Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Микроэкономике".

Файлы: 13 файлов

Собственность и хозяйствование Лекция 1 .doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государственный бюджет лекция 6.doc

— 377.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА лекция 6.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конкуренция риски неопределённость.doc

— 407.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономические блага Лекция 1.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бюджет декция.doc

— 499.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по микроэкономике.docx

— 24.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Достоинства и недостатки рыночной экономики лекция 6.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

издержки себестоимость.docx

— 62.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конкуренция и монополия.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный антимонопольный  орган принимает участие в  федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

Федеральный антимонопольный  орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном ст.112 конституции Российский Федерации и Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации», а также учрежденным Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года.

В состав Федеральной  антимонопольной службы РФ входят:

- управление  центрального аппарата ФАС;

- территориальные  органы ФАС.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки  предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

    • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
    • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
    • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
    • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
    • о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
    • о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
    • о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

 

  1. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Теория конкурентоспособности  фирмы и ее конкурентных преимуществ  разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий:

    • необходимых факторов производства,
    • развитого спроса, зрелости конкурентной среды,
    • качества управления,
    • разумной государственной политики
    • и даже благоприятных случайностей.

Механизм  обеспечения конкурентоспособности фирмы

Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми  пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

Модель  пяти сил (направлений) конкуренции — это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

Рисунок 6. Схема взаимодействия основных конкурентных сил

 

Конкурентная  сила поставщиков экономических  ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм – потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.

Одним из наиболее эффективных  методов усиления позиции фирм –  покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами – производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.

В условиях современной  России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством  создания холдингов или финансово-промышленных групп.

Конкурентная  сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия – потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.

Немаловажное значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя торговопосредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических лиц – конечных потребителей товаров.

Одним из наиболее эффективных  средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или  установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.

Конкурентная  сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей – это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.

Сила соперничества  между компаниями, производящими  аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно-командной системы.

Конкуренция принимает  явно выраженный наступательный, агрессивный  характер, когда с появлением новых  видов товаров формируются новые  сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В России подобный характер конкуренция приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированы на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивные формы.

Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический  характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.

Все основные направления  укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.




Рынок.docx

— 14.61 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рынок труда и социальная сфера в переходной экономике. Обзор статей..doc

— 223.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическая теория - 2 - Микроэкономика - Седов - 2002 - 115.pdf

— 1.04 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"