Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка
В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики
7.валютное регулирование:
осуществляя операции по
Учётная ставка (англ. Discount rate) — это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Фактически, учётная ставка — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. Как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег. Сама плата в данном случае называется дисконтом.
Также часто учётной ставкой называют размер платы в процентах, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. В российской практике применяется термин ставка рефинансирования. Чем выше учётная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот.
Как правило, коммерческие банки устанавливают процентные ставки по депозитам ниже, а по кредитам — выше учётной ставки центрального банка.
Учётная ставка - учётный процент, курс, процент, взимаемый банком с суммы векселя при покупке его банком до наступления срока платежа (при «учёте векселя»); центральным банком при учёте правительственных ценных бумаг или кредита под залог их.
41.Ценные бумаги: сущность, виды. Фондовая биржа.
Согласно ГК РФ (ч. 1, ст. 142) ценной бумагой
является документ, который отражает с
соблюдением установленной формы и обязательных
реквизитов имущественные права, осуществление
и передача которых возможны только при
его предъявлении.
Ценная бумага – это специфический товар,
который находится только в стадии обращения.
Ценные бумаги могут иметь физически осязаемую
форму или бездокументарную форму (в этом
случае владельцу выдается документ, удостоверяющий
право собственности – сертификат ценной
бумаги).
Реквизиты ценной бумаги устанавливаются
законом и представляют собой стандартный
набор характеристик ценной бумаги. Их
условно разделяют на две группы: экономические
и технические. К техническим
относятся: порядковые номера, подписи,
печати. К экономическим
относят: форму и срок существования, предоставляемые
права, номинальная стоимость и др.
Выделяют следующие виды
ценных бумаг:
1.Акции;2.Облигации;3.Чеки;4.
7.Коносамент и др.
Акция – эмиссионная ценная бумага,
закрепляющая права ее владельца на получение
части прибыли акционерного общества
в виде дивидендов, на участие в управлении
акционерным обществом, и на часть имущества,
остающегося после его ликвидации.
Акции выпускаются только акционерными
обществами. В зависимости от фиксации
дивиденда и степени участия в управлении
компанией различают два вида акций: обыкновенные
и привилегированные.
Обыкновенные
акции удостоверяют участие в акционерном
капитале и предоставляют их владельцу
право на участие в общем собрании акционеров
с правом голоса, на получение дивидендов,
а в случае ликвидации общества – право
на получение части его имущества. Величина
дивидендов по обыкновенным акциям не
фиксирована.
Привилегированные
акции – дают владельцам право на
получение фиксированного дивиденда,
минимальный размер которого определен
в уставе акционерного общества, и не дают
право голоса на общем собрании акционеров.
Номинальная стоимость размещенных привилегированных
акций не должна превышать 25% уставного
капитала общества.
Облигация
– это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая
право ее держателя на получение от эмитента
облигации в предусмотренный ею срок номинальной
стоимости и зафиксированного в ней процента
от этой стоимости или иного имущественного
эквивалента. По сути, это долговое обязательство
по возмещению взятой в долг суммы. При
этом организация, выпустившая облигацию
(эмитент), выступает в роли заемщика, а
покупатель облигации (инвестор) – в роли
кредитора.
Чек
– это ценная бумага, содержащая ничем
не обусловленное распоряжение чекодателя
банку произвести платеж указанной в ней
суммы чекодержателю.
Чекодателем является лицо (юридическое
или физическое), имеющее в банке денежные
средства, которыми может распоряжаться
путем выставления чеков. Эти денежные
средства депонируются на отдельном счете,
и плательщиком по чеку может быть указан
только тот банк, в котором они задепонированы.
Чекодержатель – лицо, в пользу которого
выдан чек.
Вексель
- ценная бумага, дающая право ее держателю
в указанный срок требовать с должника
уплаты обозначенной денежной суммы.
В зависимости от плательщика по векселю
различают простой вексель (соло) и переводной
(тратта). Простой вексель (соло) – письменный
документ, содержащий простое и ничем
не обусловленное обязательство векселедателя
(должника) уплатить определенную сумму
денег в установленный срок и в конкретном
месте векселедержателю или его приказу.
Переводной вексель (тратта) - письменный
документ, содержащий безусловный приказ
векселедателя плательщику уплатить определенную
сумму денег в установленный срок и в конкретном
месте векселедержателю или его приказу.
Т.е. переводной вексель регулирует вексельные
отношения трех сторон: векселедателя
(трассанта); должника (трассата) и векселедержателя
(получателя платежа - ремитента).
Депозитный
сертификат - ценная бумага, удостоверяющая
сумму вклада, внесенного в банк юридическим
лицом, и его право на получение по истечении
установленного срока суммы вклада и причитающихся
по нему процентов.
Сберегательный
сертификат - ценная бумага, удостоверяющая
сумму вклада, внесенного в банк физическим
лицом, и его право на получение по истечении
установленного срока суммы вклада и причитающихся
по нему процентов.
Коносамент
– документ стандартной формы, принятой
в международной практике, на перевозку
груза, который удостоверяет его погрузку,
перевозку и право на получение. Это морской
товаро-распорядительный документ, который
используется при перевозке грузов в международном
сообщении. Он представляет собой ценную
бумагу, которая удостоверяет владение
перевозимым грузом или товаром.
42.Госбюджет. Финансы. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджет РФ. Бюджеты местных органов власти.
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный и
местные бюджеты распределяется
около 70% национального дохода страны.
Свыше 80% доходов государственного
бюджета составляют обязательные платежи
и налоги от предприятий государственной
формы собственности. Сущность государственного
бюджета любой страны определяется
ее социально-экономическим
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.
Государственный бюджет является
основным финансовым планом образования
и использования
Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Бюджетную систему составляют:
Финансы - это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность Ф., сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства, закономерности развития определяются экономическим строем общества и классовой природой государства.
Финансы - это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования.
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.
Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации , а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
В доходной и расходной
частях местных бюджетов раздельно
предусматривается
43.Проблемы перехода к рыночной экономике.
Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20—30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований — создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.
44.Экономические функции государства в смешанной экономике и инструменты их реализации.
Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:
Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
В ходе макроэкономического
регулирования государство
Роль государства в экономике
Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, а также административный контроль над ценами.
Роль рынка в такой системе
второстепенно, т.к. главным ориентиром
в деятельности предприятия становится
5 летний план, в котором центр
задаёт все параметры хозяйственной
деятельности включая цены. Таким
образом государство сверху жёстко
контролирует предприятия, лишая их
какой-либо хозяйственной
В условиях рынка всю информацию о направлениях хозяйственной деятельности производитель получает через жизнеспособную систему цен на ресурсы, товары и услуги.
Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов.