Шпаргалка по "Экономика агропромышленного предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, шпаргалка

Описание работы

Понятие, признаки и роль предприятия
Основу любой экономики составляет производство. Без производства не может быть потребления. Первичной структурной единицей национального хозяйства, где осуществляется производство, является предприятие.
Предприятие – это самостоятельны хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

shporgalki_ekonomika_predpriatia.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

1.Понятие,  признаки и роль предприятия 

Основу любой экономики  составляет производство. Без производства не может быть потребления. Первичной  структурной единицей национального  хозяйства, где осуществляется производство, является предприятие.

Предприятие – это самостоятельны хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие является юридическим  лицом и может выступать в  форме организации, фирмы, концерна. Предприятие как юридическое лицо имеет определенные признаки, установленные законодательными границами страны. К ним относят:

    1. Наличие своего имущества;
    2. Самостоятельная имущественная ответственность;
    3. Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
    4. Осуществлять от своего  имени другие разрешенные законом действия;
    5. Право выступать в суде от своего имени истцом и ответчиком;
    6. Иметь самостоятельный бухгалтерский баланс;
    7. Иметь расчетный и иные счета в банке.

Экономику государства упрощенно можно представить как совокупность предприятий, находящихся в тесной производственной, экономической, корпоративной связи между собой и государством.

Предприятие вне зависимости  от формы хозяйствования является базовым  звеном экономики. С позиций макроэкономики предприятие служит основой:

- увеличения валового  внутреннего продукта; 

- валового национального  продукта; национального дохода  в целом; 

- существования самого  государства и выполнения им  своих функций, так как основная  часть национального бюджета формируется за счет налогов с предприятием;

- обеспечения экономической,  политической независимости, обороноспособности  страны;

- развития национальной  науки, образования, медицины, культуры;

- ускорения научно  – технического прогресса;

- повышения качества  жизни населения;

- решения проблемы  занятости, и других социальных  задач.

Однако эту роль они  могут успешно выполнить лишь при их эффективном функционировании.

Вся история развития общественного производства свидетельствует, что наиболее эффектно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, т.е. наличия различных форм собственности, хозяйствования здоровой конкуренции, демонополизированной экономики, сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием, наличия развитой рыночной инфраструктуры, преимущества потребления над производителем по схеме:

Спрос потребителя     -       Производство-                   Ресурсы

Идеология данной схемы  сводится к возможности сбыть  свою продукцию, а для этого необходимо изучить конъюнктуру рынка, повышать качество продукции снижать издержки, изучать спрос покупателя (емкость рынка).

 

 

 

 

 

 

2. Цель и  среда функционирования предприятия

Целью любого предприятия, функционирующего в условиях рынка, является обеспечение стабильной финансовой устойчивости. Она включает не только получение прибыли, а устойчивое ее получение.

Количественной мерой  реализации цели предпринимательской  деятельности является достижение возможно большей массы прибыли или  возможно большего уровня рентабельности.

Положение предприятия, когда получение максимальной прибыли  соответствует и максимальному  уровню рентабельности считается идеальным.

Достижение поставленной цели обеспечивается при условии:

1) выпуска высококачественной  продукции, постоянном ее обновлении в соответствии со спросом;

2) рационального использования  имеющихся ресурсов с учетом  их взаимозаменяемости;

3) разработки стратегии  и тактики поведения предприятия  на рынке;

4) постоянного освоения  всего нового и передового  в производстве, организации труда и управления;

5) роста квалификации  кадров, повышения качества жизни  работников, создания благоприятного  социально- психологического климата  в трудовом коллективе;

6) повышения конкурентоспособности  продукции предприятия, имиджа  предприятия;

7) проведения гибкой ценовой политики и других функций.

Следует иметь в виду, что цели предприятия могут меняться в краткосрочном и долгосрочном периодах. Например, на короткой дистанции  целью предприятия может быть завоевание рынка, а не получение  прибыли. В данной ситуации получение прибыли отодвигается на будущее, когда будет завоеван рынок и все упущенное будет получено потом. На эффективность функционирования предприятия в условиях рынка влияет множество факторов.

Все факторы можно  разделить на внешние и внутренние.

К внешним следует  отнести:

1)изменение конъюнктуры  рынка как внутреннего, так  и мирового (спрос, предложение,  цена);

2) изменение политической  обстановки как внутри страны, так и в более глобальном  масштабе;

3) инфляцию, управление  государством в области налоговой, финансовой, кредитной политики;

4) социальное положение  населения (доходы, качество жизни).

Внутренние факторы  разнообразны и определяются конкретными  условиями на предприятии. Общими для  всех предприятий являются факторы, связанные:

1) с личностью руководителя  и способностью его команды  управлять производством; 

2) с использованием  достижений НТП и инновационной  политикой;

3) с постоянным совершенствованием  организации труда, производства, управления;

4) с управлением издержками, ценовой политикой, конкурентоспособностью, амортизационной и инновационной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Уставный  кап-л и имущество пред-ия.Уставный кап-л – сумма денеж. ср-в и ст-ть матер. и нематер. активов, представленная учредителями при создании пред-ия. Он явл. исходным кап-лом пред-ия и его имуществом. Его вел-на опр-ся с учетом предпола-й деят-ти, формы хозя-я и фиксируется при регистрации пред-ия в док-тах. Миним. размер уст-о кап-ла опр-ен з-ном и составляет в ОАО – не мене 1000 МРОТ, в ЗАО и ООО – не менее 100 МРОТ. Макс. размер его при регистрации з-ном не опр-ен. Уставный кап-л формируется за счет денеж. и имуществ. взносов. В состав имущ. взносов входят: 1) здания, сооружения, оборудование, раб. машины, транспорт. ср-ва, земля, матер. рес-сы; 2) имущ. права (право пользования водой, зе-й, дор-и, зд-и, соор-и, оборудованием, раб. Маш-и); 3) интеллект. Собс-ь; 4) ценные бумаги; 5) для совместных пред-ий – обязательно ср-ва в ин. валюте. Уставный кап-л пред-ия рассм. гарантом деловых отношений, повышает имидж пред-ия и его фин. устойчивость. Эффект-ть уставного кап-ла = выручка (прибыль)/уставный кап-л. Имущество пред-ия – совокупность принадлежащих пред-ию матер., фин. и нематер. активов, к-рые исп-ся для осущ. хоз. деят-ти. Матер. активы – зем. участки, здания, оборудование, сырье, материалы, готовая п-ция, полуфабрикаты. Фин. активы – денеж. ср-ва в кассе, на счетах в банке, депозиты, чеки, вклады, расчетные в пути док-ты, страховые полюсы, вложения в ценные бумаги, зем. и имущ. паи. Нематер. активы – патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутация пред-ия, пакеты док-тов, ноу-хау и др. эл-ты интеллект. собственности. Имущество пред-ия создается за счет взносов учредителей. В ходе хоз. деят-ти оно увелич. Имущество пред-ия явл. предметом сделок, отчуждений, м/б заложено и др. Надо помнить, что имущество пред-ия обособлено от имущества учре-й. Своим им-м пред-ие отвечает по долгам перед кредиторами. При банкротстве пред-ия, его имущество, согласно з-ных процедур, м/б исп-но для удовл. требований кредиторов.4.Жизненный цикл пред-ия.В процессе своего ф-ционирования пред-ие проходит стадии: 1) создание; 2) рост; 3) зрелость; 4) спад; 5) реорганизация; 6) санация; 7) банкротство; 8) ликвидация. О создании пред-ия, как хоз. субъекта, свидетельствует его регистрация в органах исполнит. власти (налоговая служба). На этой стадии опр-ся сфера деят-ти, обосновывается цель, выбор стратегии, разрабатывается орг-цион. и произв. структура, осущ. подбор кадров, покупается сырье, оборудование, разрабатывается орг-ция и У-ие произв-ва п-ции. Выражением этой стадии явл. бизнес-план. Рост: осущ. расширение произв-ва. Идет позиционирование его товара  на рынке, установление доли рынка, обеспечение ф-ционирования пред-ия. Стадия зрелости хар-ся высокой эффект-тью произв-ва, отработанной технологией, активной маркет. политикой. Все это обеспечивает высокую рентабельность для расширенного воспроизв-ва. Надо иметь в виду, если пред-ие быстро реагирует на изменение внеш. эк. среды, быстро адаптируется к рынку, оно может долго быть в стадии зрелости. Залогом успеха явл. умение руководителя быстро улавливать и реагировать на изменение в работе пред-ия, т.е. постоянно анализировать внутр. возможности и осущ. внутр. аудит. Спад наступает, когда пред-ие не реагирует на изменение внеш. эк. среды, не проводит постоянно оценку внутр. возможностей, что ведет к спаду деловой активности, т.е. – к банкротству. Реорган-я – мягкая альтернатива банк-у. Ее цель – оживить ра-у пред-ия, предать ему импульс деловой ак-и. В данной ситуации реализуется план выхода из кризиса, он может включать слияние, при-е, разделение, выделение, преобразование пред-ия. В результате м/б созданы новые и ликвидированы старые юрид. лица, измениться орг-но-прав. Статус и орг-но-произв. структура пред-ия. Особой формой реорганизации явл. реструктуризация пред-ия, к-рая включает меры по повышению эффект-ти производит-ти труда. В сис-му мер входят списание долгов, отсрочка долгов. Санация – более жесткая альтернатива бан-а по отношению к реор-и. Она включает меры по предотвращению банкротства и ликвидации пред-ия. Ее сущность – передача ф-ций У-ия делами пред-ия гос. органу или совету кредиторов, из числа спецов по делам о несостоятельности. Задачи, решаемые санацией: 1) обеспечивает выживание пред-ия; 2) позволяет заключить мировую сделку м/д кредиторами и пред-ием – должником; 3) способствует лучшему исп-ию активов пред-ия, нежели при его ликвидации. Санация может проводиться орг-цион. и фин. методами. Орг-цион. методы  предуссм. изменение администр. У-ия, сокращение (устранение) нерентабельных подразделений пред-ия. Фин. методы – выпуск дополнит. акций с целью увелич. денеж. кап-ла, увелич. банковских кредитов, предоставление субсидий, уменьшение дивидендов, перевод краткосроч. задолженности в долгосроч. Если санация не оправдала себя, то осущ. процедура банкротства. Банкротство осущ. в соответствии с ФЗ «О несост-и (банкротстве) пред-ия» от 08.01.98.  Несостоятельность (банкротство) – несп-ть пред-ия удовл. потребности кредиторов по оплате товров, работ, услуг, включая неспособность выплачивать з/п и обеспечить обязат. платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Признаком банкротства явл. Приоста-ие текущих платежей, т.е. пред-ие в течение трех мес. не может удовл. потребности кред-в. Ликвидация: здесь происходит прек-е деят-ти по причине либо банк-а, либо по решению собст-в, либо по решению суда.

 

4. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Организационно  – правовые формы хозяйствования

Согласно действующему законодательству, в рыночной среде  могут быть образованы следующие  формы предприятий (юридических  лиц): коммерческие и некоммерческие.

Юридическими лицами могут быть организации, имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли (коммерческие организации), либо не ставящие в качестве своей цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Коммерческие организации могут принимать следующие организационно-правовые формы:

  1. Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельность от имени товарищества и несут солидарно субсидиарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

1.1. Товарищество на  вере является разновидностью полного товарищества, состоит из двух групп участников: полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества; вкладчики (коммандитисты) – лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам.

1.2. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество - уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами.

1.3. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники-общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом.

1.4. Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

2.4. Дочернее хозяйственное общество (ДО) – хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключением между ними договором, имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

2.5. Зависимое хозяйственное общество (ЗО) – хозяйственное общество является зависимым, если другое (предлагающее, участвующие) общество имеет больше 20% уставного капитала ООО или АО.

2.6. Народное предприятие может  быть создано в порядке, предусмотренным  законом «Об особенностях правового  положения АО работников» (1998) путем преобразования любой коммерческой  организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых АО, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народных предприятий иным способом не допускается.

3. Производственный кооператив(ПК) – это добровольное объединение граждан для совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, и т.п. Учредительный документ ПК – его устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти человек.

5.Общие  признаки классификации пред-ий.

В эк-ке РФ ф-ционирует  множество пред-ий, к-рые различаются по: 1) отраслевой принадлежности; 2) размерам; 3) спец-ции; 4) цели деят-ти; 5) орг-но-прав. формам; 6) формам собственности. По отраслевой принадлежности пред-ия бывают: промыш., с\х-ва, строительства, торговые, транспортные, сферы услуг, инвестиционные. По размерам пред-ия м/б: 1) крупные; 2) средние; 3) мелкие. Признаки размера пред-ия: 1) объем (ст-ть) ВП; 2) число работников. Объем исп-ся в пред-иях, производящих однородную п-цию. Если п-ция разная, то исп-ся пок-ль – ст-ть ВП. В кач-ве дополнит. : 3) объем (ст-ть) товар. П-ции; 4) наличие основ. произв. кап-ла; 5) площадь земли (для с/х пред-ий). По з-ну основ. критерием отнесения пред-ия к малым явл. число работников, к-рое не д/б выше: в промыш., строительстве, на транспорте – 100 чел.; в с/х-ве и инвестиц. деят-ти – 60 чел.; в науке и научном обслуживании, в торговле – 30 чел.; в оптовой торговле – 50 чел. Исходя из численности в эк-ке: малые пред-ия (до 100 чел), средние пред-ия (до 500чел.) и крупные пред-ия (свыше 500 чел). По спец-ции все пред-ия делятся на: 1) специализированные; 2) диверсификационные; 3) комбинированные. В с/х-ве выделяют пред-ия по спец-ции: 1) с низким уровнем спец-ции при коэф. спец-ции до 0, 35; 2) средней спец-цией при коэф. спец-ции 0,35 – 0,5; 3) с высокой спец-цией – 0,51 – 0,6; 4) пред-ия углубленной спец-ции – 0,8; 5) узкоспециализированные пред-ия – свыше 0,8. Диверсификационные пред-ия – пред-ия, в к-рых удельный вес товаров, несвязанных с основ. деят-тью, составляет более 30% в структуре продаж. Комбинированные пред-ия – объединения нескольких пред-ий, связанных м/д собой технологич. цепочкой. По цели деят-ти все пред-ия делятся: 1) коммерч. (цель – получение прибыли); 2) некоммерч. (целью не явл. получение прибыли). По формам собственности пред-ия м/б: 1) частные; 2) гос.; 3) муниципальные; 4) смешанных форм собственности. Частные пред-ия основаны на собственности физич. и юрид. лиц. Она м/б в форме собственности отдельных граждан обще-совместной (имущество на доли не делится) и обще-долевой (собственность м/б разделена). Собственность – право на имущество, по к-рому собственник имеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Отношения собственности предполагают наличие объекта – земли, скота, зданий, жилья, машин и оборудования, транспорта и результатов хоз. деят-ти (п-ция и доход) и субъекта – граждан, группы лиц (учредители), коллектива пред-ия, гос-ва в лице федер. и регион. органов власти и др. Гос. пред-ия основаны на имуществе, принадлежащем федер. и регион. органам власти. Имущество создано за счет бюджетных ср-в или гос. пред-ий. Муницип. пред-ия основаны на имуществе, принадлежащем органам власти городов и сел. Они учреждаются органами местного самоУ-ия. Каждой форме собственности соответствует определ. форма хоз-вания, к-рая реализуется в орпедел. орг-но-прав. форме. Каждая из этих форм имеет преимущества, недостатки и право на сущ. Форма хоз-вания – сис-ма эк. отношений по поводу произв-ва и распределения созданной п-ции и дохода. По ГК РФ все коммерч. пред-ия по орг-но-прав. статусу бывают: 1) хоз. товарищества; 2) хоз. общества; 3) произв. кооп-вы; 4) унитарные пред-ия. Хоз. товарищества бывают: 1) полные; 2) товарищества на вере (коммандитные). Хоз. общества включают: 1) ОАО и ЗАО; 2) ОДО и ООО; 3) народные пред-ия. Произв. кооп-вы делятся: 1) с/х артель (колхоз); 2) рыболовецкая артель; 3) коопхозы.  Унитарные пред-ия м/б: 1) федер.; 2) регион. подчинения; 3) муницип. пред-ия. В зависимости от прав собственника унитарные пред-ия имеют виды: 1) унитарные пред-ия, основанные на праве хоз. ведения; 2) унитарные пред-ия, основанные на праве оперативного У-ия. Право хоз. ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника в границах з-нодат. и др. правовых актах. Право оперативного У-ия – право владеть, исп-ть и распоряжаться имуществом собственника в соответствии с целью предусм. деят-тью, заданиями собственника и назначением имущества. Значит, два этих права различаются м/д собой объемом прав относительно имущества собственника. Право хоз. ведения более полное. Пред-ия оперативного У-ия – казенное.  В агарной сфере эк-ки, в отличие от др. отраслей, хоз. объектами, кроме юрид. лиц, м/б и физ. лица – это КФХ. Все хоз. объекты, т.е. юрид. и физ. лица, называются с/х товаропроизводителями. Это понятие шире, чем с/х пред-ие.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика агропромышленного предприятия"