Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Международное разделение труда: сущность, формы и факторы развития.
Показатели участия страны в международном разделении труда.
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ.docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

К началу XXI века годов международный обмен приобрел грандиозные масштабы. Так, около 80% совокупного объема МЭО приходится на МТ и данный показатель постоянно увеличивается. Кроме того, через МТ реализуется более 1/3 мирового ВВП. МТ развивается более стремительно, чем мировое производство. Так, в период с 2001 по 2003 мировой ВВП возрос на 2,4%, а объемы МТ увеличились на 4,5%. Таким образом, международная торговля является одной из важнейших форм международных экономических отношений.

МТ - это сложная  экономическая категория, которая  может рассматриваться в нескольких аспектах в зависимости от целей  анализа.

Как минимум 3 основных аспекта рассмотрения МТ:

1.организационно - технический -  изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами, т.е. странами;

2.организационно – рыночный – определяет МТ как совокупность мирового спроса и предложения, которые материализуются в 2 встречных потоках товаров – мировом экспорте и мировом импорте. Мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, который потребители готовы приобрести при существующем уровне мировых и внутренних цен, а мировое совокупное предложение понимается как объем производства товаров, который производители готовы предложить на рынке при существующем уровне внутренних и мировых цен ( измеряются в стоимостном выражении);

3.социально – экономический – рассматривает МТ как особого типа общественно-экономический отношения, возникающие между государствами по поводу обмена товарами и услугами. Их особенность определяется присущими им признаками:

·они носят  всемирный характер – в них  вовлечены все страны мира;

·являются интегратором мировой экономики, т.е. объединяют самостоятельные национальные хозяйства  в единую мировую систему, делая ее интернациональной. В основе этого лежит МРТ, которое расширяется, вовлекая новые государства, и углубляется все больше (от внутриотраслевого к межотраслевому)  благодаря МТ.

Именно  торговля определяет, что выгодно  производить каждому государству  и на каких условиях следует обмениваться произведенными товарами.

Объективность – торговые отношения существуют за счет объективной необходимости  обмена без учета чьего-либо мнения (за искл. эмбарго);

·Они  универсальны, т.е. пригодны для любого государства, независимо от его устройства, размера и т.п.;

·Являются систематизирующими, т.е. МТ расставляет  все страны в том или ином ном  порядке и, следовательно, определяет место каждой из них на мировом  рынке и в МЭО. Критериями для  этого служит доля внешнеторгового  оборота страны в мировом товарообороте. (у России сейчас 18 место). Так, место на мировом рынке определяется уровнем развития страны, а МТ расставляет государства в иерархическом порядке. 

По  данным показателям страны делятся на:

- малые экономики - не в состоянии влиять на изменение цен на мировом рынке при изменении своего спроса на определенный товар. Для восполнения этого недостатка объединяются в интеграционные группировки;

-большие экономики – обладают влиянием на мировой арене. 

Виды мировой торговли и ее механизмы:

·торговля товарами:

- продовольственное  и непродовольственное сырье;

- минеральное  сырье;

- готовая продукция;

- торговля услугами:

-инжиниринговые  услуги;

- лизинговые услуги;

-информационно  - консалтинговые услуги;

-торговля лицензиями  и ноу-хау;

-встречная торговля:

-сделки на  основе натурального обмена:

* бартерные сделки;  

 операции  с давальческим сырьем – толлинг;

- коммерческие  сделки:

* встречные закупки;

* выкуп/откуп  устаревшей продукции;

* сделки коммерческой  компенсации и

* авансовые закупки;

- торговля в  рамках промышленного сотрудничества  или кооперируемой продукцией

* компенсационные  сделки;

* встречные поставки.  

Международная торговля осуществляется путем заключения международных сделок и договоров.

Торговля может осуществляться на биржах, аукционах и торгах.

Биржи: реальные сделки, спекулятивные или срочные и с наличными товарами.

Аукционы: повышательный и понижательный.

Торги: открытые, открытые с квалификацией и закрытые (тендеры). 

Для характеристики состояния и развития МТ используются показатели:

-стоимостной и физический объем товарооборота;

-общая товарная и географическая структура мирового товарооборота;

-уровень специализации и индустриализации экспорта;

-коэффициенты эластичности МТ, экспорта, импорта и условия торговли;

-экспортная и импортная квоты;

-сальдо торгового баланса.

Развитие МТ сопровождается увеличением мирового богатства. После окончания второй мировой войны международный  обмен был одной из основных движущих сил экономического роста. С началом 90-х годов динамика роста МТ в  два раза превысила рост объёмов  мирового производства. Движение товаров  и услуг между отдельными странами связывает в системе единого  рынка национальные рынки и, соответственно, усиливает экономическую взаимозависимость  стран.  Это свидетельствует о прогрессирующей интеграции экономик в глобальном масштабе и определяет объективные предпосылки к усилению роли МТ в мировой экономике и МЭО.

 

  1. Теории мировой торговли.

Классические теории международной торговли

Меркантилизм

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

необходимость поддержания  активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);


  • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;
  • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
  • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
  • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ  Адама Смита

Реальное богатство  страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот  или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более  эффективно, чем другие. Ресурсы  страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать  в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей  силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более  эффективных методов работы. Естественные преимущества:

  • климат;
  • территория;
  • ресурсы.

Приобретенные преимущества:

  • технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

]Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и  импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный  недостаток факторов производства. Необходимые  условия существования:

  • у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  • развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  • существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких  товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться.

Жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции  проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

  • разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.
  • выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж
  • быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
  • зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
  • упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

  • воздействие правительства на факторные условия;
  • воздействие правительства на условия спроса;
  • воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
  • воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается  в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства  цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить  производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный  фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными  должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]

Теория Самуэльсона и Столпера

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

 

  1. Мировой рынок: основные черты и особенности ценообразования.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.      

 Мировой рынок характеризуется  следующими основными чертами:

- он является категорией товарного  производства, вышедшего в поисках  сбыта своей продукции за национальные  рамки;

- он проявляется в межгосударственном  перемещении товаров, находящихся  под воздействием не только  внутреннего, но и внешнего  спроса и предложения;

- он оптимизирует использование  факторов производства, подсказывая  производителю, в каких отраслях  и регионах они могут быть  применены наиболее эффективно;

- он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного  обмена товары и зачастую их  производителей, которые не в  состоянии обеспечить международный  стандарт качества при конкурентных  ценах.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"