Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:41, шпаргалка
шпаргалка по макроэкономике для экономических специальностей
К позитивному воздействию
25. Понятие финансовой
системы. Экономическое
Финансовая
система является системой интеграционного
типа, характеризуется тесной связью
входящих в нее элементов (подсистем)
и тем, что ни одна из ее подсистем
не может существовать самостоятельно:
финансы, с одной стороны, выражают
часть производственных отношений
и поэтому выступают элементом
системы этих отношений, с другой
– представляют систему, состоящую
из взаимосвязанных элементов, имеющих
свои функциональные свойства. В финансах
можно назвать в качестве функциональных
подсистем такие, как налоговая,
бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых
планов (прогнозов), законодательного
обеспечения финансового
Выделяется четыре сферы финансовой системы:
ü уровень микроэкономики - финансы субъектов хозяйствования;
ü уровень макроэкономики - государственные финансы;
ü уровень мирового хозяйства - международные финансы;
ü обобщающий уровень - финансовый рынок.
Финансовую
систему можно представить в
виде совокупности финансовых звеньев,
призванных обеспечить государству
выполнение его политических и экономических
функций. Она состоит из четырех
основных звеньев - государственного бюджета,
местных финансов, финансов государственных
предприятий и специальных
Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Финансы
представляют собой экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизированных
и децентрализированных фондов денежных
средств в целях выполнения функций
и задач государства и
Основные признаки финансов:
денежные
отношения между двумя
субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
регулярное
поступление средств в бюджет
не может быть обеспечено без придания
налогам, сборам и другим платежам государственно-
Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.
26. Принципы построения
финансовой системы и ее
Основным принципом построения финансовых систем является фискальный федерализм. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти.
Принципы построения финансовой системы
в значительной мере определяют ее
структуру. В финансовую систему
входят государственные
во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги
во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны
В зависимости от формы собственности
выделяют финансы государственных
предприятий, кооперативных, акционерных
и др. Согласно отраслевой структуре
различают финансы
На сегодняшний день финансовой системе Республики Беларусь выделяют три сферы:
1. Децентрализованные финансы:
- Финансы коммерческих
- Финансы некоммерческих
- Финансы домашних хозяйств.
Именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
2. Централизованные финансы:
- Государственный бюджет;
- Государственные целевые (
- Государственный кредит.
3. Органы управления финансами.
27. Государственный бюджет: понятие, формирование, распределение, исполнение, контроль. Функции бюджета.
Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы.
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд .
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
Доходы бюджета классифицирует по следующим группам:
- налоговые доходы;
-
взносы на государственное
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
- расходы на функционирование бюджетных организаций;
-
бюджетные трансферты
-
субсидии организациям и
-
бюджетные трансферты за
- межбюджетные трансферты;
-
расходы на увеличение
-
бюджетные ссуды, бюджетные
- бюджетные кредиты;
-
расходы на обслуживание
-
другие формы расходов в
Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
- расходы на функционирование бюджетных организаций;
-
бюджетные трансферты
-
субсидии организациям и
-
бюджетные трансферты за
- межбюджетные трансферты;
-
расходы на увеличение
-
бюджетные ссуды, бюджетные
- бюджетные кредиты;
-
расходы на обслуживание
-
другие формы расходов в
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.
Распределительная
функция предполагает концентрацию
денежных средств в государстве
через различные каналы поступления
и их использование для выполнения
государственных целей и
Контрольная
функция проявляется в
28. Налогообложение: сущность, принципы, виды налогов.
Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.
Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, впервые сформулированы А. Смитом еще в XIX веке.
Первый
– принцип равномерности
Второй – принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий – принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж по времени получения дохода.
Четвертый
– принцип экономности
Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков: