Шпаргалка по "макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:41, шпаргалка

Описание работы

шпаргалка по макроэкономике для экономических специальностей

Файлы: 1 файл

Shpory_po_makroekonomike_1.docx

— 420.70 Кб (Скачать файл)

К позитивному воздействию кризисов можно отнести обновление ресурсов, технологий, методов организации  и управления социально-экономическими системами, в том числе и на макроуровне, оздоровление социально-экономической  ситуации, обеспечение поступательного  движения экономики в качественно  новых условиях. И те, и другие следствия могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными, качественными  и количественными, обратимыми и  необратимыми, что необходимо учитывать  при разработке антикризисных программ на различных уровнях управления социально- экономической системой. Преодоление кризисов – процесс  управляемый, с одной стороны  из-за того, что социально-экономическая  система сама по себе является саморегулирующейся, в ее существовании действуют  механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.  Понятие финансовой  системы. Экономическое содержание  финансов.

 

Финансовая  система является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем  не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений  и поэтому выступают элементом  системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую  из взаимосвязанных элементов, имеющих  свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др.

Выделяется  четыре сферы финансовой системы:

ü   уровень микроэкономики - финансы  субъектов хозяйствования;

ü   уровень макроэкономики - государственные  финансы;

ü   уровень мирового хозяйства - международные  финансы;

ü обобщающий уровень - финансовый рынок.

Финансовую  систему можно представить в  виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству  выполнение его политических и экономических  функций. Она состоит из четырех  основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных  предприятий и специальных правительственных  фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между  собой и направленных на осуществление  финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы является государственный  бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций  и задач государства и обеспечения  условий расширенного воспроизводства.

Основные  признаки финансов:

денежные  отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может  быть и финансов);

субъекты  обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

в процессе этих отношений формируется  общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения  носят фондовый характер);

регулярное  поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного  характера, что достигается посредством  правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.

 

 

 

 

 

 

 

 

26.  Принципы построения  финансовой системы и ее структура. 

 

Основным принципом построения финансовых систем является фискальный федерализм. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между  разными уровнями власти.

Принципы построения финансовой системы  в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему  входят государственные централизованные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы  предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как:

во-первых, обслуживают основное звено  экономической системы, где создаются  товары и услуги

во-вторых, образуют основную массу  финансовых ресурсов страны

В зависимости от формы собственности  выделяют финансы государственных  предприятий, кооперативных, акционерных  и др. Согласно отраслевой структуре  различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий  и т.д.

На сегодняшний день финансовой системе Республики Беларусь выделяют три сферы:

1. Децентрализованные финансы:

- Финансы коммерческих организаций;

- Финансы некоммерческих организаций;

- Финансы домашних хозяйств.

Именно в этой сфере формируется  преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

2. Централизованные финансы:

- Государственный бюджет;

- Государственные целевые (бюджетные  и внебюджетные) фонды;

- Государственный кредит.

3. Органы управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Государственный бюджет: понятие, формирование, распределение,  исполнение, контроль. Функции бюджета.

 

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы.

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это  объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы  бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных  кредитов, средств от возврата бюджетных  займов и бюджетных ссуд  .

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов над  доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и выражает его состояние, при  котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Доходы  бюджета классифицирует по следующим  группам:

- налоговые доходы;

- взносы на государственное социальное  страхование;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

- расходы на функционирование  бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим  лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости  основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых  обязательств;

- другие формы расходов в соответствии  с бюджетным законодательством

Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

- расходы на функционирование  бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим  лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости  основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых  обязательств;

- другие формы расходов в соответствии  с бюджетным законодательством

Через бюджетную систему реализуются  функции бюджета: распределительная  и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве  через различные каналы поступления  и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию  выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом  формирования и использования денежных средств в различных структурных  звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая  полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Налогообложение: сущность, принципы, виды налогов.

 

Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Налоги  выражают обязанности юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях.

Практика  налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или  правила, впервые сформулированы А. Смитом еще в XIX веке.

Первый  – принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства  принимали материальное участие  в обеспечении правительства  соразмерно своим доходам, которые  они получают под покровительством правительства. Часто данное правило  называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых  лиц и щадящим для социально  слабо защищенных слоев населения.

Второй  – принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа  были совершенно точно заранее известны плательщику.

Третий  – принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в  такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство  должно устранить формальности и  упростить акт уплаты налога, а  также приурочить налоговый платеж по времени получения дохода.

Четвертый – принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований, предъявляемых  как со стороны государства, так  и плательщиков:

  • принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
  • однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
  • стабильность налоговой системы в течение длительного времени;
  • оптимальность налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "макроэкономике"