Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 09:17, шпаргалка
18 век - формирование. Оцениваем с целью правильного налогообложения. Это необходимо государству. Повод для создания систем налогообложения недвижимости служила неравномерность распределения налогов. При переходе от подушного налогообложения к подоходному. 1861 год отмена крепостного права, появились кадастровые работы для оценки недвижимости. Основой таких систем были кадастры. 1864 год «положение о земских учреждениях». Оно предусматривало изменения базы налогообложения и частичный переход к имуществу граждан.
Необходимо заметить,
что к этому времени в
Следующим отличием нового закона стали изменившиеся условия финансирования оценочных работ. Рассматривая этот вопрос в историческом плане, можно сделать вывод, что выполнение кадастровых работ, выполнение масштабных работ по оценочной статистике и непосредственное выполнение оценки недвижимого имущества требуют существенного государственного финансирования. В тех государствах, где достаточное финансирование отсутствовало, результаты работ не позволяли решать проблемы оперативного создания системы налогообложения недвижимости на основе оценки.
В соответствии с законом 1893 года финансирование оценочной деятельности должно было вестись за счет земств. Но так как средств земским органам хронически не хватало, то и работы по оценке за 6 лет существования подобных правил практически не продвинулись вперед. Новый закон 1899 года устанавливает объем государственного финансирования оценочных работ в 34 губерниях в размере 1 миллиона рублей в год. Для более эффективного стимулирования работы данная сумма рассматривается как долгосрочное казенное пособие земствам, которое после выполнения оценочных работ остается в распоряжении местного губернского земства. Однако ощутимый эффект, по объективным историческим причинам, бюджетное финансирование дало только в следующие два года после принятия закона.
В) Методологические основы оценки недвижимости
Более чем тридцатилетний опыт русских ученых по сбору, статистическому анализу и нормированию данных, необходимых для оценки недвижимости, позволил сформулировать достаточно четкие нормативные инструкции для выполнения практических оценок. Еще раз следует заметить, что работы основоположников русской оценочной статистики по исследованию земельных угодий в Черниговской и Нижегородской губерниях, городской недвижимости в Харькове и Риге, концептуально заложили основы методологии оценки, которая впоследствии расширялась, дополнялась и конкретизировалась.[5]
Основные концепции оценочной статистики, как науки, призванной обеспечивать решение задач оценки недвижимости, были сформулированы в следующем виде:
• оценочная статистика является самостоятельной наукой, определяющей степень доходности и ценности недвижимого имущества для данного момента времени в данной местности;
• изучаемая оценочной статистикой ценность недвижимости должна пониматься не как абстрактная величина, а как продукт общественного труда, увеличивающийся по мере общественно-экономического развития данной страны и отражающий текущую экономическую ситуацию;
• в силу необходимости постоянного отражения изменяющихся характеристик общественно-экономического развития, оценочная статистика должна постоянно развиваться в изучении факторов доходности и ценности недвижимости. В рамках основных концепций были разработаны и постоянно совершенствовались конкретные методы сбора и обработки информации для целей оценки, позволяющие выработать методики оценки недвижимости.
Современные подходы к вопросам оценки, культивируемые в развитых странах рыночной экономики, практически повторяют в своей основе концептуальные положения, заложенные создателями русской оценочной статистики. К началу XX века методические разработки и организационные подходы к оценке в России, впитавшие в себя передовые идеи и опыт развитых стран того времени, позволили добиться в вопросах оценки недвижимости выдающихся результатов, зачастую не имеющих аналогов в мире. Анализ исторических фактов позволяет обоснованно сделать вывод о том, что стараниями своих выдающихся ученых Россия, с точки зрения методологии и организации оценки недвижимости, была одной из ведущих стран.
В то же время, нельзя сказать, что оценка собственности, как система, работающая в интересах государства, была совершенна.
К основным причинам, сдерживающим на взгляд современников успешное завершение работ по оценке недвижимого имущества для целей налогообложения, относились причины систематического и не систематического характера.
Причины несистематического характера включали общественно-политические события начала XX века — крестьянские волнения в ряде губерний в 1901 — 1902 годах, Русско-японскую войну, революционные события 1905 — 1906 годов и так далее. Учесть влияние причин несистематического характера можно было принятием каких-либо экстренных мер, актуальных для конкретной ситуации.
Причины систематического характера сдерживали развитие оценочного дела в целом и представляют с исторической точки зрения больший интерес. К таким причинам можно отнести:
• отсутствие единого
планирования оценочной деятельности
и централизованного финансиров
• отсутствие специального
государственного органа и его исполнительной
вертикали для руководства
• неадекватная структура губернских и уездных оценочных комиссий;
• отсутствие единообразия в методических подходах к оценке;
• конфликты оценочных комиссий с земствами;
• неправильное распределение исполнителей оценки по видам работ;
• не заинтересованность земств в оценке недвижимости.
Вопрос 2: Особенности оценки стоимости предприятия для конкретных целей
Оценка бизнеса в целях антикризисного управления предприятием
В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении на рынке российских предприятий, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. В частности, необходимым является применение оценки предприятия в антикризисном управлении, особенно при проведении процедур банкротства и при реструктуризации.
Антикризисное управление – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям предприятия и соответствующий объективным тенденциям его развития. В таком управлении сочетаются предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
– кризисы можно предвидеть, ожидать или вызвать;
– кризисы можно ускорять, предварять, отодвигать;
– к кризисам можно и нужно готовиться;
– управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
– управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Одной из основных целей в процессе антикризисного управления является оценка предприятия и получение информации о его стоимости. Увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, а её снижение является главным индикатором неблагополучного положения дел.
Оценка бизнеса – одна из важных задач внешних (антикризисных) управляющих, назначаемых по решению суда для осуществления финансового оздоровления или ликвидации предприятий. Можно выделить следующие цели оценки бизнеса, которые существенно взаимосвязаны с финансовым состоянием предприятия:
– эмиссию новых акций;
– подготовку к продаже обанкротившихся предприятий;
– оценку в целях реструктуризации;
– обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Оценка бизнеса, проводимая при антикризисном управлении, имеет ряд специфических функций. В частности, оценка позволяет определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности по денежным обязательствам. Знание этого соотношения необходимо для принятия управленческих и судебных решений во всех процедурах арбитражного управления.
Правовой основой оценки предприятий в процессе антикризисного управления является множество правовых положений, сформулированных в различных законодательных и нормативных документах (см. лекцию 2).
С момента принятия арбитражным
судом решения о
Функция оценки на всех стадиях арбитражного управления имеет свои особенности. На этапе досудебной санации определяются стоимость залога в процессе кредитования несостоятельного предприятия и доли инвесторов (пакеты акций).
На этапе наблюдения результаты оценки используются в следующих целях:
– для обоснования наличия или отсутствия возможности восстановления платёжеспособности предприятия-должника;
– определения размеров вкладов в уставный капитал при создании новых доходных предприятий на базе несостоятельного предприятия;
– определения стоимости
На этапе внешнего управления определяются стоимость отдельных активов или предприятия в целом как бизнеса при его продаже, реальная стоимость акций при их продаже, оцениваются денежные обязательства и обязательные платежи при продаже долгов предприятия.
При завершающей стадии
процедуры банкротства –
В условиях конкурсного производства определить рыночную стоимость иногда невозможно по следующим причинам:
– продажа имущества
не может рассматриваться в
– реализуемое имущество чаще всего продаётся в сроки, ограниченные периодом конкурсного производства, которые часто меньше обычных сроков реализации подобных объектов;
– ограниченность сроков продажи не позволяет конкурсному управляющему реализовать активы по максимально возможной цене.
Санация предприятий-банкротов предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение цены ожидаемой продажи. Задачи оценки бизнеса в этом случае специфичны. Прогнозируется оценочная стоимость с учётом конкретных инвесторов и запланированного комплекса санационных мероприятий.
Анализируя место и
роль оценки стоимости предприятия
в системе антикризисного управления,
можно сделать следующие
Во-первых, оценка стоимости предприятия, оказавшегося в сложном финансовом положении, очень важна для антикризисного управляющего в качестве исходной информации для принятия решений, выработки плана действий. Например, в рамках внешнего управления по результатам оценки арбитражный управляющий может принять одно из следующих решений: перепрофилировать производство, закрыть нерентабельные участки, продать бизнес и т. д.
Во-вторых, оценка стоимости
является критерием эффективности
применяемых антикризисным
В-третьих, оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном управлении на различных стадиях процедуры банкротства. Так, на стадии внешнего управления внешний управляющий для определения дальнейшего хода процесса банкротства с помощью метода дисконтированных денежных потоков может просчитать различные варианты развития предприятия в зависимости от сумм и условий инвестирования. Принимать решения относительно дальнейшего использования активов (об их сдаче в аренду, продаже и др.) помогут результаты, полученные с применением затратного подхода к оценке бизнеса. На стадии конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет календарный график реализации активов предприятия и оперирует с величиной ликвидационной стоимости бизнеса.
13.2. Оценка стоимости предприятия
при реструктуризации
Рыночные преобразования открывают новую перспективу для российского бизнеса, но в то же время становится ясно, что многие предприятия имеют мало шансов выжить под давлением конкуренции и в новых условиях хозяйствования без существенной реорганизации. Экономика унаследовала структуру, в которой ресурсы (капитал, рабочая сила, земля и предпринимательские способности) недоиспользуются на крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
Процесс реструктуризации можно определить как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса.
Главная цель реструктуризации – поиск источников развития предприятия (бизнеса) с помощью внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счёт собственных и заёмных источников финансирования; внешние – на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.
Стратегическая цель – повышение стоимости акционерного капитала за счёт эффективного использования ресурсов.