Шпаргалка по "Экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка

Описание работы

В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА шпаргалка.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Это означает минимальное вмешательство  государства в деятельность предприятий  и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные  явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические  кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)

Государство является одним из участников хозяйственной жизни, но последствия  его действий для экономики несравнимы с воздействием фирм или домохозяйств. Как правило, действия государства сконцентрированы вне рыночного сектора и имеют свои особенности. Чтобы эффективно действовать, государство должно располагать необходимыми средствами, получаемыми преимущественно в виде налогов, и использовать их для реализации заявленных целей.

Действия государства как отдельного экономического субъекта уже рассматривались в курсе микроэкономики, но для полноты картины будет уместно вспомнить о них. Традиционно существует два подхода к пониманию роли государства. Первый из них описывает стратегию невмешательства — государство должно делать только то, с чем рынок не в состоянии справиться сам. Так, Милтон Фридмен, основатель современного монетаризма считает, что государство должно, во-первых, поддерживать законность функционирования хозяйственной системы, во-вторых, выполнять роль третейского судьи в различных спорах, и в-третьих, обеспечить функционирование денежной системы. На этом роль государства заканчивается, остальное сделает рынок и механизм конкуренции.

Второй подход отводит государству гораздо  большую и значительную роль:

  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под провалами рынка понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства  — обеспечение справедливости и  установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается  часть доходов богатого населения  и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что  государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

45.Дискреционная и недискреционная политика. Кривая Лаффера.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами парламентом с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Дискреционные регуляторы (от латинского discretio – имеющий право действовать по своему усмотрению) для их проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так, с принятием очередного закона или указа, время от времени вводятся дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий и оплаты труда.

Недискреционная фискальная политика – политика, ориентирующаяся на автоматические изменения государственных расходов и налогов (встроенные стабилизаторы). Автоматические регуляторы, напротив, в нужный момент действуют самостоятельно, благодаря встроенным «стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определенных условиях. Например, прогрессивная налоговая система автоматически включает повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень. Так же может действовать и система индексации доходов, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.

                                                     Т- сумма налоговых поступлений

t- ставка налога в %

 Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются  стимулы к предпринимательской  инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода  от налогообложения и стремящихся  концентрировать финансовые ресурсы  в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции  Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости  .

46.Структура АПК в РФ и его реформирование. Формы агробизнеса.

Агропромышленный  комплекс (АПК) - совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения.

В состав АПК входят три  основные сферы:

I сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.;

II сфера - собственно сельское хозяйство. Это центральное звено АПК. Оно отличается от остальных отраслей материального производства, во-первых, сезонностью производства продукции, во-вторых, на его развитие сильно воздействуют природные условия, в-третьих, в сельском хозяйстве главное и незаменимое средство труда - земля. В сельском хозяйстве выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство (земледелие) и животноводство;

III сфера, в которую входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.

В развитом АПК формируется  IV сфера, включающая отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.

В структуре АПК существуют два крупных подкомплекса:

1) по производству и  реализации продуктов питания,  который образует продовольственный  комплекс (ПК);

2) по производству и  реализации промышленных предметов  потребления из сельскохозяйственного  сырья. 

В АПК формируются специализированные отраслевые подкомплексы по производству и реализации хлопка, льна, плодов и  овощей, винограда и вина, молока, мяса и других однородных продуктов. Первичным звеном АПК на микроуровне, образующим его основу, являются различные  предприятия: товарищества, кооперативы, агропромышленные объединения, агрофирмы, крестьянские (фермерские) хозяйства  и др. Данные предприятия, имеющие  отраслевую и многоотраслевую структуру, образуют в совокупности территориальные  комплексы.

Развитие АПК, совершенствование  его отраслевой и территориальной  структуры способствуют более рациональному  размещению производства, комплексному и эффективному использованию ресурсов, улучшению конечных результатов  его функционирования, обеспечению  продовольственной безопасности страны.

Агропромышленный комплекс - важная составная часть народного  хозяйства и крупный, социально-значимый сектор экономики. Его значение определяется в объединении всех отраслей экономики  по произведению сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению  ее до потребителя. На долю сельского  хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится шестая часть внутреннего  валового продукта. Потребительский  рынок страны более чем на 70% формируется  за счет продовольствия и товаров, изготовляемых  из сельскохозяйственного сырья. Аграрный сектор создает условия для развития многих отраслей промышленности и сферы  производственных услуг.

Агропромышленный  комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.

Анализ причин аграрного  кризиса позволяет сделать вывод  о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного  производства. Обязательными условиями  выхода из кризиса являются:

1. восстановление управляемости  агропромышленным комплексом как  единым организационно-правовым  объектом, повышение роли Министерства  сельского хозяйства и продовольствия  РФ как организатора и координатора  многих функций АПК;

2. рациональное сочетание  крупных, средних и мелких хозяйств  и предприятий различных форм  собственности, а также поддержание  эффективного разделения производства  между этими формами хозяйствования;

3. обеспечение и поддержание  ценового паритета в АПК между  сельским хозяйством и промышленностью;

4. достаточный для поддержки  аграрного сектора и использования  достижений научно-технического  прогресса уровень инвестиций;

5. развитие кооперативных  форм и связей;

6. эволюционный характер  реформирования, особенно крупных  коллективных хозяйств;

7. гибкое сочетание рыночных  принципов с государственным  воздействием на их реализацию  и социальную направленность;

8. преодоление движения  к монополизму со стороны партнеров  сельского хозяйства по АПК  и коммерческих структур;

9. система мер по защите  отечественного товаропроизводителя.

Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической  реформы в целом заключалась  в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно  экономическими, основанными на законах  рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение  роли государства, сокращение масштабов  государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики  становится непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью  аграрного реформирования, непосредственно  связанной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов  преобразований в первую очередь  следует отметить создание сектора  крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных  хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского  уклада явилось, безусловно, положительным  процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения  и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования--возникновение  в структуре аграрного сектора  наряду с крестьянскими хозяйствами  товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Развивается  сельское предпринимательство.

В сельском хозяйстве проведена  земельная реформа и реорганизация  сельхозпредприятий. Паевой раздел земли  и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в  юридически независимые от государства  хозяйствующие субъекты.

В результате преобразований в сельском хозяйстве около 62% сельхозугодий  перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия, которые существенно  изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать  на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта своей  продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его  результаты. Идет процесс становления  сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести  предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского  населения.

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

В формировании конечного  продукта агробизнеса выделяются три  сферы:

1) производство средств  производства для сельского хозяйства  и перерабатывающих отраслей;

2) собственно сельскохозяйственное  производство;

3) переработка и сбыт  продукции из сельскохозяйственного  сырья. В последнее время многие  ученые в структуре агробизнеса  выделяют в качестве самостоятельной  сферы систему реализации, транспорт  и связь, подготовку кадров  для отраслей агробизнеса, его  научное обслуживание и т. д.

Такая форма организации  общественного хозяйства резко  отличается от системы классического  товарного производства, когда продукция  производилась обособленными товаропроизводителями  на неизвестный и свободный рынок.

Основной организационной  формой агробизнеса являются ведущие  фирмы, представляющие собой крупные  научно-производственные объединения, насчитывающие каждая от 10 до 100 тыс. занятых, реализующих продукции  на сумму от 5 до 20 и более миллиардов долларов.

Развитие крупномасштабного  производства обусловливает преобладание в несельскохозяйственных сферах акционерной  формы хозяйственных субъектов. Однако в агробизнесе существенную, а иногда и возрастающую роль играют мелкие и средние несельскохозяйственные компании, способные к относительно быстрой структурной перестройке  и являющиеся своего рода разведчиками и проводниками достижений научно-технического прогресса.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономики"