Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:14, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Микроэкономике".
Рынок труда и социальная сфера в переходной экономике
1.Изменения на рынке труда в переходный период.
Каждая отдельная
ступень эволюции экономических
систем развивается исторически
и проходит через три стадии:
- становления и восходящего развития,
- зрелого состояния,
- нисходящего развития, связанного с нарастанием
нового.
Ш. Фурье определяет эти стадии как детство,
рост, упадок, дряхлость. Первая и последняя
из перечисленных выше стадий развития
каждой ступени общественной эволюции
характеризуются неполнотой, отсутствием
целостности, сосуществованием элементов
новой и старой экономики. Поэтому период
между двумя зрелыми состояниями - это
и становление новой экономической системы,
и одновременно нисходящее развитие старой.
С абстрактно-логической стороны, переходная
экономика - это особое состояние в эволюции
экономики, когда она функционирует в
период перехода общества от одной исторической
ступени к другой. Она представляет собой
промежуточное состояние общества, отражает
цикличность экономического развития.
Следовательно, переходный период - это
период перехода от одной экономической
системы к другой.
Рынок труда и сфера
занятости, отражая многие противоречия
переходного периода, сегодня испытывают
большое влияние специфики
В социалистических странах существовала гарантия предоставления рабочего места каждому желающему. Поступив на работу, человек проходил испытательный срок, который в большинстве случаев являлся простой формальностью, после чего место было фактически гарантировано работнику. Юридически представлялось весьма сложным уволить работника в связи с его некомпетентностью или избытком рабочей силы на данном предприятии. Даже при сокращении производства рабочие продолжали полностью получать заработную плату. При этом не допускалось разорения предприятий, для их поддержки выделялись государственные субсидии.
Гарантированная занятость и отсутствие у занятых в народном хозяйстве конкуренции со стороны безработных приводило к снижению производительности и мотивации труда, потере стимулов к повышению квалификации и качества работы,
Работники не только имели гарантированное право на труд, но и были безоговорочно обязаны трудиться (выход из состава рабочей силы осуждался как «тунеядство»). За основу был взят принцип «Кто не работает, тот не ест».
Доля работающих по отношению
ко всему трудоспособному
Ориентация на полную
занятость и сложившийся
Занятость на государственном
предприятии гарантировала
Государство, являясь
собственником подавляющей
Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке. Предприятиям не разрешали поднимать ставки заработной платы, поэтому как средство привлечения новых работников и вознаграждения за хорошую работу они широко использовали дополнительные льготы и выплаты. В результате возник чрезмерный уклон в сторону дополнительных льгот и выплат.
В некоторых странах (Болгария, Чехословакия, СССР) сложилась система так называемых «научно обоснованных» дифференцированных ставок заработной платы, т.е. градация всех работ в соответствии с объемом выпускаемой продукции, количеством часов рабочего времени, районными коэффициентами и т.п. Структура заработной платы отдельного рабочего оставалась сложной: помимо базовой тарифной ставки она включала премии и надбавки, районные и специальные коэффициенты (например, за тяжелый физический труд).
При начислении заработной
платы уделялось большое
Существующая система заработной платы не учитывала инвестиций в человеческий капитал. При такой ситуации рабочие не были заинтересованы в приобретении знаний и навыков общего характера, готовились в основном специалисты узкого профиля, чья квалификация не имела ценности за пределами конкретного рабочего места или предприятия.
Высокий уровень монополизации экономики в сочетании с отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.
Низкая территориальная мобильность была особенно характерна для СССР, где норма сменяемости места жительства составляла 4 % (в то время как в Западной Европе — 8—10 % и в США — 18 %.
В ряде социалистических стран государство имело право направлять выпускников вузов в ту или иную местность (в т.ч. в отдаленные районы), где они должны были проработать определенное количество лет.
Социалистическая экономика
характеризуется
Существующие механизмы разрешения социальных конфликтов были неэффективны. Потенциал социальных партнеров — государства, работников и работодателей — в улаживании разного рода разногласий зачастую не реализовывался, поскольку при прежней системе их роль была заметно ослаблена. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих так, как в Западной Европе и Северной Америке.
В прежней системе были крайне ограничены возможности миграции за пределы страны. Как известно, излишек рабочей силы в одной стране может быть продуктивно использован в другой на рабочих местах, которые местное население занимает неохотно. Эмиграция и иммиграция в Центральной и Восточной Европе изначально запрещалась, а позже строго ограничивалась. С началом либерализации ограничения на выезд из страны сменились ограничениями на въезд, которые установили принимающие государства.
В течение ряда лет применялись массовые формы принудительного труда. Известно, что в СССР и некоторых других странах на строительстве, в шахтах и на лесозаготовках использовался труд заключенных. Экономические выгоды от использования принудительного труда были довольно значительными, особенно в период коллективизации и индустриализации.
В переходной экономике развитие рынка труда деформировано, ограничено в пространственном и функциональном отношениях из-за незавершенности политических и экономических реформ, сдерживающих конкуренцию.
Рыночные реформы подтвердили объективность того, что избыточный спрос на рабочую силу со стороны государственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопреки экономическим законам, искусственно создавался административными методами.
Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10—15 %. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким
Еще одна тенденция — значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 70 % 2006 г. от общей численности уволенных в 1997 г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.
Политика занятости, проводимая на предприятиях при поддержке государства, сыграла решающую роль в торможении роста безработицы. Однако такая тактика предотвращения массовых увольнений вступает в противоречие с общей направленностью экономической политики и необходимостью повышения экономической эффективности, невозможной без вытеснения из хозяйственной сферы определенного количества скрытых безработных.
Процесс сокращения занятости
в большинстве стран с
На втором этапе были проведены массовые увольнения работников (особенно тех, чей возраст был близок к пенсионному), а также довольно широко использовались пенсии по инвалидности как средство решения проблемы избыточной занятости. В результате стала резко возрастать не только безработица, но и численность получателей досрочных пенсий по инвалидности.
На третьем этапе, который в большинстве стран только начался, сокращение занятости тесно связано с притоком в состав безработных, а не выбытием из состава рабочей силы.
Таким образом, среди важнейших проблем развития рынка труда в Центральной и Восточной Европе следует назвать определение масштаба массовых увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное воздействие.
Одна из особенностей экономической перестройки в Центральной и Восточной Европе — перемещение работников I из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.
Работников, уходящих из государственного сектора, можно разделить на несколько категорий:
переходящие в частный сектор в ходе приватизации, остающиеся при этом на прежних рабочих местах;
вышедшие из состава рабочей силы (на пенсию, большей частью досрочно);
переходящие с государственных предприятий на частные или в категорию самозанятых;
уволенные с государственных предприятий. Несмотря на тенденцию к сокращению, государственный
сектор продолжает занимать господствующее положение в экономике. Здесь занята основная масса работников.
Доля занятых на частных предприятиях быстро возрастала во всех странах. Но рост числа занятых в частном секторе осуществлялся не только за счет сокращения занятости в государственном секторе, но и в результате чистого прироста занятости в частном секторе. Новые фирмы, как правило, являются мелкими работодателями, обычно используя труд 5—10 работников.
Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих пор принадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы. Это объясняется тем, что частные работодатели в странах Центральной и Восточной Европы не располагают достаточной информацией о людях, которые ищут работу. В то же время потерявшие работу часто рассматриваются как работники «низкого качества». С другой стороны, наблюдается пассивное отношение безработных к поискам работы, основанное на убеждении в том, что государственный сектор должен предоставить им работу. Дополнительными факторами являются низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда.