Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Микроэкономике"
54.Регулирование внешних
эффектов:корректирующие
Чтобы сократить перепроизв-во товара с отриц.внешним эф-ом или увелич.пр-во тов-а с полож.,нужно трансформировать внешн.эф-ты во внутр (их интернализация).Она мож.быть достигнута путем приближения MC к MSC(предельных частных издержек к предельным общественным)Англ.эк-т А.Пигу предложил использ-ть с этой целью корректирующие налоги и субсидии.Корректирующий налог – налог на выпуск эк-го блага,облад.-го отрицат.внешн.эф-ом,к-й повышает предел.частные издержки до уровня предел.общественных изд-ек=>налог на уровне MEC. Tax=MEC.Корректир.субсидия – субсидия производ-лю или потреб-лю эк.благ,к-е обладают полож.внешн.эфф-ом,позволяющ. приблизить предельные частные выгоды к обществ.предел. выгодам;субсидия на уровне MEU.
Субсидия=MEUКоррект.субсидия мож.быть предоставлена студентам с целью увелич.их спрос.Коррект. налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешн.эфф-ов,т.к.реально трудно опред.-ть предельн.изд-ки и полезность,ущерб 3-ей стороны.
55. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Политика охраны окружающей среды. Особенности политики охраны окружающей среды в РБ.
Теория внешних эффектов используется при разработке экономической политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику; наиболее часто используется при разработке политики охраны окружающей среды.
Экологическая политика создаёт условия для сохранения редких природных ресурсов путём изъятия их из хозяйственного оборота. Она охраняет окружающую среду с целью сделать её безопасной для здоровья и жизни людей.Государство принимает законодательство, которое ограничивает загрязнение окружающей среды. Государственные органы разрабатывают эколого-экономические стандарты, нормативы, с помощью которых определяется степень загрязнения окружающей среды; они осуществляют экологический мониторинг за изменением состояния окружающей среды.Государство вводит особые налоги для предприятий, которые загрязняют окружающую среду; устанавливает штрафы за нарушение экологического законодательства. Налоги и штрафы заставляют потенциальных загрязнителей устанавливать очистительное оборудование.Значительная часть расходов на природно-охранные мероприятия осуществляется за счёт государственных средств.Экономическая наука считает эффективными в области контроля за состоянием окружающей среды такие меры, которые позволяют сбалансировать предельные общественные выгоды, полученные в результате таких мероприятий, с предельными общественными издержками на их проведение
Эффективный уровень выбросов
MSC – предельные общественные издержки
MSB -- предельные общественные выгоды
Qэф -- % эффективного выброса
Q -- уровень выброса в %
В РБ установлен экологический налог
за пользование природными ресурсами
и налог за загрязнение окружающей
среды. Налог пользование природными
ресурсами взимается с
56. Чистые частные и чистые общественные блага. Св-ва общественных благ.
Общественные
блага-блага, выгода от пользов
57 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный наклон.
Кривая спроса на чистое общественное благо.
D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных частных полезностей.
Кривая спроса на частное благо.
Qd=∑qi , где i =1…n
То есть мы можем сказать, что для чистого частного блага совокупный Объём спроса при каждой возможной величине цены равен сумме индивидуальных объёмов спроса.
Кривая спроса на частное благо получается посредством сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.
58. Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.
Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность). У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев».Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».
59: Полная инф-ть эк-их субъектов как условие эк-го оптимума. Выбор в усл-ях неопред-ти. Асси-ая инфо.
Инфо—важ-ее усл-ие принятия оптим-ых решений. Как и любое эк-ое благо,она огр-на. Сущ-ют усл-ия неполной инфо,поэтому решения могут оказаться ошиб-ми (доход снизится, а расход уве-ся больше, чем ожидалось). Инфо как ресурс имеет важные особ-ти,кот принц-но отлич ее от др фак-ов прои-ва:1)осн-ая часть инфо,кот располагает чел-во,общедос-на.Эк-им рес-ом явл-ся та часть инфо, тир-ие кот огр-но правами собс-ти;2) исп-е инфо одним субъектом не искл возм-и ее одноврем исп-я др (свойство неконкурентности);3) потр-е инфо не унич-т исх инфо,прибавляет к ней новую;4) инфо явл-я легко тиражируемым благом, ее копирование требует минзатрат.Полная инфо-ь эк-их субъектов – ситуация, когда каждый из них в полной мере владеет ценовой инфо,инфо о кач-ве продукта, технологиях, стр-ре спроса, товарах-субститутах, уровне проц-ых ставок, перспективах роста эк-ки.Такая сит явл-ся усл-ем оптим-ого функц-ия рынка. Одним из первых учёных, заинтересовавшихся информационной неопределённостью в хозяйственной деятельности, был американец Ф.Найт (2002г.—Нобелевская премия). Изучая возможность получения определённых результатов, он выделил 2 типа их вероятности: математическая (объективная) вероятность и статистическая (субъективная). Первая базируется на расчёте частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Субъективная вероятность—эмпирическая оценка получения данного результата (на основе логического размышления). Риск—подсчитанная вероятность отклонения действительных результатов от ожидаемых. Противники риска предпочтут гарантированный результат неопределённому (большинство людей). К риску склонны люди, предпочитающие результат, содержащий возможность получения более высокого дохода. Существуют различные способы снижения риска: диверсификация, объединение риска, распределение риска, поиск информации. 1) снижение риска путём вложения средств в производство различных товаров, инвестиции в разные проекты; 2) снижение риска путём превращения случайных значений убытков в относительно небольшие, но постоянные издержки (страхование): сумма выплат и затрат на страхование не должна превышать взносы, разноплановое страхование; 3) риск вероятного ущерба делится между участниками так, что потери каждого минимальны (финансово-промышленные группы); 4) получение необходимой информации может значительно снизить величину риска, но ан её получение надо нести расходы, которые иногда превышают выгоду, получающуюся при использовании информации. (График) т. Е—оптимальные расходы Ре на количество информации Qe.
60 Рынки с ассиметричной
информацией. Роль рыночных
Асим инфо – это ситуация, при кот одна часть уч-ов сделки обладает инфо,кот не располаг др часть уч-ов сделки.Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покуп-ли.Рын-ый мех-зм оказывается несостоятельным в силу асимметрии инфо.Отр-ый отбор – ситуация, при кот неинфо-ая сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с кот ей хотелось бы заключить сделку.Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф(«Рынок лимонов», 1970).На этом рынке продаются подержанные авто, машины в хорошем состоянии и плохом(на амер. сленге «лимоны»). Вероятность купить хороший авто 50% на недавно организовавшемся рынке. Покупатель боится купить «лимон». Средняя цена = 2000$. Для владельцев «лимонов» эта цена убыточна. В усл-ях асим-ой инфо(продавцы>покупатели), рынок значительно деформируется. Продавцы хороших авто будут отказываться от продаж по убыточной цене, а след-но вероятность покупки хорошей машины будет падать, в итоге на рынке останутся одни «лимоны».Спос-бы борьбы с асем-ой инфо:групп-ое страх,провед осмотра пр страх жизни,обяз-ое страх.Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы– мех-мы,позвол-ие инфо-ой стороне передать инфо о себе неинфо-ой стороне.Осн-ое св-во:люди с разными хар-ми подают сиг-лы с разными знач-ми.Пр-ми сигналов явл-ся гарантии, репутация, бренды, а также стандарты и сертификаты.Сущ-ют рынки, на кот удается быстро ликви-ть асим инфо – аукционы. Аукционы нач-ся с ситуации,когда каждая из сторон располагает только инфо о нач-х ценах и пред-х свои возм-ях,но не знает о возм-ях конк-ов.
61 Методология анализа общ-ого выбора
Теория общ-го выбора связана с исс-ем принятых решений о произ-ве общ-ых благ.знач-ый метод-ий вклад в данную теорию внесли работы Даунса, Беккера и т.д. В основу ТОВ подожжен общ-ый выбор-сов-ть проц-ов нерын-го принятия реш-ий по поводу прои-ва и распред-ия общ-ых благ.осно-ые метод-ие постулаты:1) общ-во-сов-сть индивидов,изуч-е их пов-ия лежит в основе исс-ия соц-ых и пол-их проц-ов (метод-ий индив-зм);2) индивид преследует свои соб-ые интересы,т.е.яв-ся эк-им чел-ом;3) полит процесс,с помощью кот индивиды реализуют свои интересы, явл-ся разновид-ью обмена.Осн направ-ми иссл-ий ТОВ явл-ся: консти-онная эк-ка,модель политконк-ции, общ-ый выбор в условиях прямой и пред-ой демократии, теория бюр-ии, теория политренты.
62. Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии. Политическая рента, лоббизм, логроллинг.