Шпаргалка по "макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:41, шпаргалка

Описание работы

шпаргалка по макроэкономике для экономических специальностей

Файлы: 1 файл

Shpory_po_makroekonomike_1.docx

— 420.70 Кб (Скачать файл)

бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой  совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. единства;

2. полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов;

3. сбалансированности  бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности  бюджетов;

6. эффективности  использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

8. достоверности  бюджетов;

9. адресности  и целевого назначения бюджетных  средств;

Бюджетная политика на 2013 г. будет направлена на обеспечение  макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136. В области налоговой  политики будет сохраняться преемственность  в достижении ранее поставленных базовых целей и задач, направленных на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой  системы, оптимизацию ее структуры  и в конечном итоге — создание высокоэффективной налоговой системы, обеспечивающей инновационное развитие и, как следствие, заданные темпы  экономического роста страны [27, с.41].

В 2013 г. в  Республике Беларусь вводится неналоговый  платеж для газоснабжающих организаций, в связи с чем входящие в  состав государственного объединения  «Белтопгаз» газоснабжающие организации  должны ежемесячно осуществлять перечисление в республиканский бюджет средств  в сумме, эквивалентной 25,63 долл. США  за 1000 м3 природного газа, реализованного потребителям страны (за исключением  населения, религиозных организаций, детских домов семейного типа, детских деревень (городков)). Поступления  в бюджет от данных отчислений планируются  в объеме более 4 трлн руб.

Переход с 2013 г. к уплате юридическими лицами Республики Беларусь в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней части прибыли (дохода) независимо от уровня рентабельности в размере 20 % позволит установить единые условия  хозяйствования для всех юридических  лиц и определить конкретную долю, которая подлежит перечислению государству  как собственнику.

Расходы республиканского бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета, необходимости  реализации государством своих функций, социально-экономического развития страны и ее регионов.

В 2013 г. сохраняется  курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть в бюджете  составляют расходы на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты, средства на выполнение государственных  социальных стандартов и др.

Расходы республиканского бюджета на 2013 г. утверждены в сумме 121720 млрд руб. (19,3 % ВВП).

 

 

 

 

 

32. Понятие фискальной  политики государства и ее  виды (дискреционная и недискреционная).

 

Бюджетно-налоговая  или фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения, равновесия платежного баланса и роста антиинфляционного ВВП (ВНП). Она является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования посредством изменения налогообложения и государственных расходов.

Ее  основными задачами являются: сглаживание  колебаний экономического цикла, обеспечение  устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижения инфляции.

Фискальную  политику в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической  ситуации делят на дискреционную и автоматическую, (не дискреционную) так называемую политику встроенных стабилизаторов. Под дискреционной понимают сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности, то есть влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен, ускорения экономического роста. Указанные изменения самым непосредственным образом связаны с корректировкой доходных и расходных статей Государственного бюджета Законодательной властью, то есть принятием соответствующих Законов. Эти меры оказывают влияние и на совокупный спрос и совокупное предложение. Изменение любого из компонентов совокупного спроса – потребительских расходов, инвестиций, правительственных расходов, чистого экспорта повлекут за собой мультипликационный эффект, приводящий к соответствующему изменению дохода.

При не дискреционной фискальной политике уровень расходов и налоговых  поступлений может изменяться без  принятия каких либо решений правительством в результате действия «встроенных» стабилизаторов автоматически. В качестве таких стабилизаторов обычно выступают  прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, страхование по безработице и  др. например, в период спада производства доходы начнут сокращаться, что автоматически  снижает налоговые поступления  в казну. А оставшиеся доходы у  предприятий и населения положительно скажутся на развитии экономики.

При уменьшении объема производства сокращаются  не только доходы, но могут понижаться и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы  налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходе общества.

Автоматическое  антициклическое воздействие оказывают  система пособий по безработице  и специальные выплаты. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту  налогов, доходов бюджета, пособий  по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос, но одновременно увеличивает пособие  по безработице. Это в свою очередь  поддерживает потребление, замедляет  падение спроса, противодействует кризисным  явлениям, помогает стабилизировать  выпуск национального продукта.

Главный недостаток недискреционной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранять.

Дискреционная фискальная политика в зависимости  от фазы экономического цикла может  быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика или  фискальная экспансия (расширение сферы  экономического влияния) в краткосрочном  периоде смягчает экономический  цикл, позволяет преодолеть спад экономики, предполагает увеличение расходов правительством, снижение налогов. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика имеет  своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов. В краткосрочном периоде эти  меры направлены на сокращение совокупного  спроса, снижение темпов инфляции, сокращение расходов, увеличение налога. В долгосрочном периоде сдерживающая политика приводит к спаду производства и росту  безработицы.

Чтобы выяснить, правильно ли проводится правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. С этой целью чаще всего используют состояние государственного бюджета, его наполнение и соотношение  его доходов и расходов. Однако не всегда однозначно можно сделать  вывод, так как фактический бюджетный  дефицит и излишки могут изменятся  вследствие изменения налогов и  государственных расходов, а также  под влиянием изменения объема национального  продукта или доходов. Чтобы разрешить  эти причины и определиться с  мерами используют анализ ситуации при  полной занятости и оценивают, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Политика встроенных  стабилизаторов.

 

Существует и недискреционная  фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных  закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих  решений. Как только изменяется экономическая  ситуация, встроенные стабилизаторы  реагируют на эти изменения и  запускают в действие механизмы  саморегулирования.

Встроенный стабилизатор — это  механизм реакции бюджета на изменение  фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность  стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В  частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку  действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Итак, известно, что сумма налогов  находится в зависимости от величины доходов населения, всех хозяйствующих  субъектов. Поэтому в условиях экономического подъема, когда растут доходы, в государственную  казну автоматически увеличивается  приток денежных поступлений от сбора  налогов. Если доходы начнут сокращаться, то постепенно уменьшается и приток в казну поступлений.

Графическая иллюстрация обеспечения  встроенной стабильности представлена на рис.1.

 

 

Рис.1. Встроенная стабильность

 

Государственные расходы (Рг) считаются  заданными и не зависят от объема национального производства Qн.п. Они  утверждаются в виде фиксированной  величины парламентом страны. Одновременно парламент определяет величину налоговых  ставок, а не сумму поступающих  налогов. Последние зависят от уровня экономической активности.

В период роста и процветания  автоматически возрастают налоговые  поступления, в результате наблюдается  избыток доходов над расходами (профицит). На рис. 1 такому положению соответствует объем производства, равный Q2. В период сокращения объема национального производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Возникает дефицит. Такой ситуации соответствует объем производства, равный Q3.

Социальные выплаты в механизме  стабилизации

В автоматическом режиме работают и  такие стабилизационные механизмы, как пособия по безработице и  социальные выплаты. При росте экономики  и увеличении занятости, сопровождаемых повышением доходов, идет интенсивное  пополнение фондов за счет налогов. Тем  самым происходит сдерживание роста  совокупного спроса и недопущение  «перегрева» экономики. С наступлением периода спада совокупный спрос, напротив, поддерживается тем, что люди, потерявшие работу, начинают получать пособия по безработице. Это расширяет  возможности покупательной способности  населения и препятствует более  быстрому свертыванию общественного  производства. В таком же режиме функционируют и механизмы индексации доходов, социальных выплат. Роль внутренних стабилизаторов играют программы поддержки  фермеров, сбережения корпораций, личные сбережения.

Необходимо помнить, что действенность  многих внутренних стабилизаторов зависит  от их «веса» в общем хозяйственном  механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением  в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить  колебания цикла, т.е. не могут устранить  их полностью.

В ходе экономического цикла и дискреционная  фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская  политика, способствующая повышению  уровня экономической активности.

В период же подъема, напротив, применяется  рестрикционная политика, ведущая к  сдерживанию роста экономической  активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Особенности налоговой  политики в Республике Беларусь.

 

Налоговая система Беларуси создавалась  по образцу европейских налоговых  систем, включала схожие налоговые  платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов [8, c. 56].

Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2011 г.», республиканскими налогами являются следующие:

* налог на доходы и прибыль;

* чрезвычайный налог для ликвидации  последствий катастрофы на ЧАЭС;

* налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), производимые  на территории Республики Беларусь;

Информация о работе Шпаргалка по "макроэкономике"