Шпаргалка по "макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:41, шпаргалка

Описание работы

шпаргалка по макроэкономике для экономических специальностей

Файлы: 1 файл

Shpory_po_makroekonomike_1.docx

— 420.70 Кб (Скачать файл)

Налоги  подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия  или способа взимания). К числу  прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные  платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные  налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). Косвенные налоги взимаются как  надбавка к цене, тарифу, т.е. являются налогами на потребление, обращение.

По  значимости или уровню управления различают  общегосударственные и местные  налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных  органов власти (республиканский), а  местные зачисляются полностью  в местный бюджет. Если общегосударственные  налоги используются для сбалансирования  местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся  к категории регулирующих доходов.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование  или отчисления в дорожные фонды).

По  принципам построения выделяют следующие  налоги:.

• прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

• регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;

• пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

По  источнику, к которому относятся  налоги, выделяют платежи, уплачиваемые из выручки, включаемые в затраты  и уплачиваемые из прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Понятие налоговой  системы, ее структура, функции.

 

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «налоги». Если налоги рассматриваются  как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и  во внебюджетных фондах, то налоговая  система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Налоговая система – это совокупность налогов, установленных государством и взимаемых  с целью создания централизованного  общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система содержит следующие элементы: субъект, носитель, объект, источник, единица  обложения, налоговая ставка, налоговые  льготы, налоговые платежи, налоговая  база, налоговое бремя.

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое  или физическое лицо, на которое  законодательством возложено обязательство  платить налог.

Носитель  налога – лицо, из дохода которого выплачивается  налог. Плательщик и носитель могут  быть разными лицами.

Объект  налога – доход или имущество, на которое начисляется налог. Источник налога – средства, из которых выплачивается  налог (прибыль, заработная плата и  т.д.). Единица обложения – единица  измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.). Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения. Налоговые льготы – уменьшение налоговых  ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами. Налоговые платежи – виды и группы налогов. Налоговая база – сумма, с которой взимается  налог. Налоговое бремя – величина налоговой суммы.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система  может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством  налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном; в государствах с унитарным  устройством – на двух уровнях: общегосударственном  и местном.

В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций  налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная. Не вызывает сомнений фискальная и распределительная  функции. Первая вытекает из самой сущности налога, который представляет собой  обязательный и безвозвратный платеж. Распределительная связана с  последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств. Не менее важное значение в современном  обществе приобретает и стимулирующая  функция. Она заключается в том, что государство посредством  предоставления льготных налоговых  режимов направляет деятельность субъектов  предпринимательства, граждан как  плательщиков налогов в русло  избранных в обществе приоритетов.

Благодаря контрольной функции оценивается  эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему  и бюджетную политику.

 

 

 

 

 

30. Бюджетный дефицит: причины,  виды, финансирование. Государственный  долг.

 

При планировании государственного бюджета  правительство стремится, чтобы  сумма доходов покрывала сумму  расходных статей. Когда достигается  это равенство, имеет место баланс бюджета, если доходы превышают расходы, достигается излишек или профицит и наоборот, превышение расходов над  доходами образуют недостаток, дефицит  государственного бюджета. То есть, бюджетный дефицит – это превышение статей расходов над статьями доходов, сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы. В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит устанавливается (в том числе в Республике) в пределах трех процентов от объема валового национального продукта.

Причины бюджетного дефицита:

    • перманентное возрастание роли государства в решении проблем в различных сферах экономики; расширение экономических и социальных функций государства, увеличение расходов на содержание социальной сферы, армии, государственного аппарата и т. д;
    • необходимость повышения жизненного уровня людей, их благосостояния;
    • осуществление государственных программ (социальных, аграрных, инвестиционных, инновационных);
    • проводимые структурные изменения и становление рыночной экономики;
    • несбалансированность государственных финансов, вызванная нестабильностью денежного обращения;
    • замедление приватизации государственной собственности и противодействие либерализации экономики;
    • нестабильность институционально-правовой основы для развития рыночных отношений и предпринимательского сектора.

В мировой  практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

-Циклический 

-Структурный 

Циклический бюджетный дефицит является результатом  действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах  с рыночной экономикой обычно выступают  прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов  и система участия в прибылях.

Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости  при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко  оценивается как разность между  фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов  определяются в большей степени  циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Также выделяют :

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьёй государственных  расходов.

Первичный дефицит государственного бюджета - это разность между величиной  общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового  бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Для финансирования расходов, превышающих  реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В  связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они  разделяются на внешние и внутренние. Последние могут быть инфляционными  и неинфляционными.

К внутренним неинфляционным источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:

1) Повышение налоговых ставок;

2) Долговое финансирование (внутреннее);

3) Кредиты национального банка 

4) Отсрочка платежей правительства

5) Операции с принадлежащим государству  имуществом (приватизация государственной  собственности)

6) Изменение остатков средств  бюджета 

7) Секвестирование бюджета

Внутренние инфляционные Обычно правительства  прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой в тех случаях, когда из-за значительного  внешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, а возможности  внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны.

При монетизации бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может возникнуть «эффект  Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что  характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для  налогоплательщика, но ведёт к возрастанию  бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

1) Кредиты международных финансовых  организаций

2) Кредиты правительств иностранных  государств

3) Долговое финансирование (внешнее) - продажа государственных ценных  бумаг правительствам, субъектам  хозяйствования, населению других  стран. Такой способ финансирования  возможен в том случае, если  уровень внутренних процентных  ставок выше среднемирового. Установление  таких ставок может быть результатом  сознательных действий центрального  банка страны.

Государственный долг - это накопленная  сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства  перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и  иными субъектами международного права. Различают капитальный и текущий  государственный долг.

-Капитальный государственный долг  представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных долговых  обязательств государства на  определённую дату, включая начисленные  проценты

-Текущий государственный долг - это сумма задолженности, которую  необходимо погасить в текущем  периоде.

В странах, валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный  долг подразделяется на внутренний и  внешний.

Внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний - перед нерезидентами. При анализе  внешней задолженности страны различают  также следующие показатели: внешний  долг и внешний государственный  долг. Первый представляет собой более  широкое понятие и превышает  второй на сумму внешней задолженности  резидентов, не гарантированную государством.

Стабилизировать и уменьшить государственный  долг можно 3 способами:

1) Увеличив доходы бюджета и  уменьшив его расходы 

2) Осуществив монетизацию бюджетного  дефицита

3) Полностью или частично отказавшись  от уплаты долга

 

31. Характеристика государственного  бюджета Республики Беларусь.

В настоящее  время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система  в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных  бюджетов. В соответствии с территориальным  уровнем местных Советов депутатов  местные бюджеты делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

Информация о работе Шпаргалка по "макроэкономике"