Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, шпаргалка
Понятие, признаки и роль предприятия
Основу любой экономики составляет производство. Без производства не может быть потребления. Первичной структурной единицей национального хозяйства, где осуществляется производство, является предприятие.
Предприятие – это самостоятельны хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
1.Понятие, признаки и роль предприятия
Основу любой экономики составляет производство. Без производства не может быть потребления. Первичной структурной единицей национального хозяйства, где осуществляется производство, является предприятие.
Предприятие – это самостоятельны хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие является юридическим лицом и может выступать в форме организации, фирмы, концерна. Предприятие как юридическое лицо имеет определенные признаки, установленные законодательными границами страны. К ним относят:
Экономику государства упрощенно можно представить как совокупность предприятий, находящихся в тесной производственной, экономической, корпоративной связи между собой и государством.
Предприятие вне зависимости от формы хозяйствования является базовым звеном экономики. С позиций макроэкономики предприятие служит основой:
- увеличения валового внутреннего продукта;
- валового национального продукта; национального дохода в целом;
- существования самого
государства и выполнения им
своих функций, так как
- обеспечения экономической,
политической независимости,
- развития национальной науки, образования, медицины, культуры;
- ускорения научно – технического прогресса;
- повышения качества жизни населения;
- решения проблемы
занятости, и других
Однако эту роль они могут успешно выполнить лишь при их эффективном функционировании.
Вся история развития общественного производства свидетельствует, что наиболее эффектно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, т.е. наличия различных форм собственности, хозяйствования здоровой конкуренции, демонополизированной экономики, сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием, наличия развитой рыночной инфраструктуры, преимущества потребления над производителем по схеме:
Спрос потребителя - Производство-
Идеология данной схемы сводится к возможности сбыть свою продукцию, а для этого необходимо изучить конъюнктуру рынка, повышать качество продукции снижать издержки, изучать спрос покупателя (емкость рынка).
2. Цель и
среда функционирования
Целью любого предприятия, функционирующего в условиях рынка, является обеспечение стабильной финансовой устойчивости. Она включает не только получение прибыли, а устойчивое ее получение.
Количественной мерой реализации цели предпринимательской деятельности является достижение возможно большей массы прибыли или возможно большего уровня рентабельности.
Положение предприятия, когда получение максимальной прибыли соответствует и максимальному уровню рентабельности считается идеальным.
Достижение поставленной цели обеспечивается при условии:
1) выпуска высококачественной
продукции, постоянном ее обнов
2) рационального использования имеющихся ресурсов с учетом их взаимозаменяемости;
3) разработки стратегии
и тактики поведения
4) постоянного освоения всего нового и передового в производстве, организации труда и управления;
5) роста квалификации
кадров, повышения качества жизни
работников, создания благоприятного
социально- психологического
6) повышения
7) проведения гибкой ценовой политики и других функций.
Следует иметь в виду, что цели предприятия могут меняться в краткосрочном и долгосрочном периодах. Например, на короткой дистанции целью предприятия может быть завоевание рынка, а не получение прибыли. В данной ситуации получение прибыли отодвигается на будущее, когда будет завоеван рынок и все упущенное будет получено потом. На эффективность функционирования предприятия в условиях рынка влияет множество факторов.
Все факторы можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним следует отнести:
1)изменение конъюнктуры рынка как внутреннего, так и мирового (спрос, предложение, цена);
2) изменение политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
3) инфляцию, управление государством в области налоговой, финансовой, кредитной политики;
4) социальное положение населения (доходы, качество жизни).
Внутренние факторы разнообразны и определяются конкретными условиями на предприятии. Общими для всех предприятий являются факторы, связанные:
1) с личностью руководителя и способностью его команды управлять производством;
2) с использованием
достижений НТП и
3) с постоянным
4) с управлением издержками, ценовой политикой, конкурентоспособностью, амортизационной и инновационной политикой.
3.Уставный
кап-л и имущество пред-ия.Уста
4. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
7.Организационно
– правовые формы
Согласно действующему законодательству, в рыночной среде могут быть образованы следующие формы предприятий (юридических лиц): коммерческие и некоммерческие.
Юридическими лицами могут быть организации, имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли (коммерческие организации), либо не ставящие в качестве своей цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Коммерческие организации могут принимать следующие организационно-правовые формы:
1.1. Товарищество на вере является разновидностью полного товарищества, состоит из двух групп участников: полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества; вкладчики (коммандитисты) – лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам.
1.2. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество - уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами.
1.3. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники-общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом.
1.4. Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
2.4. Дочернее хозяйственное общество (ДО) – хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключением между ними договором, имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
2.5. Зависимое хозяйственное общество (ЗО) – хозяйственное общество является зависимым, если другое (предлагающее, участвующие) общество имеет больше 20% уставного капитала ООО или АО.
2.6. Народное предприятие может
быть создано в порядке,
3. Производственный кооператив(ПК) – это добровольное объединение граждан для совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, и т.п. Учредительный документ ПК – его устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти человек.
5.Общие признаки классификации пред-ий.
В эк-ке РФ ф-ционирует множество пред-ий, к-рые различаются по: 1) отраслевой принадлежности; 2) размерам; 3) спец-ции; 4) цели деят-ти; 5) орг-но-прав. формам; 6) формам собственности. По отраслевой принадлежности пред-ия бывают: промыш., с\х-ва, строительства, торговые, транспортные, сферы услуг, инвестиционные. По размерам пред-ия м/б: 1) крупные; 2) средние; 3) мелкие. Признаки размера пред-ия: 1) объем (ст-ть) ВП; 2) число работников. Объем исп-ся в пред-иях, производящих однородную п-цию. Если п-ция разная, то исп-ся пок-ль – ст-ть ВП. В кач-ве дополнит. : 3) объем (ст-ть) товар. П-ции; 4) наличие основ. произв. кап-ла; 5) площадь земли (для с/х пред-ий). По з-ну основ. критерием отнесения пред-ия к малым явл. число работников, к-рое не д/б выше: в промыш., строительстве, на транспорте – 100 чел.; в с/х-ве и инвестиц. деят-ти – 60 чел.; в науке и научном обслуживании, в торговле – 30 чел.; в оптовой торговле – 50 чел. Исходя из численности в эк-ке: малые пред-ия (до 100 чел), средние пред-ия (до 500чел.) и крупные пред-ия (свыше 500 чел). По спец-ции все пред-ия делятся на: 1) специализированные; 2) диверсификационные; 3) комбинированные. В с/х-ве выделяют пред-ия по спец-ции: 1) с низким уровнем спец-ции при коэф. спец-ции до 0, 35; 2) средней спец-цией при коэф. спец-ции 0,35 – 0,5; 3) с высокой спец-цией – 0,51 – 0,6; 4) пред-ия углубленной спец-ции – 0,8; 5) узкоспециализированные пред-ия – свыше 0,8. Диверсификационные пред-ия – пред-ия, в к-рых удельный вес товаров, несвязанных с основ. деят-тью, составляет более 30% в структуре продаж. Комбинированные пред-ия – объединения нескольких пред-ий, связанных м/д собой технологич. цепочкой. По цели деят-ти все пред-ия делятся: 1) коммерч. (цель – получение прибыли); 2) некоммерч. (целью не явл. получение прибыли). По формам собственности пред-ия м/б: 1) частные; 2) гос.; 3) муниципальные; 4) смешанных форм собственности. Частные пред-ия основаны на собственности физич. и юрид. лиц. Она м/б в форме собственности отдельных граждан обще-совместной (имущество на доли не делится) и обще-долевой (собственность м/б разделена). Собственность – право на имущество, по к-рому собственник имеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Отношения собственности предполагают наличие объекта – земли, скота, зданий, жилья, машин и оборудования, транспорта и результатов хоз. деят-ти (п-ция и доход) и субъекта – граждан, группы лиц (учредители), коллектива пред-ия, гос-ва в лице федер. и регион. органов власти и др. Гос. пред-ия основаны на имуществе, принадлежащем федер. и регион. органам власти. Имущество создано за счет бюджетных ср-в или гос. пред-ий. Муницип. пред-ия основаны на имуществе, принадлежащем органам власти городов и сел. Они учреждаются органами местного самоУ-ия. Каждой форме собственности соответствует определ. форма хоз-вания, к-рая реализуется в орпедел. орг-но-прав. форме. Каждая из этих форм имеет преимущества, недостатки и право на сущ. Форма хоз-вания – сис-ма эк. отношений по поводу произв-ва и распределения созданной п-ции и дохода. По ГК РФ все коммерч. пред-ия по орг-но-прав. статусу бывают: 1) хоз. товарищества; 2) хоз. общества; 3) произв. кооп-вы; 4) унитарные пред-ия. Хоз. товарищества бывают: 1) полные; 2) товарищества на вере (коммандитные). Хоз. общества включают: 1) ОАО и ЗАО; 2) ОДО и ООО; 3) народные пред-ия. Произв. кооп-вы делятся: 1) с/х артель (колхоз); 2) рыболовецкая артель; 3) коопхозы. Унитарные пред-ия м/б: 1) федер.; 2) регион. подчинения; 3) муницип. пред-ия. В зависимости от прав собственника унитарные пред-ия имеют виды: 1) унитарные пред-ия, основанные на праве хоз. ведения; 2) унитарные пред-ия, основанные на праве оперативного У-ия. Право хоз. ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника в границах з-нодат. и др. правовых актах. Право оперативного У-ия – право владеть, исп-ть и распоряжаться имуществом собственника в соответствии с целью предусм. деят-тью, заданиями собственника и назначением имущества. Значит, два этих права различаются м/д собой объемом прав относительно имущества собственника. Право хоз. ведения более полное. Пред-ия оперативного У-ия – казенное. В агарной сфере эк-ки, в отличие от др. отраслей, хоз. объектами, кроме юрид. лиц, м/б и физ. лица – это КФХ. Все хоз. объекты, т.е. юрид. и физ. лица, называются с/х товаропроизводителями. Это понятие шире, чем с/х пред-ие.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика агропромышленного предприятия"