Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 234.94 Кб (Скачать файл)

Банк выдает краткосрочные  ссуды, заключив с предприятием кредитный  договор. Выдача кредитов увязывается  с финансовым состоянием предприятия, его платежеспособностью. Краткосрочный  кредит выдается на срок до одного года.

Другие кредиторы предоставляют  средства предприятию взаймы под  оговоренный процесс на срок менее  года с оформлением векселя или  иного долгового обязательства.

Коммерческий кредит также  оформляется векселем. Это кредит поставщика покупателю, когда оплата производится позже в оговоренные  сроки.

 

25.Разгосударствление и приватизация: понятие, принципы.

Разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Цель  государственной политики в области  приватизации - повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом путем вовлечения в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизации структуры последней; контроля за выполнением собственниками приватизируемого имущества своих обязательств; формирования и развития фондового рынка, в том числе корпоративных ценных бумаг; обеспечения поступлений в республиканский и местный бюджеты средств от приватизации; усиления социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Важнейшими  стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются: создание основ многоукладной экономики и конкурентной среды; разработка и ввод в действие правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную; перераспределение и закрепление прав собственности при минимуме социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.

К основным мерам, призванным обеспечить достижение цели государственной политики в  области приватизации, следует отнести:

•  принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;

• ориентацию на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;

•   обязательный учет мирового опыта приватизации, в том числе в области предпродажной подготовки предприятий с привлечением консультантов по финансам, хозяйственному праву и менеджменту, аудитора, оценщика;

•   сочетание долгосрочных и краткосрочных  интересов государства;

•   дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

Приватизация  осуществляется путем как безвозмездной передачи, так и продажи государственной собственности.

Закон определяет также основные принципы приватизации (ст. 6):

- сочетание  возмездного и безвозмездного  способов приватизации;

-  право  каждого гражданина Республики  Беларусь на часть безвозмездно  передаваемой государственной собственности;

-  дифференциация  методов, форм и процедур приватизации;

-  разграничение  компетенции по осуществлению  приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

-  предоставление  определенных социальных гарантий  членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий;

- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

-  обеспечение  широкой гласности процесса приватизации;

-  постепенность  и поэтапность;

Огосударствление экономики рассматривается как усиление участия государства в экономической жизни, проявляющееся в самых различных формах. Разгосударствление — процесс обратный, т.е. ослабление участия государства в регулировании экономической жизни, прежде всего его отказ от непосредственного управления хозяйствующими субъектами. На этот признак - отказ от функций непосредственного управления - надо обратить внимание. Это - главное в разгосударствлении. Функции управления у государства при этом не отнимаются кем-то. Государство само передает их физическим и юридическим лицам. Это тоже надо отметить.

В рассматриваемом  аспекте понятия "огосударствление" и "разгосударствление" корреспондируют  с понятиями "национализация" и "денационализация".

Национализация - переход из частной собственности в собственность государства земли, предприятий промышленности, транспорта, связи, банков и т.д. Национализация имеет различное социально-экономическое содержание в зависимости от того, в какую историческую эпоху и в интересах какой (каких) социальной группы она проводится. Денационализация - процесс обратный: передача в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате национализации или конфискации имущества частных компаний или индивидуальных капиталистов, скупки государством акций и других ценных бумаг, а также строительства предприятий за государственный счет.

Объектами приватизации являются: государственные  предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения  предприятий; государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых  предприятий; доли (паи, акции) государства  в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть: граждане и юридические лица РБ, лица без гражданства, иностранные  граждане и организации.

 

26.Формы и виды приватизации.

Различаю  две формы приватизации: возмездная (выкуп государственного имущества) и безвозмездный (бесплатная передача государственного имущества – передача в собственность трудовым коллективам  и раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков).

Возмездная  форма осуществляется следующими способами:

1)  аренда  с выкупом;

2)  создание  народных предприятий;

3)  организация  акционерных обществ;

4)  продажа  объектов по конкурсу и (или)  на аукционах и др.

Аренда - владение и пользование за плату каким-либо имуществом в течение определенного срока, установленного договором. В аренду могут передаваться: земля, здания и сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда сама по себе еще не влечет изменения права собственности. Собственником остается арендодатель, т.е. лицо или организация, предоставляющие данное имущество в аренду. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе. Как правило, она не ниже банковского процента.

Арендодатель - собственник имущества, а в случае государственной собственности на предприятие - орган, представляющий собственника. Арендатор, по согласию с арендодателем, может постепенно, за счет накапливаемой на лицевых счетах членов трудового коллектива сумм, распределяемой между ними части чистой прибыли выкупить имущество, взятое в аренду. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, начисления сумм на индивидуальные лицевые счета и т.п., поступают в распоряжение органов управления - дирекции и совета предприятия.

На  практике арендный подряд с выкупом  себя не оправдал. Гражданский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 июля 1999 года, вообще не предусматривает такой формы хозяйствования, поскольку стало ясно, что коллектив может получить свою долю и в процессе приватизации через акционирование.

Непросто  складывалась судьба следующей формы  приватизации - коллективных (так называемых народных) предприятий. Предполагалось, что такие предприятия создаются путем постепенного перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива, главным образом, путем выкупа. Выкупленное в установленном порядке имущество предприятия принадлежит коллективу в целом и каждому труженику-собственнику в отдельности. Пай (доля) каждого работника определяется уставом и учитывается на лицевом счете этого работника. Утверждалось, что у работников народных предприятий появляется чувство собственности, повышается интерес к работе. Говорили об изменении самой атмосферы труда в подобных коллективах, о более экономном использовании материалов, топлива, инструментов, об улучшении качества выпускаемой продукции без значительных капитальных затрат.

Коллективное (народное) предприятие создается  в случае перехода всего имущества  государственного предприятия в  собственность трудового коллектива путем выкупа или приобретения имущества иными предусмотренными законом способами. Коллектив предприятия наделялся правами юридического лица и действовал на принципах хозяйственного расчета.

Имущество государственного предприятия выкупалось или передавалось безвозмездно. Выкупленное  имущество считалось общей долевой  собственностью работников-собственников  (форма коллективной собственности, которой сегодня, согласно Конституции, в республике вообще нет) и учитывалось за каждым работником-собственником на его лицевом счете. Предусматривалось далее, что при ликвидации коллективного предприятия невыкупленное государственное имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, возвращалось в государственную собственность. А в случае полного перехода права собственности на имущество к коллективу работников и последующей ликвидации предприятия, имущество распределялось между совладельцами (их наследниками) после того, как будут произведены расчеты с бюджетом, банками и другими кредиторами предприятия.

Разгосударствление  в процессе приватизации осуществляется путем создания государственных ОАО. Акционирование выгодно для предприятий крупных и средних размеров с высокой ликвидностью, достаточной рентабельностью и конкурентоспособностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, строительстве, торговле и т.д. После создания государственных ОАО начинается процесс приватизации, то есть государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации.

Продажей  объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах. Различают аукцион без условий и аукцион с условиями, когда от покупателя требуется выполнение каких-либо из установленных органом приватизации обязательств. В перечень последних входят:

• сохранение назначения или профиля объекта  приватизации;

• сохранение или создание рабочих мест в течение  определенного времени;

• реализация инвестиционных программ;

• обязательство  по охране объектов приватизации, имеющих историко-культурную ценность.

Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей  объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наиболее соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях одерживает победу участник, предложивший наивысшую цену.

 

27.Формы и системы оплаты труда  в орг-ии.

Система оплаты – это определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.

Формы и системы  заработной платы являются необходимым  элементом  организации оплаты труда. Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия. Взаимодействуя с нормированием труда и тарифной системой заработной платы, они определяют порядок начисления заработков отдельным работникам или их группам в зависимости от количества, качества и результатов труда. Формы и системы оплаты труда создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом. Вознаграждение за труд или компенсация работникам затрачиваемых умственных, физических или предпринимательских усилий играет существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятие, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или фирме.

При разработке систем оплаты труда на предприятии  приходиться решать одновременно две  задачи. Во-первых, каждая система должна направлять усилия работника на достижение таких показателей трудовой деятельности, которые обеспечат получение  необходимого работодателю производственного  результата: выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции  с наименьшими затратами. Во-вторых, каждая система оплаты труда должна предоставлять работнику возможность  для реализации имеющихся  у него умственных и физических способностей, позволить ему добиваться в рабочем процессе полной самореализации как личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"