Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Международное разделение труда: сущность, формы и факторы развития.
Показатели участия страны в международном разделении труда.
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ.docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что на численный  и качественный состав иммигрантов  все большее воздействие стала  оказывать начавшаяся НТР (научно-техническая  революция). Индустриальные государства  во все большем объеме предъявляли  спрос на квалифицированную рабочую

Изменение спроса на рабочую силу привело к тому, что в конце 1960-х гг. западноевропейские государства  внесли существенные коррективы в свою иммиграционную политику. С одной  стороны, они установили жесткий  контроль не только за состоянием здоровья, но и за квалификацией рабочего, навыками его работы на современном  предприятии. Спрос на неквалифицированную  рабочую силу заметно сократился. С другой стороны, законодательство некоторых стран Запада начало предусматривать  ограничения на въезд иностранных  граждан.

Еще более весомые перемены в  иммиграционной политике западных государств произошли с конца 1973 г., когда  стали развиваться нефтяной и структурный кризисы. Правительства этих государств, ссылаясь на свертывание производства и рост безработицы, начали в одностороннем порядке вводить новые законодательства, сначала по ограничению притока иммигрантов, а затем и по полной его приостановке. Так, Франция на три года (1974-1977) приостановила иммиграцию. Бельгия лишь ограничила приезд иностранных рабочих с семьями. США ввели количественное ограничение: квота для иммигрантов была снижена до 400 тыс. человек в год. Новые законодательства свидетельствовали об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики в соответствии с ее изменениями на мировом рынке рабочей силы.

Иное отношение сложилось к специалистам высшей квалификации (кроме гуманитарной). В странах Западной Европы эти лица принимались практически без ограничений. А Соединенные Штаты даже поставили политику привлечения иностранных научно-технических кадров на государственную основу. В 1968 г. США приняли закон, который отменял привилегии на въезд из ряда западноевропейских государств, а прибытие специалистов из развивающихся стран получило некоторые преимущества. Уже тогда американское государство посчитало, что приток специалистов из Азии, Африки или Латинской Америки может стать одним из источников национальных ресурсов. Вплоть до 2000 г. индустриальные страны Запада изменяли свое законодательство, облегчая и даже поощряя приток высококвалифицированных кадров из слаборазвитых стран.

В период, когда промышленно развитые государства стали ограничивать иммиграцию неквалифицированных рабочих, существенно возросла роль некоторых  развивающихся стран в качестве импортеров рабочей силы. Особенно разительные перемены произошли  в нефтеэкспортирущих странах Ближнего Востока, в которых с конца 1973 г. началось резкое увеличение доходов, но не в связи с мощным развитием производительных сил, а в связи с высокой конъюнктурой мировых цен на нефть. Доходы от продажи нефти достигли в странах Ближнего Востока беспрецедентных масштабов.

Получение столь крупных поступлений  нефтедоларов создало условия для экономического бума, для реорганизации национального хозяйства. Однако нефтеэкспортирующие страны не располагали для этого необходимыми трудовыми ресурсами, поскольку доля экономически активного населения составляла в среднем 20% и буквально мизерной была доля квалифицированных рабочих и специалистов. Такое состояние трудовых ресурсов вынудило внезапно разбогатевшие страны искать выход в импорте иностранной рабочей силы.

С 1974 г. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия и другие нефтеэкспортеры приступили к массовому использованию иностранных рабочих. В отдельные годы численность иностранных граждан в ОАЭ и Кувейте в 3-4 раза превосходила численность местных работников. Причем разрыв в уровнях оплаты иностранных и местных рабочих был еще больше, чем в индустриальных государствах. За короткий промежуток времени нефтедобывающие страны смогли с помощью иностранных рабочих преобразовать свои полуфеодальные структуры в современные хозяйства. Можно утверждать, что именно эксплуатация труда десятков миллионов иностранных рабочих помогла странам Ближнего Востока, как ранее государствам Запада, совершить экономическое чудо.

С начала 1980-х гг. мировые цены на нефть стали снижаться, и соответственно сокращаться доходы нефтеэкспортирующих стран. Но они к этому времени смогли оснастить производство современной техникой и технологией, а также подготовить некоторое количество национальных кадров. Нефтеэкспортирующие страны стали постепенно вводить ограничения на иммиграцию неквалифицированной рабочей силы. Одновременно они, подобно индустриальным государствам, стали вводить систему поощрения приезда квалифицированных рабочих и специалистов. Для последних они обеспечивали достаточно комфортные условия проживания (вместе с семьями) и довольно высокие оклады. На такие предложения откликались высококвалифицированные специалисты не только развивающихся стран, но и промышленно развитых государств, включая Англию и США.

Экономические причины для найма  за рубежом превалируют и у  самих эмигрантов. С одной стороны, это стремление приобщиться к  более благополучной жизни. Опросы, проведенные в большинстве стран-доноров, показали, что основной причиной отъезда  рабочих служило намерение больше заработать (60-80% опрошенных). К этому  следует добавить желание получить специальность или повысить квалификацию (4-6%). С другой стороны, это боязнь остаться без работы. Правда, доля безработных среди отъезжающих была относительно небольшой (8-10%).

С течением времени правительства  некоторых развивающихся стран  стали ограничивать отъезд квалифицированных  рабочих, а тем более специалистов, необходимых и подготовленных для  собственной экономики. Они требовали  компенсации за полученное образование  или повышали стоимость виз. Периодически в странах-донорах развертывалась широковещательная кампания по возвращению  на родину ученых, инженеров, компьютерщиков и др., а правительство обещало  им улучшить материальное положение  и условия работы. Однако эти усилия приносили ограниченный результат, и «утечка умов» продолжала наносить ущерб национальному хозяйству.

Военно-политические причины

Существует широко распространенное мнение, что XX в. стал наиболее цивилизованным и гуманным. Но именно в этом столетии заметно возросла политическая, этническая и религиозная нетерпимость. Именно в это столетие проходил кровавый передел мира, вызвавший расчленение  и упразднение целых государств.

За многими этими событиями  зачастую просматриваются экономические  причины, в частности, стремление стран  золотого миллиарда обеспечить доступ к чужим сырьевым ресурсам. В данном случае важно отметить, что каждое такое военно-политическое событие порождает массовое перемещение населения, чаще всего именуемое временным переселением, хотя оно, как правило, носит долговременный и нередко межстрановой характер

Первая мировая война и в определенной мере предшествующие ей Балканские войны создали новую военно-политическую обстановку в Европе. Кровопролитные сражения, разрушение гражданских объектов, даже приближение противника поднимали массы людей с мест постоянного проживания, превращая их в беженцев, перемещенных лиц или политических эмигрантов. Многие европейцы перебрались тогда в более спокойные регионы Северной и Южной Америки или Австралии, и лишь небольшая часть их вернулась после завершения Первой мировой войны.

В промежутке между двумя войнами  в Италии и Германии утвердился фашизм, порожденный западной цивилизацией. Новый режим, особенно в Германии, проявил расовую и религиозную нетерпимость, поэтому многие представители других национальностей или вероисповеданий покинули фашистские страны. А начатая Германией Вторая мировая война привела к возникновению множества потоков беженцев. Миллионы европейцев переселялись в более безопасные места: в США, Канаду, Австралию или в колонии Англии, Франции, Бельгии.

С конца 1940-х гг. развернулось национально-освободительное  движение, поддержанное социалистическими  странами. Большинство колоний и  зависимых территорий смогло добиться независимости мирным путем, но меньшинству  пришлось с оружием в руках  изгонять английских, французских или  американских оккупантов. В ходе сражений тысячи беженцев в поисках спасения пересекали государственную границу.

Пять арабо-израильских войн, гражданские  войны в Ливане, Эфиопии, Сомали, Кампучии, Конго, исламская революция  в Иране, война между Ираком и  Ираном, нападение Ирака на Кувейт, гражданская война в Югославии  и затем агрессия НАТО против Югославии  — все эти трагические события  дестабилизировали мирную жизнь  населения Евразии и Африки, принуждая  мирных жителей к бегству. Смена  режима в Афганистане и ввод советских  войск положили начало потоку беженцев, насчитывающих к концу 1980-х гг. от 6 до 8 млн. человек.

Бесспорно, беженцы составляют иную категорию мигрантов. Их численность  достигла внушительных размеров: в 1970 г. — 2 млн., а в 2000 г. — уже 40 млн. человек. Официально только в 1990 г. в Западную Европу прибыло 420 тыс. беженцев, в том  числе из Турции (в тыс.) — 46,5, Ливана — 28,3, Шри Ланки — 17,9, Ирана — 16,5, Индии — 11,2, Сомали — 10,4 и т. д. Рано или поздно они начинают искать себе ту или иную форму занятости.

Общую численность мигрантов, включая  беженцев, трудно определить из-за текучести  этой категории людей или незаконности их пребывания. По приблизительным  оценкам, в 2000 г. в перемещениях рабочей  силы принимало участие более 80 млн. человек, а с семьями — около 150 млн., из которых на долю граждан  стран Востока приходится свыше 60%. В зависимости от экономической  или военной ситуации эти цифры  могут существенно увеличиться.

Основная масса легальных и  нелегальных мигрантов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (приблизительно по 25-30 млн. человек), а также на нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока (БВ) (12-15 млн. человек). В индустриальных государствах они сосредоточились в промышленности и сфере услуг, а в странах БВ — в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. В зависимости от конъюнктуры занятость иностранных рабочих может изменяться безотносительно их квалификации.

 

  1. Основные направления международной миграции рабочей силы.

Можно выделить 5 направлений  международной миграции рабочей  силы:

  • из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • в рамках промышленно развитых стран; (в основном по неэкономическим причинам, наблюдается утечка умов из Европы в США.
  • между развивающимися странами; (в основном между НИС и странами арабских эмиратов; между странами-членами ОПЕК и др. развивающимися странами. Например, в Кувейте и Саудовской Аравии было в 60-80 годы занято до 1 млн. рабочих их Йемена, в Гонконг - из Китая и Вьетнама. Экономические причины: более высокий уровень жизни и зарплаты и нехватка неквалифицированной рабочей силы в НИС)
  • из бывших социалистических стран в промышленно развитые;
  • миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Особо следует сказать  о миграции рабочей силы в рамках бывших соц. стран и СНГ.

Россия. Бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Сейчас в России наблюдается  большой приток рабочей силы из Китая (40 тыс., некоторые специалисты опасаются  даже колонизации российского Дальнего Востока и Сибири). В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. В Москве - украинские рабочие - 32% от общей численности  работающих иностранцев, Турция - 22%, Молдова - 4%, Беларусь - 3%.

Украина. В 1987 г. в Украину  из-за границы прибыло 40 тыс. и выбыло 34 тыс., а в 1991 г. соответственно 47 тыс. и 74 тыс. человек. Иммигранты в основном рабочие и служащие, прибывшие  на работу по контракту (на начало 1995 г. - более 20 тыс. чел. из них 1/3 - вьетнамцы), представители деловых кругов, преподаватели... Количество эмигрантов, несмотря на жесткие  меры индустриально развитых стран  по отношению к иммигрантам из СНГ, увеличивается и может в  ближайшее время достигнуть 100 тыс. в среднем за год.

Западная Европа. (Особенно Германия, Франция (из Северной Африки), Англия, Бельгия (из Испании и Италии), Нидерланды, Швеция (из Финляндии) и Швейцария). В середине 90-х годов приток иммигрантов оценивался в 180 тыс. чел. в год. Только в странах ЕС насчитывается 13 млн. иммигрантов. В настоящее время здесь развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников меду странами ЕС и унификацию трудового законодательства. 9 декабря 1989 г. принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС». Наиболее развитые страны ЗЕ притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, стран восточной Европы и СНГ.

Ближний Восток. Этот центр сформировался в 70-ые годы. Нефтедобывающие страны привлекают на тяжелую низкооплачиваемую работу дешевую рабочую силу из Индии, Бангладеш, Пакистана. Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии, Кореи, Филиппин. К началу 90-х здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, а местных рабочих 2млн. В ОАЭ доля иммигрантов в общей численности рабочих - 97%, Кувейте - 86,5%, Саудовской Аравии - 40%.

США и Канада. Трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Каждый год в США приезжает иммигрантов больше, чем во все остальные страны вместе взятые. Иностранцы составляют около 5% рабочей силы страны. Низкоквалифицированная рабочая сила - из близлежащих латиноамериканских стран (особенно Мексика), стран Карибскогобассейна. Высококвалифицированные работники - практически из всех стран. Иммигранты - 740 тыс. чел. в год, эмигранты - 160 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. чел.

Австралия. 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В страну стали в первую очередь приниматься иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это прежде всего азиатские НИС - Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также Япония, Малайзия, Пакистан и Бруней. Крупнейший экспортер рабочей силы - Китай, кроме того - Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма, Филиппины, Индонезия, Бангладеш, Шри-Ланка... Общее число иностранных рабочих - 2,5–4 млн. чел. В Японии работают в основном корейцы, в последнее время появились иранцы.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"