Шпаргалка по "История экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономических учений".

Файлы: 1 файл

Шпоры по ИИЭЭУУ1 (Автосохраненный).docx

— 125.74 Кб (Скачать файл)

    Третий том посвящен процессу капиталистического производства. Объяснена тенденция нормы прибыли к понижению. Рост капитала ведет к снижению доли переменного капитала, создающего прибавочную стоимость. Снижение нормы прибавочной стоимости сокращает норму прибыли. Прибавочная стоимость может выступать в таких формах: предпринимательский доход, торговая прибыль, процент и рента.

     В четвертом томе изучается история развития экономической теории. Дается критика взглядов физиократов, А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов.

     "Капитал" Маркса имел революционно-разрушительное действие на основные принципы капитализма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что долгое время он являлся своего рода Библией для самых разных революционных движений, независимо от того, в какой стране они действовали. Тем не менее, к концу XX века эта книга уже потеряла свою актуальность, так как уровень жизни в большинстве западных стран значительно поднялся по сравнению с тем, что было сто лет назад вследствие научно-технического прогресса.

                   Маркс о прибавочной стоимости

    Это понятие является центральным в теории Маркса. Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Интерес капиталиста заключается в том, чтобы возможно больше увеличивать составляющую его прибыль прибавочную стоимость. Он добивается этого целым рядом приемов, анализ которых составляет одну из самых интересных частей марксистского учения и которые можно свести к двум пунктам:

    а) возможно больше удлинять продолжительность рабочего дня, чтобы увеличить количество часов прибавочного труда. Если, например, хозяин сможет удлинить рабочий день до 12 часов, его прибавочная стоимость будет состоять из 7 часов вместо 5.

    б) уменьшить количество часов, посвящаемых воспроизводству средств существования рабочего. Если можно сократить его с 5 до 3 часов, то, очевидно, что и таким приемом, хотя и обратным предыдущему, прибавочная стоимость капиталиста точно так же поднимается с 5 до 7 часов. Но такое уменьшение совершается самопроизвольно, только как результат всех индустриальных усовершенствований или каких-нибудь организаций, стремящихся к понижению стоимости жизни, например потребительских кооперативов. Но и капиталист может содействовать ему открытием мнимых филантропических фабричных лавок или приложением труда женщин и детей, для поддержания которых требуется меньше средств существования, чем для взрослых рабочих. Прибавочная стоимость подразделяется на две формы -- абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая -- при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма.

    Товар. Рассматривая современное общество, мы находим, что его богатство состоит из товаров. Товар есть продукт труда, произведённый не для собственного потребления производителя или связанных с ним лиц, а с целью обмена его на другие продукты. Следовательно, не природные, а общественные особенности продукта делают его товаром. Поясним это примером. Пряжа, которую прядет из льна девушка в патриархальной крестьянской семье, чтобы соткать затем холст, потребляемый самой же семьей, есть предмет потребления, а не товар. Но когда прядильщик прядет лён, чтобы обменять у соседнего крестьянина пряжу на пшеницу, или когда фабрикант заставляет рабочих изо дня в день прясть много центнеров льна, чтобы продавать потом получаемый продукт, то этот продукт является уже товаром. Конечно, он является вместе с тем и предметом потребления, но таким предметом потребления, которому предстоит играть особенную общественную роль: он должен быть обменен. По внешнему виду льняной пряжи нельзя узнать, является ли она товаром или нет. Природа её может быть совершенно одинаковой, приготовлена ли она крестьянской девушкой для своего приданого или же фабричной работницей, которая, вероятно, никогда не воспользуется из неё ни одной ниткой. Только по общественной роли пряжи, по общественной функции, выполняемой ею, можно узнать, является ли она товаром или нет.

     Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость (субстанция стоимости, величина стоимости). Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются, прежде всего, качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно, не заключает в себе потребительной стоимости. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

Вопрос 2. Кембриджская школа А. Маршала

   Теория частичного равновесия А. Маршалла (1842-1924 гг.), профессора Кембриджского университета, означает становление неоклассического направления в экономической теории. Работа А. Маршалла “Принципы политэкономии” (1890 г.) являлась основой экономического образования до 40-х годов 20- го столетия. Она была компромиссным объединением различных экономических концепций.

    Маршалл разработал теорию цены, представляющую симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Он ввел в экономическую теорию понятие “цена спроса”, “цена предложения”. Цена спроса, считал Маршалл, определяется полезностью товара. Полезность рассматривал как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. Функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса не что иное как денежная оценка желания. Он ввел понятие эластичность спроса (функциональная зависимость спроса от изменения цен). Эластичность спроса разделил на три вида: высокая эластичность; единичная эластичность и низкая эластичность.

   Цену предложения Маршалл определил исключительно затратами. При чем затраты определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Цена предложения должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата - компенсация за усталость, процент - компенсация за ожидание, предпринимательский доход - плата за риск. В этом суть методологического подхода Маршалла. При данном подходе хотя кривая возрастающих цен предложения и определяется ростом издержек, последние представляют собой субъективные переживания производителей. В то же время, рассматривая механизм динамики затрат на уровне фирмы, Маршалл вводит в свой анализ изменение объема производства, рассматривая случаи постоянной, возрастающей и убывающей отдачи. Во втором и третьем вариантах Маршалл цену предложения связывает с объемом производства и определяет издержками производства.

   Дав определение цене спроса и цене предложения, Маршалл определяет цену равновесия, которая представляет точку пересечения кривых спроса и предложения. В общей теории цены динамика спроса определяется предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими затратами. В рамках анализа Маршалла вопрос, что является конечным основанием цен - полезность или затраты снимается. Оба фактора одинаково значимы и спор поэтому поводу аналогичен спору “какое лезвие ножницы разрезает бумагу”. Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (Маршалл первый ввел его) и анализировать ситуацию мгновенного краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Маршалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывает затраты.

   Ситуации мгновенного и краткосрочного равновесия - фирма получает дополнительный доход, который Маршалл назвал квазирентой, носят временной характер, так как высокий дополнительный доход привлекает новых производителей, в силу чего предложения возрастает, цена уменьшается и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

    Теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. Маршалл ввел понятие рента потребителя - избыток общей полезности покупаемых товаров над фактическим заплаченной за них суммой денег, т.е. разницей между тем, что готовы заплатить покупатели, и фактической ценой товара.

    Работы Маршалла внесли значительный вклад в разработку теории процента, прибыли, ренты.

Билет 12.

Вопрос 1. Понятие маржиналистской революции, её причины и общее содержание

    В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю. Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в., которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины. Основные положения маржинализма следующие: использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений; основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя; исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро -, но и на микроуровне; широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач; гедонизм, то есть жизнь ради счастья. Маржинальная революция - переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму). Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма. Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. Сущность маржиналистской революции. Во-первых, осуществился переворот в методах анализа. А именно: а) центр тяжести в анализе был решительно перемещен с издержек и затрат на конечные результаты; б) в качестве исходного момента для экономической теории принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов (в отличие от в неличностной трактовки в предшествующих теориях); в экономическую науку был впервые внесен принцип предельности. Классическая наука обычно использовала средние величины, так как считалось, что именно они показывают закономерности. Однако маржиналисты пришли к выводу о том, что существенные закономерности отражают не средние, а предельные величины. Возник предельный анализ. Во-вторых, существенно изменилась постановка задач. Классики акцентировали внимание на динамических задачах (экономический рост, увеличение общественного богатства). Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей, для выбора наилучшего (оптимального) - целевая функция.

Вопрос 2. Монетаризм+

    Монетаризм – экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.

   Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма.

   Основателем и лидером этой теории является М. Фридмеп, хотя признание и популярность его теория получила не сразу. Экономический курс под названием рейганомика опирался в основном на взгляды монетаристов.

Теория монетаризма  построена на количественной теории денег и характеризуется следующими положениями:

• главный  регулятор общественной жизни –  денежная эмиссия;

• количество денег в обращении определяется автономно;

• скорость обращения денег жестко фиксирована;

• эмиссия  денег стабильна;

• изменение  количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;

• исключается  возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

• поскольку  изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием и это может привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Основные  постулаты монетаризма:

• существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики);

• число  государственных регуляторов снижается  до минимума (кроме налогового и  бюджетного регулирования);

• рациональный характер поведения экономических  субъектов;

• предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики субъектами экономических отношений;

• необходимость  совершенной конкуренции, действующей  на всех рынках;

   • существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики).

   Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию состоит в глубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежнокредитной политики в качестве направления государственного регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"