Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Микроэкономике".

Файлы: 13 файлов

Собственность и хозяйствование Лекция 1 .doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государственный бюджет лекция 6.doc

— 377.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА лекция 6.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конкуренция риски неопределённость.doc

— 407.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономические блага Лекция 1.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бюджет декция.doc

— 499.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по микроэкономике.docx

— 24.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Достоинства и недостатки рыночной экономики лекция 6.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

издержки себестоимость.docx

— 62.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конкуренция и монополия.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 11. Микроэкономика (С) Черкасова Татьяна Павловна, к.э.н, 2006г.

ЛЕКЦИЯ 11: «КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ»  2 часа

План:

  1. Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды.
  2. Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции.
  3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. Естественные монополии.
  4. Антимонопольная политика и основные ее виды.
  5. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

 

  1. Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды.

Взаимодействие  между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом, который решает все экономические проблемы общества, связанные с распределением ресурсов, благ и доходов.

Роль конкуренции  состоит в том, что при ее наличии  на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции (т.е. ). В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование достижений НТП и НТР, что позволяет увеличить производительность труда, это как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме- новатору больший доход.

Кроме того, конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько видов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории по степени конкуренции рыночной структуры выделяют следующие виды:

      • совершенная конкуренция;
      • несовершенная конкуренция, которая включает:
      • монополистическую конкуренцию,
      • олигополию,
    • монополию.

Выделяют две формы конкуренции:

1) ценовую, за счет снижения цены;

2) неценовую, т.е. за счет качества, рекламы, дифференциации продукта и т.д.

 

  1. Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара, т.е. все фирмы являются «ценополучателями».

Поэтому в условиях совершенной  конкуренции спрос является горизонтальной линией (т.е. он абсолютно неэластичен). А предельный доход ( - приращение дохода, которое возникает за счет увеличение выпуска продукции на дополнительную единицу) равен цене и совпадает со спросом.

Рисунок 1. Спрос и предельный доход на рынке совершенной конкуренции

 

Сопоставление предельного  дохода с предельными издержками позволяет определить равновесие фирмы. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда выполняется следующее условие: P=MR=MC

Рисунок 2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

Производство следует  продолжать до точки пересечения  кривой предельных издержек с уровнем цен ( ). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная (фирма – «ценополучатель»). Фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой (до объема ). Если , то производство можно увеличивать, если , то такое производство осуществляется в убыток и его надо прекратить.

Общий доход равен площади фигуры ( ). Максимум прибыли ( ) равен площади заштрихованной фигуры, площадь не заштрихованного прямоугольника составляет валовые издержки.

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм:

1) фирма, которой удается покрывать  лишь средние переменные издержки ( ), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время (краткосрочный период);

2) допредельная фирма – фирма, которая в состоянии покрывать не только средние переменные издержки, но и все средние общие издержки, т.е. получающая нормальную прибыль ( );

3) запредельная фирма  – фирма, которая не в состоянии  покрывать даже текущие издержки, является не конкурентоспособной  и вынуждена покинуть отрасль ( );

4) если цена больше  средних общих издержек ( ), то фирма на ряду с нормальной прибылью получает верх прибыль.

Самостоятельно проиллюстрировать графически рассмотренные четыре случая.

 

В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма будет получать нулевую прибыль. И в условиях равновесия для нее будит выполняться следующее равенство:    .

Рисунок 3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде  
в условиях совершенной конкуренции

 

Если фирма будет  получать высокую прибыль, то это  будет сигналом для других фирм для  входа в данную отрасль. В связи  с тем, что в условиях совершенной конкуренции отсутствуют барьеры входа в отрасль, то в данную отрасль беспрепятственно устремится множество фирм в погони за прибылью, в результате цена снизится. Тогда многие фирмы, которые не смогут покрывать свои текущие издержки будут вынуждены покинуть отрасль, что будет способствовать повышению цены. Таким образом, в долгосрочном периоде установится нулевая прибыль, которая не будет привлекать новых конкурентов.

 

  1. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. Естественные монополии.

Противоположностью совершенной  конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Таким образом, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких субститутов (заменителей), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Отсутствие субститутов  означает, что продукт обладает низкой предельной эластичностью, т.е.: .

Естественная монополия – фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос с меньшими АС чем те, которые были бы возможны если бы две или более фирм поставляли такое же количество товара.

 

Рисунок 4. Кривая спроса монополиста.

Кривая спроса монополиста  имеет нисходящий вид в связи с тем, что продажа дополнительной единицы продукта требует снижения цены. Следовательно, значение MR для любого объема производства меньше Р и располагается ниже кривой D.

 

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара изменяя его количество. Следовательно, степень монопольной власти зависит от наличия товаров-субститутов и общей доли продаж на рынке.

Существует два основных индекса позволяющих измерить величину монопольной власти:

    1. Индекс Лернера: . Он показывает степень превышения цены над предельными издержками.

Числовое значение коэффициента колеблется  в пределах от 0 до 1. Когда IL>0 → существует несовершенная конкуренция.

Когда IL=1 → существует абсолютная монополия.

IL показывает способность монополиста влиять на цену.

    1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).

При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы  в отрасли. Предполагается, что чем  больше удельный вес продукции фирма  в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:   ,      где

- удельный вес самой крупной  фирмы;

- удельный вес следующей по величине фирмы;

- удельный вес наименьшей  фирмы.

 

Максимизация  прибыли монополистом и ситуация его равновесия.

      • Краткосрочный период

Если монополист решает производить что-то, то он максимизирует  прибыль поднимая цену выше уровня MC. Когда формируется максимум прибыли монополиста.

 

 

Если кривая спроса сдвинется  вниз и из-за падения цены не будут  компенсироваться даже AVC, то фирма закроется. Случай закрытия фирмы изображен на следующем рисунке. Где точка (Q1;P1) характеризует объем и цену, при которых данная фирма закроется.

 

    • Долгосрочный период

В долгосрочном плане  максимизирующая прибыль монополия  расширяет объемы производства до тех  пор пока не выпускает количество товара соответствующее точке, где MR=LAC. Если монополист при таких условиях (по данной цене) получает экономическую прибыль, то можно предположить, что свободный вход в отрасль не возможен. Иначе цена находилась бы в отрасли на уровне более низком и производитель получал бы нормальную прибыль. Т.е. цена на монопольном рынке не является сигналом (стремлением) для входа на рынок. При монополии в долгосрочном периоде P≥LAC, а низший уровень цены: Р=LAC.

 

Условия долгосрочного  равновесия:

        1. В условиях долгосрочного периода фирма-монополист должна функционировать хотя бы безубыточно.
        2. В отличии от совершенно конкурентного монопольное долгосрочное равновесие не обязательно должно устанавливаться в точке  минимума LAC. Выбирается такая точка, которая соответствует уровню желаемого выпуска.
        3. Цена формирующая максимальную долговременную прибыль будет ниже, чем цена формирующая максимальную краткосрочную прибыль.

 

  1. Антимонопольная политика и основные ее виды.

Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной  и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

В России основным законом, регулирующим антимонопольную деятельность, является Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» 1991 года. В хозяйственной практике российской экономики важно понятие "доминирующее положение на рынке" хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение.

Ограничение монополистической деятельности –  процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Рынок.docx

— 14.61 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рынок труда и социальная сфера в переходной экономике. Обзор статей..doc

— 223.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическая теория - 2 - Микроэкономика - Седов - 2002 - 115.pdf

— 1.04 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"