Шпаргалка по "Экономика агропромышленного предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, шпаргалка

Описание работы

Понятие, признаки и роль предприятия
Основу любой экономики составляет производство. Без производства не может быть потребления. Первичной структурной единицей национального хозяйства, где осуществляется производство, является предприятие.
Предприятие – это самостоятельны хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Файлы: 1 файл

shporgalki_ekonomika_predpriatia.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Конкурентоспособность  (к/с-ть) пред-ия и п-ции.

К/с-ть пред-ия – это его «+» по отношению к др. пред-иям одной отрасли  внутри страны и в мире по степени и продукт-ти рес-сов и соц. пок-лям. К/с-ть пред-ия м/б оценена лишь в границах пред-ий, выпускающих однородную п-цию. К/с-ть – понятие относительное. Это значит, оно м/б к/с-ным в регионе, но не в мире. Выявление конкурент. «+» одной фирмы перед др. состоит в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или в мире. Фирма-лидер (объект) должна обладать хар-ками: 1) соизмеримость хар-ик выпускаемой п-ции по удовл. идентичных потребностей; 2) соизмеримость сегментов рынка, для к-рых производится п-ция; 3) соизмеримость фазы жизненного цикла пред-ия. Эффект-ть исп-ия рес-сов, как критерий к/с-ти пред-ия, оценивается пок-лями, к-рые исп-ся и при хар-ке эффект-ти: 1) рентабельность продаж; 2) доли контролируемого рынка; 3) товар. марка; 4) инновационность произв-ва; 5) И-цион. привлекательность; 6) эргономичнсоть и безопасность произв-ва; 7) год. доход рабочего и обеспеченность соц. пакетом. Основу к/с-ти пред-ия составляет к/с-ть его п-ции и процесса произв-ва п-ции. Основ. пок-лем к/с-ти п-ции явл. потребит. кач-ва и цена. К/с-ть п-ции – это хар-ка товара, отражающая его преимущества перед товаром конкурента по кач-ву и цене. Товар хар-ся и нетовар. кач-вами: реклама, имидж фирмы, обслуживание и др. Поэтому для пред-ий АПК, производящих технич. ср-ва, к/с-ть товара будет опр-ся кач-вом, ценой и облуживанием после продажи. К/с-ть товара не может состояться без конкурентного произв-ва. Конкурентное произв-во – к/с-ть технологии процесса произв-ва товара. Хаар-ки к/с-ти произв-ва п-ции: 1) трудоемкость; 2) землеемкость; 3) материалоемкость; 4) энергоемкость; 5) фондоемкость; 6) себест-ть. К/с-ть как эк. категория связана с эффект-тью произв-ва. К/с-ть относит. эффект-ти явл. первичным звеном, т.к. только к/с-ный товар м/б реализован на рынке и принести эффект в виде прибыли.

 

36.Пути повышения конкурентоспособности (к/с-ти) п-ции пред-ия.

Основу успеха любой  фирмы сегодня составляет разработка стратегии произв-ва и сбыта к/с-ной  п-ции. Поэтому вопросы прибыли, рентабельности как цели пред-ия рассм. с позиции к/с-ти. Повышение к/с-ти пред-ия предполагает У-ие ею на уровне пред-ия. Это значит У-ие кач-вом, издержками, обслуживанием. Названные составляющие сами явл. многофак-рными, и сами м/б объектами У-ия (уровень издержек = ст-ть сырья, материалов, топлива, эл. энергии и др.). Повышение к/с-ти пред-ия предполагает новые подходы к И-цион. политике: И-ции должны иметь инновац. направленность. К/с-ть пред-ия опр-ся группами фак-ров: 1) технико-технологич.; 2) эк.; 3) коммерч.; 4) нормативно-правовые. Технико-технологич. фак-ры опр-ся наукоемкостью п-ции и производит-тью труда. Эк. фак-ры опр-ся формированием издержек произв-ва. Коммерч. опр-ся усл. реализации товара. Они включают: конъюнкруту рынка, предоставляемый сервис, рекламу, имидж фирмы. Норматив.-прав. отражают требования технич. и экологич. безопасности исп-ия товара, патентно-прав. требования. Формирование конкурент. «+» товара на пред-ии должно осущ. с У-ия и формирования рес-сов: земельных, матер. и труд. Для повышения к/с-ти на уровне пред-ия надо создавать сис-му У-ия технологич. процессом и оптим-ции издержек произв-ва. Особенностью с/х пред-ий явл. ф-ционирование их на основе сочетания отраслей. Поэтому к/с-ть их будет опр-ся оптим. сочетанием отраслей в границах рацион. землепользования. Важна также диверсификация произв-ва.

 

 

43.Пути развития сх предприятия.

Расширенное воспроизводство  в сх может идти 2 путями: экстенсивно  и интенсивно. Экстенсивно- это когда  объем пр-ва увеличивается за счет расширения пр-ва на прежней технич-й  и технологич-х основах. Интенсивный путь разв-я- за счет качеств-го преобразования пр-ва, т.е. совершенств-е техники. Технологии. Методов и форм управления, орг-ции. На современном этапе интнсивный путь разв-я отождествл-ся с модернизацией. Особенностью интенсивного пути развития явл-ся системность и инновационность. Именно эти 2 составляющие определяют модернизацию сх пр-ва. Естественной основой интенсивного разв-я сх явл-ся способность земли повышать свое плодородие при рациональном ее исольз-ии, способность ратений и жив-х повышать свои продуктивные кач-ва в результате селекции и совершенствовании технологии. Материальной основой модернизации сх пр-ва явл-ся высокие результаты НТП и внедрение его достижений в пр-во, а также развитие материальной сферы пр-ва, обеспечивающей сх средствами пр-ва. Экон-й основой интенсификации д.б. ценовая,  финн-кредитная пол-ка гос-ва, направленная на создание экон-х условий интенсификации на инновационной основе. Интенсификаця применительно к сх означает увеличение выхода продукции на 1 га или с 1 гол за счет качественного соверш-я пр-ва. Поэтому интенсиф-ю можно рассматривать как способ, модель форму хоз-я , обеспечивающую эффект.

 

 

 

44.Показатели,  хар-ки прцессы интенсификации в сх.

Процесс итенсиф-ии имеет 2 стороны- факторную и результативную. Факторная характеризуется уровнем интенсивности, к-й позволяет  количественно измерить процесс интенсиф-ии. Показателями уровни интенсивности м.б. все показатели – 1. Обеспеченности произв-ми фондами 2. Показатели структуры землепользования, т.е. доля сх угодий в общей площади, доля пашни в сх угодьях, доля орошаемых земель в общей площади 3. Плотность поголовья (кол-во скота на 1 га сх угодий). Эти показатели явл-ся общими. К частным в растениеводстве можно отнести : трактором- , комбайнообеспеченность; уровень механизации произ-х процессов; уровень внесения удобрения. В животнов-ве частными м.б.: срок продуктивного использов-я жив-х. доля высокопродуктивного скота в стаде, срок откорма, расход кормов на гол скота, питательность кормов, уровень мех-ии произ-х процессов, соотношение пролукции и поддерживающих кормов. Результативная сторона процесса интенсиф-ии выражает эффект отдачи от вложенных в кач-ве преобразования затрат (т.е. отдачу от совершенствования техники, технолог ср-в, род сортов). Результативная сторона процесса интенсиф-ии м,б.оценена в целом как опособ хоз-я, т.е. как функционир-я пред-я или по отдельным направлениям модернизации интенсификации. При оценке интенсиф-ии как способа, модели хоз-я исп-я общая система показ-й экономич-й эффек-и. По направлениям интенсиф-ии исп-я особая сис-ма оценоч-х показ-й.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Оценка направлений интенсификации.

Все факторы интенсификации и модернизации можно разделить  на 3группы: 1.материально-технические,связанные  с совершен-м мат-о-тех-ой базы. Данные факторы очень капиталоемкие и требуют больших инвестиций; 2.Технологические, направлен-е на совершен-е технологи-го процесса в целом или отд-х его элементов. В с.х. это проявл-я в различного рода агро-,зоо-,ветмероприятиях.Они также капиталоемкие.; 3.Организационно-экон-е. Направленные на совершен-е орган-го, управлен-го произ-ва, материальное стим-е. Эта грыппа факторов не капиталоемкая, но самая прогрессивная, т.к. чел-к-это основа произ-ва. Названные группы факторов реал-ся ч\з различные направл-я модернизации произ-ва. Это технич-я оснащенность на основе автоматизации произ-х процессо, химизация, мелиорация и совершен-е эк-го механизма хоз-я. Технич-ая оснащен-ь явл-я самым весомым направлением интенсификации пр-ва. Основное назначение технич-х ср-в-это повышение произ-и труда, т.е. снижение трудоемкости, улучш-е условий труда. Поэтому показ-и эффект-и исп-я новых технич-х сред-в м.б.: 1.Снижение технолог-ой трудоем-и=(Т1-Т2/Т1)*100%,где Т1,Т2-технолог-я трудоем-ь ед-цы прод-ции или вида работ до и после внедрения новых технич-х ср-в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Характеристика производственного процесса

Производственный процесс  – совокупность отдельных процессов  труда направленных на превращение  сырья в готовую продукцию. Основные факторы производственного процесса: 1) средства труда (машины, оборудование, здания, сооружения и т.д.); 2) предмет труда (сырье, материалы); 3) труд – целесообразная деятельность людей. Взаимодействие этих трех факторов в процессе производства, формирует содержание производственного процесса. Именно содержание производственного процесса оказывает основопологающее влияние на построение и организацию предприятия, его производственных подразделений. Производственный процесс в промышленном предприятии делится на: 1) основной; 2) вспомогательный. Основной – связан с превращение предмета труда в готовую продукцию. Вспомогательные – способствуют функционированию основных и сами  непосредственно в процессе производства не учавствуют. Производственный процесс не однороден он складывается из множества технологических операций. Операция – часть производственного процесса, характерезуемая множеством последовательных действий над предметом труда. Технологические операции могут выполнятся одним или несколькими работниками на 1 или нескольких рабочих местах. Классификация производственного процесса в промышленном предприятии: 1. По количеству компонентов изготовленного продукта 1.1 изготовление простых продуктов; 1.2 Изготовление сложного продукта. Сложный продукт – образуется в результате сочетания ряда параллельных процессов изготовления простых изделий. Этот производственный процесс называется синтетическим. В классификации изготовления сложного продукта выделяют аналитический производственный процесс суть которого сводится к получению из одного вида сырья нескольких видов готовой продукции. При аналитическом производственном процессе 1 изготовительный цех передает полуфабрикаты в несколько обрабытавающих цехов, которые изготавливаю разные виды продукции. 2. По характеру воздействия на предмет труда 2.1 механические; 2.2 химические; 2.3 физические. 3. По стадиям изготовления продукта 3.1 заготовительные; 3.2 обрабатываемые; 3.3 отделочные. 4. По степени технической оснащенности 4.1 ручные; 4.2 частичные; 4.3 комплексно-механизированные. 5. По степени непрерывности 5.1 непрерывный (отсутствуют перерывы между технологическими операциями. 5.2 дискретные (предусматривает технологических перерывов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Производственный цикл

Производственный цикл – законченный полный круг технологических  операций при изготовлении продукта. Производственный цикл в промышленности измеряется длинной пути движения изделия  или комплект-х и времени в течении которого готовое изделие проходит весь путь обработки. Длина пути измеряется расстоянием от первого рабочего места, где началась обработка изделия и далее по всем рабочим местам до последнего. Длина пути измеряется площадью размещения машин и оборудования, чем длиннее путь тем выше затраты на изготовление готовой продукции, связано с транспортировкой от первого рабочего места к др. Временная продолжительность производственного цикла – интервал календарного времени от первой до последней производственной операции при изготовлении готовой продукции. Продолжительность производственного цикла измеряется в сек, мин, ч, днях. Производственный цикл в зависимости от продолжительности ключает 3 стадии: 1) время выполнения основных операций; 2) время выполнения вспомогательных операций; 3) время перерывов в работе. 1) стадия образует технологический цикл, который включает: обработку, заготовительный и контрольный циклы. 2) стадия включает транспортный технологический цикл. 3) время перерывов делится на режимные, межоперационные, межцикличные. Технологический цикл включает основные операции связанные с обработкой изделия. Продолжительность технологического цикла зависит от порядка движения изделия от первой до последней операции. Выделяют последовательное; параллельное; параллельно-последовательное движение изделия. Последовательное движение при изготовлении партии изделий последующая операция начинается после после обработки всей партии изделий. При этом продолжительность производственного цикла равна сумме длительности всех операций от первой до последней. В этой связи последовательное движение предметов предопределяет саамы продолжительный производственный цикл. Применяется при малосерийном производстве или еденичном. Параллельное: каждая последующий компонентизделия немедленно передается после завершения предыдущей операции для дальнейшей обработки не зависимо от готовности всей партии. Продолжительность производственного цикла сокращается. Характерен для массового и крупносерийного производства. Параллельно-последовательное: выполнение последующей операции начинается до окончания обработки всей партии на предыдущей операции. Используется где обработка изделия осуществляется параллельно на многих рабочих местах, т.е. в нескольких цехах . Используется в серийном производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Производственная программа (ПП).

ПП промышленного предприятия  экон-й план выпуска продукции  за определенный промежуток временив разрезе товарного ассортимента и номенклатуры. Выпуск продукции  следует отличать от валового выпуска. Валовой выпуск- стоимость прозведенных и реализованных товаров (услуг) в сумме с незавершенным произ-вом и запасами готовой продукции. Вал выпуск м.б. равным, больше или меньше выручки от продаж. Вал выпуск > выручки, когда прирост незавершенного пр-ва и запасов готовой продукции положителен и меньше, когда он отрицателен. При этом термин прирост незавершенного п-ва и запасов готовой продукции  означает любое изменение независимо от нака + или -. Срок. На к-й составляется производственная программа, наз-ся горизонтом планир-я. Учитывая, что в этой программе отражается лишь продуктовая или товарная номенклатура, то составление произв программы на предприятии наз продуктовым планированием. Произв-я программа явл-ся составной частью любого плана разв-я предприятия, поэтому произв программы, так же как и планы, подразделяют на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (текущие). Долгосрочные произв-е программы связаны с инвестиц-ми проектами, поэтому номенклатура выпуска продукции  в них в натуральном выражении ограничена только основными наименованиями. Произв программа на перспективу также планируется в денежном выражении, где выделяется основная и побочная продукция и прочая.  Краткосрочные произв программы (на квартал, месяц, полугодие, год) состоится с более подробным указанием товарной номенклатуры и ассортимента. Произв программа отражает различную номенклатуру в зависимости т срока ее составления и чем короче срок, на к-й она составляется , тем больше она содержит наименований. Товарный ассортимент- это состав однородной продукции по маркам, моделям, видам, категориям, сортам и т.д. Товарная номенклатура вкл в себя крупные позиции товара, разнородные по своему виду, к-е в силу этого не может суммироваться несмотря на одинаковую единицу измерения. Ассортимент произ-х товаров на предприятии м.б. широким и узким. Широкий характерен для наступательного бизнеса, т.е. активно развивающегося. Узкий ассортимент соответствует состаянию выживания предпр-я. Тов номенклатура соответствует диверсификации пр-ва на предпр-ии. Огромное кол-во товаров и услуг на территории России классифицируется на: - потребит-е товары, - товары производственно-технического назначения, - сх продукцию,- грузовые перевозки, - услуги связи и др услуги. Потребит-е товары в свою очередь включают: по системе национальных счетов все произ-е товары, услуги подразделяются по секторам экон деят-ти. 2. пр-во рыночных услуг – транспорт, торговля и общественное питание, заготовки, орг-ии и т.д. Все рыночные услуги  подразделяются на произв-е (материальные), к-е обуславливают непосредственно процесс пр-ва и непроизводственные, к-е обслуживают чел-ка. В отличии от товаров, услуги нельзя отложить прозапас, накопить резерв в пр-ве услуг возможен только в виде резервных мощностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика агропромышленного предприятия"