поощряют одни способы по ведения и подавляют другие (через запреты либо повышение издержек). Подчеркивается также, что права собственности могут защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами - обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. 
Теория прав собственности исходит из представления, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий. Такая трактовка предполагает, что чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, тем выше его ценность. К основным элементам пучка прав собственности обычно относят:  
1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов;  
2) право на пользование ресурсом;  
3) право на получение от него дохода;  
4) право на передачу всех предыдущих правомочий.  
 
Необходимым условием эффективной работы рынка считается точное определение, или спецификация, прав собственности. Как указывают теоретики прав собственности, спецификация подталкивает экономических агентов к принятию наиболее эффективных решений: чем яснее определены и надежнее защищены права собственников, тем теснее оказывается связь между предпринимаемыми ими действиями и их благосостоянием. Обратное явление - размывание прав собственности - имеет место тогда, когда они неточно установлены и плохо защищены, либо подпадают под разного рода ограничения со стороны государства. 
 
Теорема Коуза: если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. 
Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.  
Вопрос 12 Общая собственность (свободный доступ), частная и государственная собственность

 
Права собственности – санкционированные общественные нормы, регулирующие доступ к редким ресурсам. Они распространяются как на физические, так и на бестелесные объекты.  
Основная функция прав собственности – поведенческая: действуя в качестве стимулов, они поощряют одни способы поведения и подавляют другие (через запреты или повышение издержек) 
Защищаются права собственности гос-вом или моральными установками. 
Канал, по которому передаются права собственности – контракты. Они фиксируют, какие именно правомочия и на каких условиях подлежат передаче.  
Элементы пучка прав собственности: 
- право на исключение из доступа к ресурсу других агентов; 
- право на пользование ресурсом; 
- право на получение дохода; 
- право на передачу всех предыдущих правомочий. 
Спецификация прав собственности – точное определение и надежная защита прав собственности; обратное явление – размывание прав собственности. 
 
Государственная собственность 
Доступ к ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества. 
+ эффективна и необходима при производстве многих общественных благ (оборона, правопорядок) 
- потери в эффективности из-за: 
• Вытеснения добровольных форм сотрудничества принудительными; 
• Политизация принятия решений; 
• Слабость контроля со стороны собственников налогоплательщиков за действиями агентов, управляющих ресурсами общества от его имени 
 
Общая (общедоступная) собственность 
Доступ открыт всем желающим (кто первый занял – тот первый воспользовался) 
+ требует min издержек по ее поддержанию 
+ препятствует образованию искусственных монополий 
- трагедия общедоступности: нещадная эксплуатация общественной собственности, быстрое истощение ресурсов (эрозия почв, пробки, истребление диких животных) 
 
Частная собственность 
Кроме собственника, все исключены из доступа к ресурсу 
+ обеспечивает наиболее тесную связь между решениями собственников и получаемыми ими результатами 
+ приучает собственников к дальновидности, заставляет учитывать отдаленные последствия принимаемых решений 
+ поощряет нововведения и эксперименты (собственник не должен спрашивать разрешения нестандартное использование ресурсов) 
+ способствует перемещению ресурсов к тем агентам, которые ценят их выше и способны распорядиться ими лучше других 
+ позволяет специализироваться в реализации только тех частичных правомочий, где производительность собственников выше 
- из-за высоких издержек спецификации не поддается распространению на все ресурсы  
Вопрос 13 Внешние эффекты. Классификации внешних эффектов. Альтернативные способы решения проблемы внешних эффектов

 
Внешний эффект (экстерналия) - воздействие производства или потребления одного блага на производство или потребление другого блага. Внешние эффекты представляют собой полезность или затраты, связанные с третьими лицами и не учтенные в цене товара.  
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.  
Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды.  
Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. 
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы: 
1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).  
2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.  
3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.  
4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.  
Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам. 
Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется. бы устранить этот провал рынка, необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: 
• Интернализация внешних эффектов (превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо). 
• Корректирующие налоги и субсидии (способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты). 
• Закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.  
Вопрос 14. Теорема Коуза. Х.З КАК КРАТКО !!!!!!!!!!! 
 
Вопрос 15 Понятие контракта. Виды контрактов по О. Уильямсону

 
С правовой точки зрения выделяются следующие типы контрактов. 
1. Контракт купли-продажи предполагает на основе соглашения передачу на постоянной основе прав собственности на соответствующий актив от одной стороны к другой. 
2. Контракт найма существует в двух видах: контракт найма физического объекта (аренда) и контракт найма личной собственности. 
3. Трудовой контракт подразумевает выполнение действий одного индивида (наемного работника) в соответствии с инструкциями другого (работодателя). 
4. Кредитный контракт выделяется не во всех правовых системах. Это такой контракт, в соответствии с которым человек, берущий деньги или другие ценные вещи, должен вернуть активы в количестве, качестве и виде, полученном от кредитора. 
Контракт - это документ, свидетельствующий о соглашении между продавцом и покупателем на поставку товаров ; его действие аналогично действию заказа, за которым следует подтверждение заказа. 
Контракт купли-продажи может считаться заключенным только в том, случае, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Если участниками контракта являются две стороны, он обычно подписывается в двух экземлярах обеими сторонами, и каждая из них получает по экземпляру . Если продавец и покупатель находятся в разных географических пунктах , то вначале все экземляры контракта подписывает одна сторона и пересылает их другой стороне , которая затем возвращает первой стороне оговоренное количество экземляров с двумя подписями. 
Права и обязанности сторон по контракту возникают с момента, когда он считается заключенным. Датой заключения контракта является дата его подписания. 
 
Основной задачей как экспортера, так и импортера на исходном этапе является поиск и выбор контрагента, что зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента учитываются многочисленные факторы и прежде всего степень монополизации рынка крупными фирмами; возможность проникновения на рынок; длительность торговых отношений с той или иной фирмой; характер деятельности фирмы. 
 
По Уильямсону выходит, что участники заменяют обычную рыночную сделку купли-продажи на свободном рынке более сложной формой экономической организации (контрактацией) либо для достижения монополистических целей, либо для повышения эффективности.  
Классификация контрактов (сделок), предложенная Уильямсоном О., а также условия, которые требуют защиты трансакции, т. е. заключения контракта: 
1. Сделки с активами общего назначения. 
2. Сделки с активами специфического назначения: 
- без предоставления каких-либо гарантий участникам, 
- с предоставлением определенных гарантий участникам сделки (контрактных, юридическое закрепление экономических отношений). 

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"