Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Международное разделение труда: сущность, формы и факторы развития.
Показатели участия страны в международном разделении труда.
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ.docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

Товар, находящийся на мировом рынке  в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая  усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства.    

 Выступая сферой межгосударственного  обмена товарами, мировой рынок  оказывает обратное влияние на  производство, показывая ему, что,  сколько и для кого нужно  производить.В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики.

Главным внешним признаком существования  мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

На уровень мировых цен воздействуют:

1) валюта платежа;

2) условия расчета;

3) другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

Состояние спроса и  предложения в мировой торговле относится к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены.

На цену предлагаемого товара влияют:

1) платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. наличие денег;

2) объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;

3) полезностьтовара и его потребительские свойства. Составляющими ценообразующих факторов предложения являются:

1) количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

2) издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;

3) цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю.

Общепринятые условия поставки:

1) техническое обслуживание;

2) гарантийный ремонт;

3) другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитыватьразличия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации:

1) существуют понятия «цены продавца», т. е. предлагаемые продавцом (относительно более высокие), и «цены покупателя», принимаемые и уплачиваемые покупателем (относительно более низкие);

2) в зависимости от рыночной конъюнктуры «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель, ситуация в части цен возникает противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.

Развитие науки и  технологии оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик  товара, стороны воздействует на мировые  цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность  производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении  цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом так  называемого полезного эффекта (возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара и его цена для потребителя снижаются.

 

  1. Свободная торговля и протекционизм.

Развитие мир. торговли ставит вопрос о мерах гос. регулирования  экспорта и импорта для успешного  развития на-циональной экономики.

В мировой истории известно два подхо-да к этой проблеме: свободная торгов-ля и протекцианизм, и их определенное сочетание.

Возникновение протекционизма связа-но со взглядами меркантилистов, кото-рые исходили из того, что богатство нации заключается в деньгах и для его умножения необходимо поощрять экс-порт и ограничивать импорт. Важная роль отводится гос-ву, которое должно проводить политику протекционизма, т.е. защиты внутреннего рынка от ино-странной конкуренции, но такая поли-тика приводит к таким же мерам со стороны других стран, что ведет к свер-тыванию международной торговли.

Поэтому промышленный переворот  и переход к крупному машинному  произ-водству неминуемо приводит, сначала к теоретическому обоснованию политике свободной торговли, а затем превраща-ет его в официальную торговую поли-тику.

В последствии эк. мысль  и хозяйствен-ная практика ни раз сталкивались с проблемой выбора- протекционизм или свободная торговля. В современных условиях господствует идея свободной торговли, хотя методы протекционизма применяются в практике многих стран.

Классическим видом протекционизма являются  тарифные барьеры. Таможенный барьер- систематизированный по группам  товаров перечень таможен-ных пошлин. Таможенная пошлина- гос. сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров. В современных условиях в протекцио-нисткой политике большую роль играют нетарифные барьеры и добровольные ограничения экспорта. Нетарифные барьеры – совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэконо-мической деятельности с помощью экономических, политических и адми-нистративных методов. К ним относят-ся: гос. пошлины внешней торговли, лицензирование, требования к соответствию импорти-руемых товаров национальным техни-ческим и санитарным стандартам.

   Несмотря на то, что проигрывающих от торговых  барьеров больше, чем выигрывающих, протекционизм все-таки считают  политически привлекательным:

1)те, кто выигрывают от  протекцио-низма организованно лучше тех, кто проигрывает

2)те, кто проигрывают чаще  всего не очень понимают это

3)тарифы-это замаскированные  субси-дии, поэтому считается более привлекательными, чем открытые субсидии.

1 причина:

   Издержки тех, кто  несет потери от свободной  торговли выступают в высококонцентрированном  виде

2 причина:

   Связана с непониманием  потребите-лей своих потерь от  введения торговых барьеров. В  силу этого общественное мнение  чаще оказывает поддержку протекционизму, чем свободной тор-говле.

3 причина:

   Для  поддержания отечественной про-мыш-ти гос. субсидии экономически более эффективны, т.к. они не снижают уровня благосостояния потребителей.

 

  1. Тарифные инструменты торговой политики.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы – систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте и  экспорте из данной страны. Там. пошлина  выполняет функции  налога, взимаемого при пересечении товаром там. границы, который повышает цену имп или эксп товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешне торгового оборота. Там пошлины:

- фискальные, призванные  увеличить доходы гос бюджета

-  протекционистские,  исп в целях защиты некоторых отраслей нац пром от притока иностранных товаров

- преференциальные ввозные  пошлины для некоторых товаров  из определенных стран

- льготные пошлины, вводимые  для отдельных стран с целью  поощрения импорта каких-либо  товаров.

- антидемпинговые, применяются  для противодействия импорту  из тех стран, чье правительство  предоставляло своим предпринимателям  экспортные премии.

- компенсационные, если  на импортируемые товары давались  гос субсидии при их производстве или экспорте  страной экспортером.

С помощью там тарифа осущ защита нац производителей. Там. тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. По назначению: - продовольственные товары и напитки, - промышленное сырье, - топливо и смазочные материалы,- машины и оборудование, - транспортные средства,- промышленные товары народного потребления. По степени обработки: - сырьевые товары и полуфабрикаты,- готовые изделия. В таможенном кодексе РФ 15 таможенных режимов. Выпуск для свободного обращения – наиболее распространенный там режим. Экспорт товаров -  означает выпуск товаров, за пределы там территории тории РФ без их последующего ввоза. Экспортер должен предъявить там документы о внесении платежей, а в необходимых случаях – лицензию на вывоз товара. Транзит товаров – перемещения между двумя таможенными пунктами РФ под таможенным контролем без взимания там платежей и применения мер нетарифного регулирования. Реимпорт – ввоз товара, ранее вывезенного с там территории РФ (10 лет). Ввозиться без уплаты там платежей и применения мер нетарифного регулирования, а оплаченные при вывозе там платежи возвращаются владельцу товара. Реэкспорт – вывоз товара ранее ввезенного (2 года).

Пошлины, устанавливаемые  в там тарифах: адвалорные – взимаемые  в процентах от цены товара, специфические  – в виде опред денежной суммы, взимаемой с веса объема или штуки, сезонные. Тарифные ставки растут  по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты нац пром. Там кодекс устанавливает там платежи при пересечении там границы РФ: там пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, сборы за выдачу лицензий, сборы за таможенное оформление сборы за хранение товаров, сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за участие в таможенных аукционах.

 

  1. Нетарифные инструменты торговой политики.

Большинство современных  мер регулирования внешней торговли относят к нетарифным инструментам, воздействие которых в плане  оказания влияния на структуру, объем  и географ направления импорта  и экспорта значительно выше, чем  у там тарифов. ООН делит их на три категории:

1. относятся внешние торговые  меры, применение которых направлено  на прямое ограничение импорта  с целью защиты определенных  отраслей нац производства. К ним относятся лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, системы минимальных импортных цен и т.д..

2. меры непосредственно  не напрвленные на ограничение внешней торговли. В их число входят там формальности, тех. стандарты и нормы, сан. и вет. нормы, требования к упаковке, маркировке и т.д.

3. их применение не  направленно непосредственно на  ограничение импорта или стимулирования  экспорта, но действия часто ведет  именно к этому результату.

Квотирование – временные, вводимые гос органами ограничения производства, экспорта и импорта товара. Основания для этого – обязательства стран по международным соглашениям, а также необходимость соблюдения нац интересов, для сбалансирования поставок и платежных балансов с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

Лицензирование экспорта и импорта яв-ся мерой оперативного регулирования внешне экон связей.  Применяется на определенный период времени по отдельным товарам, странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экон и полит условия. Оно позволяет рационально использовать иностранную валюту для закупки товара за рубежом или ограничивать экспорт товаров необходимых для внутреннего рынка. Применяется, когда имеет место недобросовестная конкуренция или наноситься ущерб интересам гос, например, несоблюдение международных договоров.

Контингенты – ограничения  в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт  определенных товаров на определенный период времени. Лицензии и контингенты  ограничивают самостоятельность предприятий  в отношении выхода на внешний  рынок, сужает круг стран,  с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру. Технические барьеры – соответствие экспортной продукции определенным техническим требованиям, включая требования к материалам, упаковке, маркировке.

 Импортные депозиты  – форма залога, который импортер  должен внести в свой банк  перед закупкой иностранного  товара. Демпинг -  продажа товаров  на внешнем рынке по искусственно  заниженным ценам – более низким, чем на внутреннем рынке с  целью вытеснения конкурентов  и завоевания внешних рынков. Проводят антидемпинговые меры. Среди мер нетарифного регулирования  есть и такие,  как финансовые  средства ограничения ввоза, импортные  налоги.

Компенсационные меры – меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, как компенсационные  пошлины сверх ставки таможенной пошлины установленной на данный товар. Субсидирование экспорта используется в тех секторах международной  торговли,  которые испытывают острую конкуренцию.

 

  1. Внешняя торговля России.

В развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода.

-1992-1993 гг., характеризующиеся  общей тенденцией сокращения  товарооборота;

-1994-1996 гг., отмеченные стабилизацией  и постепенным увеличением масштабов  внешнеторговой деятельности;

-1997-1998 гг., для которых  вновь характерно сокращение  товарооборота;

-1999-2006 гг. - увеличение масштабов  и экспорта, и импорта.

В целом в товарную структуру  экспорта нашей страны входит более 4-х тысяч различных видов отечественной  продукции.

Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского  экспорта. В 2005 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 64,4% всего российского экспорта.

Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости  российского экспорта от колебания  цен на мировых товарных рынках.

Международная специализация  России на полуфабрикатах, произведенных  в отраслях, оказывающих наиболее отрицательное влияние на состояние  окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический  фон внешней торговли.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"