Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка
1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...
1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.
Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,является государственный бюджет. Под ним понимают имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год.
Конституции требуют, чтобы все доходы и расходы государства включались в бюджет. Это — общий принцип,выполнение которого во всех странах строго контролируется. Помимо этого, в ряде конституций закреплены общие принципы бюджетной политики, под которой понимается целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета. Е.Г. Ясин, бывший министр экономики России, назвал бюджет государства зеркалом национальной экономики. Расходы бюджета отражают основные функции государства: правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, национальная оборона,народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, расходы на государственное управление и местное самоуправление, обслуживание государственного долга.9 Так, КонституцияАвстрии требует при составлении и ведении бюджета учитывать требования экономичности,рентабельности и целесообразности (ст. 51а).
Указанные общие принципы конкретизируются в детально проработанных требованиях к бюджету.Рассмотрим их на примере Конституции Португалии (статьи 108-110). Конституцияописывает бюджет как целостный документ, который содержит распределение доходов и расходов государства. Особое внимание обращено на бюджетные расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Они должны быть представлены в соответствии с четкой классификацией, исключающей "существование секретных дотаций и фондов". При этом доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления, должны покрывать предусмотренные в нем расходы. Разработка бюджета осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей, состояния денежно-кредитной системы, оценки налоговых и иных поступлений в бюджет, анализа исполнения бюджета предыдущего года, учета долговых обязательств государства, воздействия международных финансовых рынков и т.д.
Столь подробная конституционная регламентация вопросов бюджета не случайна. От того, насколько бюджет экономически обоснован, зависит не только финансовое благополучие государства, но и судьбы многих его граждан. Об этом убедительно было сказано в бюджетном послании президента США Дж. Буша от 9 апреля 2001 г.: "Бюджет является не просто собранием цифр.Бюджет отражает приоритеты нации, ее нужды и надежды... обеспечивает раскрытие всего потенциала нации".
Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики,оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурные мероприятия»)вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным (см. 1.1). Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания,социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг (на социально-культурные мероприятия).
В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) функций.
Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.
Неоклассическое и неолиберальное
направления считают
Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются (см. 27.3). Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличибает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет,составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например,в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.
Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Государство и совокупный спрос
Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:
AD= C + I + G + X, (27.1)
где AD — совокупный спрос; С—потребительский спрос; I— инвестиционный спрос частные инвестиции); G — спрос государства (государственные расходы); X— чистый экспорт.
На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция Налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.
Госбюджет, сбережения и инвестиции.Эффект вытеснения
В равновесной экономике сумма сбережений (S)должна быть равна сумме инвестиций (I),т.е. S=I(см. 4.3). Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств(S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой Т (taxes), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:
S +T = I+ G. (27.2)
Если преобразовать это уравнение, то получим
S – I = G - T. (27.3)
Эта преобразованная
формула показывает, что разница
между сбережениями и инвестициями
равна разнице между государств
Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентнаяставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов.Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.
Госбюджет и динамика ВВП
Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики — росту доходов и ВВП.
Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим,что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны)к изменениям ВВП.
Рис. 27.1. Изменение государственных
доходов в зависимости от динамики
ВВП
В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.
Налоги и совокупное предложение
Рис. 27.1 показывает,что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета(в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства(предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет,приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.
Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада,когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП,также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов,то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.
Конституции требуют, чтобы все доходы и расходы государства включались в бюджет. Это общий принцип, выполнение которого во всех странах строго контролируется. Кроме того, в ряде конституций закреплены общие принципы бюджетной политики. Так, Конституция Австрии предписывает при составлении и ведении бюджета учитывать требования экономичности, рентабельности и целесообразности (ст. 51а).
Обозначенные общие принципы конкретизируются в детально проработанных требованиях к бюджету, рассмотреть которые можно на примере Конституции Португалии (ст.108—110).
Конституция очерчивает бюджет как целостный документ, содержащий распределение доходов и расходов государства. Особое внимание обращено набюджетные расходы. Они должны быть представлены в соответствии с четко структурированной классификацией,исключающей «существование секретных дотаций и фондов». При этом доходы бюджета должны покрывать предусмотренные и нем расходы. Бюджет разрабатывается на основе прогнозов макро экономических показателей, состояния денежно-кредитной системы,оценки налоговых и иных поступлений, анализа исполнения бюджета предыдущего года, с учетом долговых обязательств государства, воздействия международных финансовых рынков и т.д.
Столь подробная конституционная регламентация вопросом бюджета не случайна. От того, насколько бюджет экономически обоснован, зависит не только финансовое благополучие государства,но и судьбы многих его граждан. Этот тезис убедительно про звучал в бюджетном послании Президента США Дж. Буша от 9 апреля 2001 г.:«Бюджет является не просто собранием цифр. Бюджет отражает приоритеты нации, ее нужды и надежды... обеспечивает раскрытие всего потенциала нации».
Можно выделить
следующие общие черты
1)
Как правило, бюджет
Финансовый год в большей части стран исчисляется с1 января. В США он наступает с 30 октября предыдущего календарного года.
2) Бюджет должен содержать только общие показатели государственных доходов и расходов и не должен включать какие-либо иные нормы. Цель такого ограничения - не допустить обременения бюджета нормами, не имеющими к нему отношения. Так, Основной закон ФРГ требует, чтобы закон о бюджете содержал только положения, относящиеся к доходам и расходам (ч. 4 ст. ПО). Конституция Испании предусматривает, что закон о бюджете не может устанавливать новые налоги.Они могут быть установлены только «на основании специального закона о налогах» (ч. 7 ст.134). Аналогичная норма содержится в Конституции Италии (ст. 81).
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"