Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:41, шпаргалка
шпаргалка по макроэкономике для экономических специальностей
бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают
еще такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или соответствующей
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. сбалансированности бюджетов;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. эффективности
использования бюджетных
7. общего
(совокупного) покрытия
8. достоверности бюджетов;
9. адресности
и целевого назначения
Бюджетная политика
на 2013 г. будет направлена на обеспечение
макрофинансовой
В 2013 г. в Республике Беларусь вводится неналоговый платеж для газоснабжающих организаций, в связи с чем входящие в состав государственного объединения «Белтопгаз» газоснабжающие организации должны ежемесячно осуществлять перечисление в республиканский бюджет средств в сумме, эквивалентной 25,63 долл. США за 1000 м3 природного газа, реализованного потребителям страны (за исключением населения, религиозных организаций, детских домов семейного типа, детских деревень (городков)). Поступления в бюджет от данных отчислений планируются в объеме более 4 трлн руб.
Переход с 2013 г. к уплате юридическими лицами Республики Беларусь в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней части прибыли (дохода) независимо от уровня рентабельности в размере 20 % позволит установить единые условия хозяйствования для всех юридических лиц и определить конкретную долю, которая подлежит перечислению государству как собственнику.
Расходы республиканского бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета, необходимости реализации государством своих функций, социально-экономического развития страны и ее регионов.
В 2013 г. сохраняется курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть в бюджете составляют расходы на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов и др.
Расходы республиканского бюджета на 2013 г. утверждены в сумме 121720 млрд руб. (19,3 % ВВП).
32. Понятие фискальной
политики государства и ее
виды (дискреционная и
Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения, равновесия платежного баланса и роста антиинфляционного ВВП (ВНП). Она является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования посредством изменения налогообложения и государственных расходов.
Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижения инфляции.
Фискальную политику в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делят на дискреционную и автоматическую, (не дискреционную) так называемую политику встроенных стабилизаторов. Под дискреционной понимают сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности, то есть влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен, ускорения экономического роста. Указанные изменения самым непосредственным образом связаны с корректировкой доходных и расходных статей Государственного бюджета Законодательной властью, то есть принятием соответствующих Законов. Эти меры оказывают влияние и на совокупный спрос и совокупное предложение. Изменение любого из компонентов совокупного спроса – потребительских расходов, инвестиций, правительственных расходов, чистого экспорта повлекут за собой мультипликационный эффект, приводящий к соответствующему изменению дохода.
При
не дискреционной фискальной политике
уровень расходов и налоговых
поступлений может изменяться без
принятия каких либо решений правительством
в результате действия «встроенных»
стабилизаторов автоматически. В качестве
таких стабилизаторов обычно выступают
прогрессивная система
При уменьшении объема производства сокращаются не только доходы, но могут понижаться и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходе общества.
Автоматическое
антициклическое воздействие
Главный недостаток недискреционной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранять.
Дискреционная
фискальная политика в зависимости
от фазы экономического цикла может
быть стимулирующей или
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика или фискальная экспансия (расширение сферы экономического влияния) в краткосрочном периоде смягчает экономический цикл, позволяет преодолеть спад экономики, предполагает увеличение расходов правительством, снижение налогов. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.
Сдерживающая
бюджетно-налоговая политика имеет
своей целью ограничение
Чтобы выяснить, правильно ли проводится
правительством фискальная политика,
необходимо оценить её результаты.
С этой целью чаще всего используют
состояние государственного бюджета,
его наполнение и соотношение
его доходов и расходов. Однако
не всегда однозначно можно сделать
вывод, так как фактический бюджетный
дефицит и излишки могут
33. Политика встроенных стабилизаторов.
Существует и недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.
Встроенный стабилизатор — это
механизм реакции бюджета на изменение
фактора, воздействующего на доходную
или расходную часть без
Налоги как встроенный стабилизатор
Итак, известно, что сумма налогов
находится в зависимости от величины
доходов населения, всех хозяйствующих
субъектов. Поэтому в условиях экономического
подъема, когда растут доходы, в государственную
казну автоматически
Графическая иллюстрация обеспечения встроенной стабильности представлена на рис.1.
Рис.1. Встроенная стабильность
Государственные расходы (Рг) считаются заданными и не зависят от объема национального производства Qн.п. Они утверждаются в виде фиксированной величины парламентом страны. Одновременно парламент определяет величину налоговых ставок, а не сумму поступающих налогов. Последние зависят от уровня экономической активности.
В период роста и процветания автоматически возрастают налоговые поступления, в результате наблюдается избыток доходов над расходами (профицит). На рис. 1 такому положению соответствует объем производства, равный Q2. В период сокращения объема национального производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Возникает дефицит. Такой ситуации соответствует объем производства, равный Q3.
Социальные выплаты в
В автоматическом режиме работают и
такие стабилизационные механизмы,
как пособия по безработице и
социальные выплаты. При росте экономики
и увеличении занятости, сопровождаемых
повышением доходов, идет интенсивное
пополнение фондов за счет налогов. Тем
самым происходит сдерживание роста
совокупного спроса и недопущение
«перегрева» экономики. С наступлением
периода спада совокупный спрос,
напротив, поддерживается тем, что люди,
потерявшие работу, начинают получать
пособия по безработице. Это расширяет
возможности покупательной
Необходимо помнить, что действенность многих внутренних стабилизаторов зависит от их «веса» в общем хозяйственном механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить колебания цикла, т.е. не могут устранить их полностью.
В ходе экономического цикла и дискреционная фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская политика, способствующая повышению уровня экономической активности.
В период же подъема, напротив, применяется
рестрикционная политика, ведущая к
сдерживанию роста
34. Особенности налоговой
политики в Республике Беларусь
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов [8, c. 56].
Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2011 г.», республиканскими налогами являются следующие:
* налог на доходы и прибыль;
* чрезвычайный налог для
* налог на добавленную