Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:14, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Микроэкономике".
Контроль за исполнением бюджета. Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).
В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.
Бюджетные системы за рубежом строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть:
1) принцип принятия бюджета
представительным органом
2) принцип полноты –
все доходы и расходы
3) принцип единства бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812);
4) принцип приоритетности
обязательных расходов –
5) принцип ежегодного
утверждения бюджета – бюджеты,
6) принцип бюджетного
равновесия –
Начало финансового года различно в разных странах:
– 1 января – Нидерланды, Бельгия, Россия, СССР, Франция;
– 1 апреля – Великобритания, Япония;
– 1 июля – Италия, Норвегия, Швеция;
– 1 октября – США.
Структура госбюджета. Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет
и бюджеты государственных
Бюджеты субъектов
федерации и бюджеты
Местные бюджеты. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.
Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.
Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.
До реформ государственного устройства 1993–1997 в России местные бюджеты также подразделялись на бюджеты:
– городов республиканского, краевого, областного, окружного подчинения;
– районные;
– городов районного подчинения;
– поселковые;
– сельские.
В настоящий момент местные бюджеты едины, однако после вступления в силу с 2006 Федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Россия вернется к общемировой и советской практике нескольких уровней местных бюджетов, которые будут подразделяться на:
– бюджеты поселений;
– бюджеты муниципальных районов;
– бюджеты городских округов.
Такое деление бюджетных средств позволит лучше учитывать интересы населения и, следовательно, увеличит их эффективность.
Таблица 3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ,ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004 | |||
Статьи доходов |
млрд. руб. |
Статьи расходов |
млрд. руб. |
Налоговые доходы, |
2 071,385 |
Обслуживание государственного долга |
287,570 |
из них: | |||
налоги на прибыль |
164,587 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
813,970 |
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы |
1 088,390 |
Национальная оборона и вооружение |
430,185 |
платежи за пользование природными ресурсами |
279,381 |
Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ |
203,854 |
налоги на внешнюю торговлю |
532,538 |
Социальная политика |
161,194 |
прочие налоги |
6,489 |
Суды, правоохранительная деятельность |
343,828 |
ГО и ЧС2, окружающая среда |
38,651 | ||
Организация народного хозяйства |
149,000 | ||
Функционирование органов власти и международная деятельность |
122,052 | ||
Целевые фонды1 |
14,061 | ||
Неналоговые доходы |
219,194 |
Пополнение государственных запасов |
20,269 |
Доходы целевых бюджетных фондов1 |
14,061 |
Дорожное хозяйство |
79,133 |
Единый социальный налог |
438,210 |
Прочие расходы |
–4,320 |
Всего доходов |
2 742,850 |
Всего |
2 659,447 |
1 К целевым бюджетным фондам
относится, например, фонд Министерства
промышленности и энергетики Российской
Федерации. |
Рис. 4. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА России после налоговой и бюджетных реформ 1998–2004.
В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 4.
За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 5 и 6.
Таблица 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1952-2002) | ||||||
Тип бюджета |
1952 |
1962 |
1972 |
1982 |
1992 |
2002 |
Всего бюджетов: |
116807 |
91237 |
78269 |
81831 |
85006 |
87576 |
Федеральных |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Штатов |
501 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Местных: |
116756 |
91186 |
78218 |
81780 |
84955 |
87525 |
Графств |
3052 |
3043 |
3044 |
3041 |
3043 |
3034 |
Муниципалитетов |
16807 |
18000 |
18517 |
19076 |
19279 |
19429 |
Городов |
17202 |
17142 |
16991 |
16734 |
16656 |
16504 |
Школьных округов |
67355 |
34678 |
15781 |
14851 |
14422 |
13506 |
Специальных округов |
12340 |
18323 |
23885 |
28078 |
31555 |
35052 |
1 Включая штаты Аляска и Гавайи,
получившие статус штатов в 1959. |
Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.
Таблица 5. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1 | |||
Расходы |
1980 |
1990 |
2003 |
Всего расходов |
590,9 |
1 253,2 |
2 140,4 |
Национальная оборона |
134,0 |
299,3 |
376,3 |
Социальное развитие |
313,4 |
619,3 |
1419,6 |
Образование |
31,8 |
37,2 |
86,3 |
Здравоохранение |
23,2 |
57,7 |
223,1 |
Бесплатная медицинская помощь |
32,1 |
98,1 |
244,7 |
Помощь малоимущим |
86,6 |
148,7 |
330,1 |
Социальная защита |
118,5 |
248,6 |
478,5 |
Пенсии и государственная помощь ветеранам |
21,2 |
29,1 |
57,1 |
Экономическое развитие |
66,0 |
126,0 |
115,2 |
Энергетика |
10,2 |
3,3 |
0,7 |
Полезные ископаемые и окружающая среда |
13,9 |
17,1 |
30,6 |
Коммерческий и потребительский кредит |
9,4 |
67,6 |
1,3 |
Транспорт |
21,3 |
29,5 |
64,2 |
Региональное развитие |
11,3 |
8,5 |
18,5 |
Административные расходы |
52,5 |
184,4 |
161,4 |
Внешняя политика |
12,7 |
13,8 |
20,7 |
Сельское хозяйство |
8,8 |
12,0 |
20,8 |
Юстиция |
4,6 |
10,0 |
36,1 |
Правительственные органы |
13,0 |
10,6 |
19,0 |
Прочие |
–19,9 |
–36,6 |
–50,3 |
1 При составлении таблицы использовались
российские эквиваленты бюджетных и налоговых
терминов. |
Таблица 6. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1 | |||
Доходы |
1980 |
1990 |
2003 |
Всего доходов |
517,1 |
1032,0 |
1836,2 |
Подоходные налоги с физических лиц |
244,1 |
466,9 |
849,1 |
Налоги на доход корпораций |
64,6 |
93,5 |
143,2 |
Социальное страхование |
157,8 |
380,0 |
726,6 |
Акцизы |
24,3 |
35,3 |
68,4 |
1 При составлении таблицы использовались
российские эквиваленты бюджетных и налоговых
терминов. |
Дефицит и профицит бюджета. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке – средства просто обесценятся.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.