Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Основная идея неоклассических  теорий заключается в поисках  методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.

В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так,английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделение объектов налогообложения по отношению л: потреблению, облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта, и к сбережению, ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу. Отсюда возникла идея налога на потребление,который представляет собой одновременно метод поощрения сбережений и средство для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики — «изъятия излишних сбережений». Долгосрочные сбережения уже сами по себе служат фактором будущего экономического роста.

Во время спада производства расходы на рынке потребления  сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются достаточно высокими, чем при обложении подоходным налогом. Поэтому налоговая система не сможет играть роль «встроенного стабилизатора».

Однако Н. Калдор считал, что налог  на потребление,введенный по прогрессивным  ставкам с применением льгот  и скидок для отдельных видов  товаров (например, на предметы повседневного  пользования), более справедлив,чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. Неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, тем неменее ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.

Известный экономист  П. Самуэльсон (1915 г.р.) отмечает определенную расточительность государства и предлагает конкретные пути повышения эффективности его деятельности, в которых не последнее место занимают налоги2.В то же время, выступая приверженцем прогрессивности в налогообложении, он выделяет принципы «выгоды и пожертвования» в налогообложении и считает, что«структура налогов должна быть такой, чтобы с ее помощью доходы, определяемые механизмом рынка, соответствующим образом перераспределялись в интересах общества». Классические и кейнсианские взгляды П. Самуэльсона тесно переплетаются, что не мешает ему, обобщив накопленный теоретический опыт, дать свои рекомендации относительно ведения государством фискальной политики.Исследуя свойства разных конкретных налогов по принципам обложения (равное,пропорциональное, прогрессивное), П. Самуэльсон отличает их возможные регрессивные результаты в конкретных случаях, именно это может повлечь ослабление побудительных мотивов в деятельности людей, «снизить эффективность использования ресурсов общества». Государственная политика, в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, решаемой с помощью средств и приемов современного экономического анализа. Нельзя также забывать и о порочности двойного налогообложения, об отрицательном действии «переложения налогов». Посколькуналоговая система является частью общей экономической системы, косвенно, в некоторых же случаях напрямую оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели, то воздействие налогов нужно оценивать с учетом их прогрессивности.

Зарубежные исследования в области налогов отличаются конкретным, прикладным характером, так как теоретические положения, разрабатываемые при исследованиях, традиционно выступают основой фискальной политики финансового законодательства этих государств. Теоретические споры велись не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько об их роли в экономике.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала  сущность налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров,А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых представляют собой неоценимый вклад в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

До 30-х гг. многие предложения  и рекомендации этих ученых-нало-говедов  использовались при проведении отдельных финансовых реформ.Позднее, после раскола мирового сообщества на две противоборствующие политические системы, общепризнанная теория налогов в России была подвергнута искажению, что впоследствии отбросило развитие отечественной науки в этом направлении на много лет назад. Долгое время в России воззрения ученых-экономистов на налоги опирались на одно из постклассических течений — марксизм(К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), переросший впоследствии через радикальный социализм (Л. Троцкий, Н. Бухарин, В. Ленин) в теорию социалистического хозяйства (А. Бачурин, Г. Марьяхин и др.). Главной целью теоретических исследований было обоснование сущности налогов как экономической категории, не соответствующей существующему государственному строю. Социалистическое государство, как подтвердила историческая практика, не смогло обойтись без налогов.Производились различные отчисления в бюджет (от прибыли, с оборота), граждане уплачивали подоходный налог, за наем государственного помещения (квартиры),различные сборы. Однако при административно-командной системе происходили нормативное распределение доходов и имущества субъектов экономических отношений,идеологизация налогов и платежей, их казуистичность (налог на холостяков).Выходом из сложившейся тупиковой ситуации стало возрождение классических представлений в отечественной финансовой науке.

В области построения налоговой системы теоретические и практические исследования начали возрождаться с 1991 г. Они ведутся по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, места и роли налогов в государственном регулировании экономики, взаимодействие налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое моделирование налоговых систем и др. Предпосылкой для их появления стали налоговое законодательство и его тяжелая адаптация к изменившимся экономическим условиям. Выдвигая те или иные концептуальные идеи, ученые-экономисты преследуют прежде всего такую цель— ослабить внутренние противоречия в экономических и налоговых отношениях,порождаемые несовершенной налоговой системой, повысить эффективность ее функционирования. Экономисты-исследователи все чаще обращаются к прикладным наукам, уделяя внимание налогам в своих теоретических исследованиях как регулятору экономических процессов. Отдельные положения теоретических разработок ученых были включены в новый для российских налоговых отношений документ — Налоговый кодекс. Вместе с тем действительность такова, что практикам приходится разрешать противоречия между фискальной и другими функциями налогов. Поскольку теория налогов уже доказала их объективность, а практика — необходимость, то следующая ближайшая задача — максимальное использование всех функциональных преимуществ налоговой системы в определенный для страны период.

История развития теоретических  учений о налогах показывает перманентный характер отдельных вопросов. Так, обсуждавшиеся еще физиократами идеи справедливости в обложении налогами до сих пор актуальны. Иногда ученые и тем более практики даже не догадываются, что, ведя полемику по банальным налоговым проблемам (величина налоговой ставки, граница налогообложения,введение новых налогов), вступают в заочную дискуссию со сторонниками той или иной научной школы. Порой оказывается, что некоторые идеи, предлагаемые сегодня,несколько столетий назад доказали свою несостоятельность на практике, а теоретики согласились с ними как с утопическими. Возникает также борьба между«приверженцами» прямого и косвенного налогообложения («откуп» в виде патента как уход от прямого налогообложения), пропорционального и прогрессивного налогообложения (в подоходном и поимущественном); сокращение числа объектов налогообложения напоминает идею о едином налоге меркантилистов. Однако одна из основных проблем налогообложения, причина поднимаемого вопроса о справедливости, кроется в переложении налогов. Этот вопрос до сих пор недостаточно изучен и разработан, несмотря на то, что актуальность его велика. Более всего переложение затрагивает косвенные налоги, в меньшей степени — прямые,поскольку происходит в результате обмена. Отмечая тяжесть налогообложения,некоторые специалисты забывают разделять понятия «налогоплательщик» (по закону) и «реальный носитель налога», включая в перечень налогов предприятий частично или полностью перелагаемые. Определение налогового бремени всей налоговой системы и отдельно взятого налога всё еще проблематично, несмотря на развитие технического прогресса. Иногда необходимо учитывать не только природу конкретного налога, экономические условия, но и общественно-политические условия. Другими словами — выяснить конкретную негативную причину и попытаться ее устранить.

История экономического развития большинства стран демонстрирует  многогранность структуры и приоритетов  налоговой политики. Эта политика преследует цели: стимулировать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества.Варьирование налоговыми льготами, их дифференциация позволяют воздействовать на динамику и структуру производства, капиталовложений и занятости, на соответствующее распределение доходов. Тем не менее, для эффективного функционирования налоговой системы не всегда достаточно только знания принципов ее построения,сущности налогов, их видов и форм. Поэтому в соответствии с современными налоговыми теориями исследования строятся на анализе конкретной действующей налоговой системы, выявлении ее позитивных и негативных последствий и корректировке ее составляющих, осуществляется поиск оптимальных границ действий налогов),о было рассмотрено ранее). Теории же свидетельствуют о том, что практически невозможно найти какой-либо компромисс, отвечающий интересам государства и налогоплательщиков.Однако можно проследить тенденцию взаимосвязи между развитием экономики, долей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов, что помогает избежать негативных последствий действия налогов либо сгладить их в определенной экономической ситуации.

5.4. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики

Для современных стран  характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.

В Германии за свободу рыночных отношений  выступал видный экономист и государственный деятель профессор Л. Эрхард. Он неоднократно повторял, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство в хозяйство. Л. Эрхард считал, что предприниматель, так же как и рабочий, как любой другой гражданин в государстве, должен быть свободен в области своей личной деятельности. Но в то же время он подчеркивал: «Конечно, это вовсе не означает, что сняты все тормоза и открыта дорога анархии. Вместо непосредственного, даваемого государством приказа, или взамен отказа от всякого государственного вмешательства — и эта вторая установка так же важна,как и первая, — современная государственная политика по отношению к хозяйству основывается на стремлении такого использования инструментов хозяйственной политики, находящихся в руках государства, которое высвобождает новые силы,открывает новые возможности и закрывает бесплодные пути. Это означает — выбором и комбинацией средств направлять хозяйство вперед к новому прогрессу».

Основным инструментом государственного регулирования является финансовое воздействие на частное предпринимательство через налоговую политику. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные пели:

• достижение постоянного устойчивого  экономического роста;

• обеспечение стабильности цен  на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности,удовлетворяющие общественные потребности.

Кроме выполнения чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия  на общественное производство,его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.Налоги успешно осуществляют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость. Система налогов является, как правило, трехуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, местные — вспомогательную, хотя их значение и соотношение в разных странах различно, например, в США и Нидерландах. Общегосударственными выступают прямые налоги, среди которых главными являются налог на доходы с физических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и местные налоги —преимущественно косвенные: налог на добавленную стоимость, налог с продаж,акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.

При всей множественности налогообложения  правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере, основные тенденции последней четверти XX в.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ.

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"