Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Международное разделение труда: сущность, формы и факторы развития.
Показатели участия страны в международном разделении труда.
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ.docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

Латинская Америка. В основном Аргентина и Венесуэла, кроме того Мексика, Бразилия, Чили, Парагвай, Боливия. Общее число иммигрантов - от 3 до 10 млн. чел. в год, в основном латиноамериканцы, но этими странами субсидируются программы по привлечению восточноевропейцев, в т.ч. из стран СНГ (нефтяников, инженеров-химиков, фермеров). Миграция отличается сезонностью и большим процентом нелегальной, никем не регистрируемой миграции.

Африка. В Северной Африке - нефтедобывающая Ливия, на юге - ЮАР. Используют иммигрантов из других африканских стран, но заинтересована в специалистах из СНГ (но на постоянное место жительства) Межстрановая миграция - 2 млн. чел. В ЮАР общее количество иностранной рабочей силы составляло 1 млн. чел. в год.

 

  1. Последствия миграции рабочей силы для страны-экспортера и страны-импортера.

Все исследования международных организаций  и отдельных ученых показали, что  использование иностранных рабочих  содействовало хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогло многим из них совершить экономическое  чудо. Конечно, если бы это было не так, то индустриальные и нефтеэкспортирующие государства давно бы отказались от импорта рабочей силы.

Однако в преддверии XXI в. странах  Западной Европы развернулись жаркие споры о ряде социальных и демографических  последствий. Противники импорта рабочей  силы утверждают, что в 2000 г. в странах  Западной Европы насчитывается 20 млн. безработных. Поэтому приток иммигрантов  поднимает еще выше уровень безработицы  и, как следствие, уровень преступности. Другой аргумент привел популярный французский  исследователь Жак Ив Кусто. По его  мнению, в ближайшей перспективе  в результате переселения североафриканцев вся Европа будет говорить не по-французски, не по-английски, не по-немецки, а только по-арабски. Его сторонники указывают на формирование крупных диаспор арабов, турок, персов и других народов с их языком, культурой и религией. Удельный вес неевропейцев, ныне составляющий 8-12% населения, постоянно растет, вытесняя белую расу. По их мнению, белого человека уже можно заносить в Красную книгу.

Экономические последствия  миграций для стран-доноров

1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной  рабочей силы не поднял уровень безработицы  в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной  работы на другую или переезжать в  соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

Выше отмечалось, что доля безработных  среди выезжающих на работу за рубеж  была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица  в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

2. Граждане, работающие за рубежом,  приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны;

Действительно, в ряде случаев, благодаря  экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые  другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или  даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю  его экономику. Оно увеличивает  ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение  благосостояния населения. Государство  становится платежеспособным, что позволяет  ему обращаться к международным  организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним  словом, создаются существенные предпосылки  для повышения жизненного уровня населения.

В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности  выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления  рабочих страны-доноры брали новые  кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство, т. е. в реальный сектор экономики.

Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, ондеквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к  потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

Экономические последствия  для стран, принимающих рабочую  силу

  • Повышается  конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая  сила);
  • Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства;
  • Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих;
  • Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

 

  1. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия  миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании  этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального  законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к  которым, страны берут на себя обязательства  следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной  организации труда (МОТ) обязывает  страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.

Существует целый  ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей  силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация  по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.

Миграционная политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.

Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.

Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и т.п. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.

Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по , предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми не могут заниматься иностранцы.

Помимо административных используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран  фирмы имеют право принимать  иностранцев по достижении определенного  объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные  лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в  экономику принимающей страны определенную сумму и т.п. 

Эмиграционная политика предполагает:

• поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного  предложения) и сдерживание эмиграции  в случае нехватки рабочей силы;

• принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;

• контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;

• обеспечение возвращения эмигрантов на родину;

• стимулирование приобретения или повышения  профессиональной или образовательной  подготовки эмигрантов за рубежом.

В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров  рабочей силы. Последние, проводя  соответствующую эмиграционную  политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом  представительства для осуществления  контроля за выполнением международных  соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для  работы за границей и др.

 

  1. Сущность и причины международной экономической интеграции. Формы интеграции.

МЭИ – является результатом  роста международного движения товаров  и факторов производства, что требует  создание более надежных производственно сбытовых связей между странами и устранение многочисленных барьеров на пути международной торговли и это возможно только в результате межгосинтеграционных объединений в рамках многосторонних политических отношений.

Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к  сближению экономических механизмов стран.

Предпосылки интеграции:

1) близость уровней  экономического развития и степени  рыночной зрелости государства;

2) географическая близость  интегрирующихся стран (общая граница и сложившееся исторические связи);

3) общность экономических  проблем в области развития, финансирования, регулирования, политического сотрудничества;

4) демонстрационный  эффект (интеграция дает положительные  экономические сдвиги и это  психологически подталкивает другие  страны участвовать в интеграции);

5) эффект “домино” (страны члены интеграции группировок  имеют ряд экономических преимуществ  освобождены от ряда проблем-барьеров, поэтому страны не участвующие  в интеграционной группировки  стремятся туда попасть);

Цели интеграции:

1) использование преимуществ  экономики масштаба (упразднение  границ между государствами ведет  к расширению рынка -> приток  иностранных инвестиций и снижение  транспортных издержек).

2) создание благоприятного  внешнеэкономической среды (эта  цель является главной практически  во всех интеграционных группировках) включает в себя укрепление  сотрудничества в политических, военных соц., культ и др. областях.

3) решение задач  торговой политики (в рамках ВТО  и двухсторонних соглашений).

4) содействие структурной  перестройки стран создающих  рыночную экономику.

5) поддержка молодых  отраслей национальной промышленности.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Международная экономическая интеграция – высшая форма международных экономических  отношений. Это тесное сближение, объединение  экономик нескольких стран в единое хозяйство.

Объединение экономик – это сложный процесс, он проходит в несколько этапов (низшие формы интеграции, таможенный союз, создание общего рынка, создается экономический  союз, унификация).

Формы МЭИ:

1.низшая  – создание странами- участницами  зоны свободной торговли (между  странами – участницами устранены  все ограничения в торговле, с  третьими странами они сами  устанавливают торговые ограничения).

2.таможенный  союз (единый таможенный тариф  для 3-их стран).

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"