Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Взимание  налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.Как известно, налогипоявились с возникновением государственности, как обязательные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Таким образом, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление,оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство,тем больше оно должно собирать налогов.

В широком  смысле изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательно взноса составляет сущность налога.

В узком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими (отдельный гражданин) и юридическими (коллективное образование) лицами

Социально-экономическая сущность,внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). 
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства. Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налогообложения - те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,доход, стоимость реализованных товаров(выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.) Понятию "объект налогообложения" близок по значению термин "предмет налогообложения"- имущество или доход, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Выделяют всего два источника уплаты налога - доход(основной источник) и капитал налогоплательщика (резервный источник).

- субъект  налогообложения, иначе говоря,налогоплательщик, -физическое или юридическое лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Важную роль в налоговом праве играют экономические  связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания. Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов(не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Для юридических  лиц существенное влияние на порядок  и размеры налогообложения имеют организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности.

- ставканалогообложения - величина налога с единицы объекта налога. 
В зависимости от метода установления ставки делятся на твердые и 
процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютных 
единицах, а процентные - в процентах от единицы налогообложения.

- налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Целью введения налоговых льгот является прямое или косвенное сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Налоговые льготы можно разделить на три группы: изъятия, ставки, налоговые кредиты.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

Ставки - это льготы,которые направлены на сокращение налоговой базы - объекта налогообложения.

Подналоговым кредитом понимают льготы,направленные на уменьшение налоговой ставки. В зависимости от формы предоставления льготы налоговые кредиты можно разделить на группы: снижение ставки налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Аксиомами в  налогообложении стали четыре принципа налоговой политики, сформулированные Адамом Смитом. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов 
правительства соразмерно тому доходу, который они получили под охраной 
правительства.Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так 
называемому равенству или неравенству налогообложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый,должен быть точно определен, а 
не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и 
известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3.Каждый налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

5.2. Классификации налогов

Совокупность  законодательно установленных налогов, сборов,пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог,остальные — косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами —на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит,— это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя.

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы:

 

Классификация налогов в соответствии с объектом

налогообложения

Реальные

- поземельный

- подомовой

- на ценные бумаги




 

 

Прогрессивный       Пропорциональный

средняя ставка        средняя ставка

повышается по мере       остаётся неизменной,

возрастания дохода       независимо от размеров

дохода

Регрессивный

средняя ставка

понижается по мере

возрастания дохода

Статусная классификация налогов:

К федеральным  относятся следующие налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы на отдельные виды и группы товаров;

3) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) налог на доходы физических лиц;

6) единый налог на совокупный доход субъектов малого предпринимательства;

7)платежи за пользование природными ресурсами,в том числе: 
платежи за пользование недрами;

отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за пользование водными объектами;

плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;

плата за право пользования объектами животного мира;

плата за пользование водными биологическими ресурсами;

8) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных 
документов, выраженных в иностранной валюте;

9) налог на игорный  бизнес.

10) налог с владельцев  транспортных средств

11) налог на отдельные  виды транспортных средств

12) сбор за пограничное оформление;

13)сбор за использование наименований «Россия», «Российская 
Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

14)сборы за выдачу лицензии на производство и оборот спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

15)гербовый сбор;

16)таможенная пошлина;

17)государственная пошлина;

18) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Региональныеналоги (налоги субъектов РФ) включают:

1) налог на имущество предприятий;

2)налог с продаж;

3) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги и сборы охватывают:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) региональный сбор за предпринимательскую деятельность;

4) налог на строительство объектов производственного назначения 
курортной зоне;

5) курортный сбор;

6) сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента);

7) целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

8) налог на рекламу;

9) налог на перепродажу автомобилей,вычислительной техники и 
персональных компьютеров;

10)лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и 
лотерей;

11)сбор за парковку автотранспорта;

12)сбор за право использования местной символики;

13)сбор за участие в бегах на ипподроме;

14)сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15)сбор за право проведения кино- и телесъемок;

16)сбор за уборку территорий населенных пунктов(с юридических 
физических лиц — владельцев строений);

17)сбор с владельцев собак (кроме служебных);

18) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

19) сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20)сбор за выигрыш на бегах;

21)сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на 
ипподроме;

22)сбор за открытие игорного бизнеса.

Классификация налогов, как отмечалось ранее, носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней,другие — лишь частично (по нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая целесообразность изучения налоговой нагрузки на предприятие диктует иную группировку налогов, а именно:

• налоги,относимые на издержки производства и обращения;

• налоги,включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

• налоги,относимые на финансовые результаты предприятия;

налоги на прибыль и за счет прибыли,остающейся в распоряжении плательщика.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из доходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций; земельный налог; налог на доходы физических лиц; налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенныеналоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление:налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные товары; таможенная пошлина;налог на операции с ценными бумагами; налог с продаж и др.

В конце XIX в., по расчетам русского экономиста и статистика И. И. Янжула(1846—1914), доля прямых налогов в налоговых поступлениях казны составляла:в России — 17%, во Франции — 25,6%, в Англии— около 30% и в Германии — 35,4% (1891 г.). Налоговое бремя в течение ста лет возрастало; одновременно изменялась и структура налоговых поступлений в пользу прямых налогов. Уже в 1913 г. доля прямых налогов в налоговых поступлениях российской казны достигла 27,8%.

Во многих развитых странах  к концу80-х гг. стали превалировать  прямые налоги. Например, они достигали в 1987 г. в США 91,1%, в Японии —71,2%о, в Англии — 54,3%. Однако в ФРГ этот показатель составлял44,1%. В России на долю прямых налогов государства приходилось примерно 45%о в 1999 г.

Бюджетная система государства  включает совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ,Россия и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространена статусная классификация налогов. В РФ совокупность налогов и сборов по статусному критерию подразделяется на три группы: 1) федеральные; 2) региональные налоги республик, краев,областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

5.3. Основные налоговые теории и их современные интерпретации

В результате попыток  теоретического обоснования практики налогообложения возникли различные  концептуальные модели налоговых систем, которые менялись адекватно изменениям исторических, общественно-политических условий и развитию экономических отношений. Эти модели принято называть«налоговыми теориями». Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике.

Формированию научных представлений  о налогах как экономической категории предшествовали представления о налоговых формах взаимоотношений государства и граждан, основанные на совершенствовании практического опыта обложения налогами. Древние философы (Ксенофонт, Аристотель) предлагали разнообразить источники доходов государства, не ограничиваясь налогами(«гнетом») на побежденные народы. Вслед за ними средневековые схоласты и философы духовного возрождения (Ф. Аквинский, XIII в.) давали рекомендации на тему финансовой нравственности в теологических, философских и юридических сочинениях, призывая правителей вводить налоги на граждан только в период чрезвычайных обстоятельств как «помощь» государству. Возникновение и развитие торгового капитализма повлекли за собой необходимость осознанного осмысления финансового хозяйства, выделение государственных доходов и расходов (Ж.Боден), взаимосвязи практики и теории при заметном влиянии последней, а также превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"