Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 12:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономических учений".
Под стоимостью (ценностью) товара он понимает его покупательную способность по отношению к другим благам. Меновая стоимость и цена товара устанавливается в точке, где уравниваются спрос и предложение. Это утверждение справедливо в ситуации с совершенно эластичным предложением. Идеи Милля о функциональных связях между рыночной ценой, спросом и предложением вылились в исследование категории “ценовой эластичности” (в трактовке стоимости Милль порывает с классической политэкономией).
Но в вопросах производительного труда, факторов накопления капитала, зарплаты, денег, ренты он целиком стоит на позициях классической политэкономии.
Как и Рикардо и Сэй, Милль считал, что при капитализме возможно бескризисное производство: рост населения приведет к росту цен на продукцию сельского хозяйства, росту ренты и уменьшению прибыли. Последнее приведет к экономическому застою. Чтобы этого не было, необходим технический прогресс и вывоз капитала в другие страны. Возможность экономического прогресса (как и у Рикардо ) заключается в противоборстве между техническим прогрессом и убывающей доходностью сельского хозяйства. Размер зарплаты зависит от спроса и предложения рабочей силы. Милль считал совокупный спрос рабочей силы не эластичным (соотношение между численностью населения и размерами капитала). Милль встает на позиции “теории рабочего фонда”, высказанной впервые английским экономистом Мак - Куллохом (1789-1864 гг.). Данная теория исходит из посылки, что общество всегда располагает очень жестким и фактически стабильным фондом жизненных средств, которые запасают (сберегают) капиталисты, чтобы содержать своих рабочих. Зарплата равна отношению этого фонда к числу рабочих. Это напоминает мальтузианский “железный закон заработной платы”, поэтому эти теории становятся решающими аргументами в пользу ограничения размеров семьи.
Милль не оставил без внимания теорию процента английского экономиста Н. Сениора (1790-1864 гг.), автора работы “Основные начала политэкономии” (1836 г.). Сениор рассматривал процент как вознаграждение за “жертву” капиталисту, которая заключается в том, что капиталист воздерживается от потребления текущего дохода с собственности, обращая его в средства производства. Развивая это положение, Милль утверждает , что труд не имеет права на полный продукт, поскольку “цена предложения на воздержание” в обществе представляет собой положительную величину. Прибыль измеряется текущей ставкой процента под наиболее выгодное обеспечение, а последняя определяется сравнительной ценностью, которая приписывается настоящему и будущему в данном обществе. Здесь у Милля звучит мотив временного предпочтения, в дальнейшем развитый представителями австрийской школы.
Вопрос 2. Эффект Веблена».
Веблен ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”) . Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности. Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкт мастерства, праздного любопытства и родительское чувство формирует облик экономики в целом.
Социально-психологический институционализм Т.Веблена
Исходя из сформулированного им предмета экономической науки Т.Веблен считал, что теория, дающая удовлетворительную трактовку экономического поведения человека, должна включать и внеэкономические факторы, объяснять поведение в его социальном аспекте. Поэтому он широко стал применять в экономической теории данные социальной психологии.
Изучая движущие мотивы человеческого поведения, Веблен оспорил положение традиционной экономической науки о том, что человек стремится к получению максимальной выгоды для себя, подчиняя свои действия «арифметике пользы». Веблен считал, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания, и его поведение не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Его поведением управляют инстинкты. Т.Веблен выделил позитивные инстинкты: инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и родительское чувство (забота о ближнем). Негативные инстинкты: воинственный и стяжательства (стремление улучшить свое положение за счет других). Учение Веблена об инстинктах можно рассматривать как еще один аргумент против системы свободного предпринимательства, поскольку наличие отрицательных инстинктов объясняет случаи несовпадения или даже антагонизма частного и общественного интересов.
Обосновывая свой критический взгляд на экономическую систему капитализма, Т.Веблен анализировал главное противоречие капитализма. Он считал, что это противоречие вытекает из существования в капиталистическом обществе двух противоположных начал: «индустрии» и «бизнеса». К индустрии он отнес сферу материального производства, основанную на машинной технике. Другую часть составил бизнес, к которому относилось все, что связано с извлечением доходов, погоней за прибылью: реализация товаров и услуг, сфера обращения с денежным хозяйством, кредитом, банками, спекуляцией и т.п.
Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на прибыль, и сам процесс производства и его материальные результаты их не интересует. (надо учесть еще и тот факт, что увеличение прибыли часто может достигаться за счет сокращения производства и ограничения выпуска). Таким образом, по Веблену интересы индустрии объективно отвечают интересам общества, чего нельзя сказать о бизнесе.
Указанное противоречие углубляется по мере развития общества. В теории Веблена капитализм (он называет его — «денежным хозяйством») проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство последних основано на абсентеистской собственности (отсутствующая, неосязаемая собственность), представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост размеров абсентеистской собственности, которая является основой существования «праздного класса», во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций. В результате противоречие между «бизнесом» и «индустрией» обостряется, так как бизнес получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства и повышения его эффективности.
Веблен видел возможность разрешения этого противоречия в глубоких преобразованиях общества и предсказывал установление в будущем власти технической интеллигенции, носителей специальных технических знаний — технократии. В трактовке Веблена основной целью технократии является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, который к тому же не осуществляет производственных функций и занят лишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономической организации.
Непосредственным способом передачи власти в руки технократии Веблен предполагал забастовку технических специалистов. Веблен утверждал, что достаточно объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы праздный класс добровольно отказался от власти. В обществе же, у руля которого встанет технократия, производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будет осуществляться эффективное распределение природных ресурсов, справедливое распределение и т. д.
Таким образом, Веблен положил начало распространению в политэкономии принципа технократизма, выдвинув один из первых вариантов технократической концепции. Его идеи о том, что в условиях крупного, быстро совершенствующегося в техническом отношении производства переход власти от собственников капитала к техническим специалистам — особому классу технократов, неизбежен, оказали большое влияние на развитие в XX столетии технократических концепций и немарксистской социологии и политической экономии.
Другую
разновидность раннего
Задачу политэкономии Дж. Коммонс видел в анализе коллективного поведения и обобщении его результатов. Он рассматривал ее как науку о деятельности людей. В качестве конечного объекта исследования принимался коллективный институт. Среди коллективных институтов Коммонс выделял такие, как корпорация, профсоюзы, политические партии, государство и фокусировался на изучении юридические норм и правовых аспектах функционирования коллективных институтов. Он утверждал, что экономические категории, институты, прежде всего, проявляются через юридические отношения. Сами рыночные отношения могут быть «честными» и «нечестными». Сделать рыночные отношения честными возможно посредством разумного законодательства и правильного применения законов.
Один
из центральных пунктов
Д. Коммонс признавал наличие в рыночной экономике социальных противоречий, отмечая, что в капиталистическом обществе имеют место противоречия между трудом и капиталом, покупателями и продавцами, заемщиками и кредиторами, и даже между различными группами налогоплательщиков. Д. Коммонс рассматривал конфликт как нормальное явление, как результат взаимодействия различных социальных групп внутри общественного организма и видел в нем средство обеспечения общественного прогресса, необходимый фактор социальной эволюции, средство создания «разумно организованного капитализма».
Он считал,
что реформирование общества
– это целенаправленные
Несмотря на утопичность некоторых идей
Коммонса, например, идеи о том, что с помощью
судебной системы можно устранить большинство
противоречий рыночной системы, многие
элементы его учения были положены в основу
теории «государства всеобщего благосостояния»,
принятого на вооружение в 50-60-е гг. ХХ
века правительствами Дж.Кеннеди, Л.Джонсона
и Ф.Рузвельта.
Билет 15.
Вопрос 1. Австрийская школа маржинализма. Карл Менгер (1840 - 1921)
- основоположник
австрийской школы
Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"