Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:35, шпаргалка
1. Региональная экономика (РЭ), объект и предмет ее исследования
Региональная экономика – наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой явл. состояние развития хозяйства.
Предметом является анализ территориальной структуры и территориальной организации хозяйства регионов. Территориальная стр-ра - совокупность территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии. Территориальная организация – учение об управлении процессами территориальных структур хозяйства; или совокупность действий по размещению предприятий в регионе с учетом их специализации связей воздействий на среду.
1. Региональная экономика (РЭ), объект и предмет ее исследования
Региональная экономика – наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой явл. состояние развития хозяйства.
Предметом является анализ территориальной
структуры и территориальной организации
хозяйства регионов. Территориальная
стр-ра - совокупность территориальных
элементов, находящихся в сложном взаимодействии.
Территориальная организация – учение
об управлении процессами территориальных
структур хозяйства; или совокупность
действий по размещению предприятий в
регионе с учетом их специализации связей
воздействий на среду. Теоретические основы
заключаются в выработке собственных
исследований.Состав территориальных
элементов:-Точечные(экономич.
2. Цели и задачи региональной экономики
Заключается в решении следующих проблем:1. Структурная трансформация хозяйственных комплексов регионов через ркгиональний развитие, установление оптимальных отраслевых и территориальных пропорций производства.2. Неспособность нашей экономики сохранить мощный потенциал обрабатывающей промышленности,
ее отдельных отраслей и комплексов, которые
испытали сокрушительного разрушения.
3. Постепенный переход на пути устойчивого
развития, улучшения качества жизни населения.
4.Низкое качество региональных проектов
и программ. 5. Увеличение взноса регионов
Украины в развитие международного экономического
сотрудничества, расширения всего спектра
внешнеэкономических связей.В связи с
необходимостью достижения этой цели
перед региональной экономикой появляются
достаточно сложные задания: 1. определение
путей оптимизации региональной экономики
в соответствии с определенными факторами
с учетом закономерностей и принципов,
которые обусловливают специализацию
регионов и их отдельных отраслей; 2. достижение
сбалансированного и постоянного развития
Украины и ее регионов; 3. создание благоприятных
условий жизни нации путем сбалансированной
экономической перестройки регионов;
4. расширение международного сотрудничества
регионов; 5. осуществление административно-
3. Место региональной экономики в системе наук
В современной науке сформировалась совокупность научных исследований и дисциплин, объект исследования которых-регион. В хозяйственной и социально-экономической практике под регионом понимают: 1. территорию выделяемую по определенному признаку для решения конкретной проблемы. 2. часть территории, которая отличается особенностями положения и исторического развития. 3. совокупность административно-хозяйственных территорий со сходной специализацией и производственно-социальными связями 4. иерархическую, сложную территориальная социально-экономическая система. На основе регионального подхода анализируют объекты своих исследований многие науки (региональная демография, региональная социология и др.). Однако среди этого множества в состав региономики входят лишь определенные науки: а именно регионального цикла: 1. Регионология (или регионика)-направление в экономике, изучающее особенности развития регионов стран, как и мира в целом. 2. Регионалистика - совокупность направлений и дисциплин, методологический подходов и приёмов, объект исследования которых-регион. 3. Районоведение-часть страноведения, исследующее конкретные районы страны. 4. 4. Региональная география - изучающая компоненты глобального пространства. 5. Размещение производительных сил - пространственное распостранение вещественных компонентов производства и трудовых ресурсов, определяемое рядом факторов природного и социально-экономического порядка. 6. И наконец, РЭ. Содержание РЭ определяется разнопланово: РЭ-это пограничное направление исследований, изучающее закономарности, территориальные связи и пропорции воспроизводственных процессов административно очерченных территорий. РЭ-это система производственных отношений, которые исторически сложились в рамках определенных территорий, для которых свойственна особая функциональная отраслевая территориальная структура хозяйства. Исходя из многоуровневости, РЭ требует определения в двух аспектах. В узком значении - это комплекс отраслей определённой территории по производству товаров и выработке услуг. В широком - это система не только производственных отношений, а также сложившихся форм, методов организации производства и комплексного управления регионов. 2Сложность вопроса про место РЭ в системе наук состоит в том, что РЭ имеет не только собственный предмет и объект изучения, но и занимается еще и региональными аспектами экономической жизни. Поэтому ее «течения» проникают в почву других областей экономической науки, что можно изобразить схематично:-регионология региональные науки регионалистика;-экономические науки региональная экономика географические науки;-экономика природопользования менеджмент экологические науки теоретическая география;-макроэкономика муниципальный м. геоэкология геоурбанистика;-микроэкономиак государственный м. геологистика геогр.непроизводств. сферы;-эконом. теория международный м. геогр. сфер хозяйствования;-прикладные науки статистика;-анализ хоз.деятельности общая теоретическая статистика;-районная планировка региональная статистика;-региональное развитие и социальная политика.
4.Содежание понятия «регион». Классификация регионов, их характеристика
Регион – это целостная система со своей структурой, историей и спецификой деят-ности. При анализе регион учит. критерии: 1) географ-кие - величина, конфигурация, положение тер-рии. 2) произ-ные – преобладающие виды деят-ности. 3) градостроительные – хар-р застройки. 4) социологические. Классификация Р. По обхвату: крупные (макрорегионы) средние (области) малые (группы адм-ных районов). По уровню развития: высокоразвитые, среднеразвитые, слаборазвитые.Элементарные регионы (1 фактор – пром-ные, курортные), Сложные (2 и более факторов), интегрированные (сочетаются все прир. и антропогенные факторы). В рамках ЕС выделяют 8 типов регионов:1) поляризованные – с четко выраженной ф-цией. 2) галогенные – с относительно равномерным составом отраслей. 3) депрессивное – Р., снизившие темпы своего развития. 4)стогнирующие - крайне низкие темпы развития. 5) пионерные – районы нового освоения. 6) программные. 7) проектные или уникальные. 8) проблемные регионы.Классификация французского ученого на основе анализа социально-экономических и экологических последствий регионов А Фремена: 1) Слабые (преобладает развитие с.х., отмечается низкий уровень развитие экстенсивных технологий, а взаимосвязь, ч-п носит эпизодический характер) 2) зрелые ( те территории, где преобладает развитие с.х., осуществляется использование НТР, а эксплуатация природных средств носит сложный характер). 3) динамичные (вступившие в стадию индустриализации; сформировали хорошо развитую с.х. систем, отличается экстенсивным природопользованием.)
5. Этапы развития
и основные теории
1Региональная наука прошла в своем развити четыре этапа: 1-й начальный. Приходится на 18 век, когда государствам стало необходима подробная информация о состоянии развития хозяйства. Этот этап называют этапом зарождения региональной науки, основой которой являются: 1. каммеральная статистика 2. коммерческая география. На первых этапах региональные исследования проводились на основе этих двух наук. Итогом этапа-была впервые выделенна иерархия регионов на основе издержек производства и обращения. 2-й становления. Приходится на 19 век. В этот период были разработанны теоретические основы районирования территорий и рационального размещения сельского хозяйства, промышленности, расселения. 3-й развития. Приходится на 20 век. Формируются такие научные школы: немецкая, англо-американская, французкая, итальянская, шведская, советская школа регионального анализа, национальная школа размещения. 4-й этап. Приходится на 21 век. Особенности этого этапа: возрастает роль регионов в экономике любой страны; региональный воспроизводственный процес на рыночной основе; наростает эколого-экономическая проблематика; сложились теории регионального роста. 2 Содержание теорий РЭ определяется предметом этой науки. Как и любая другая наука, РЭ в своем развитии объединяет индуктивный и дедуктивный подходы получения новых знаний и пытается создать новые обобщающие теории. На состав и структуру РЭ значительно влияют общие экономические теории (например, теории общего экономического равновесия, экономического воспроизводства, экономического роста и т.д), теоретическая география, а в последнее время-междисциплинарные теории устойчивого развития. Теории развития региона в значительной степени базируются на теориях макроэкономики уже только потому, что «большой регион» как сложная система является близким структурным аналогом государства (национальной экономики). Поэтому нет необходимости изобретать полную теорию экономики региона. Но одновременно между регионом и государством существуют качественные различия. С одной стороны, регион имеет ограниченный политический и экономический суверенитет, функционирует в рамках правовой, финансовой, денежной и других национальных систем. С другой, «разумное разделение труда» между теориями макроэкономики и региональной экономики предполагает, что на уровне региона целесобразно отдавать приоритет и, значит, большую глубину и детализацию исследованиям таких проблем, как инфраструктурные сети, разселение, агломерационные эффекты, взаимодействие экономики и окружающей среды. Для анализа внутренней структуры региона используются теоретические результаты микроэкномики. Теория межрегиональных отношения тесно переплетается с теориями международной торговли и международной экономической интеграциии. В свою очередь, РЭ дополняет экономические теории благодаря включению пространственных факторов экономического развития и форм пространственной организации экономики. Развитие современной теории региональной экономики осуществляется по двум линиям: 1) расширение и углубление содержания предмета исследований: дополнение классических теорий новыми факторами, изучение и осмысление новых процессов и явлений, акценты на комплексные проблемы, которые требуют междисциплинарного подхода. 2) усиление методологии исследований, особенно применение математических методов и информатики).
6. Анализ штандортних теорий региональной экономики
1 Первые теории размещения, считающиеся
теперь классическими
7. Сущность неоклассических теорий регионального экономики
1К неоклассическим теориям
регионального анализа
8. Теория территориальных
кластеров в региональном
Кластер – группа размещенных в регионе взаимозависимых и таких что, дополняют друг друга, промышленных компаний и организаций, которые дают в определенной сфере и характеризуются тем, который выработан ими продукт одной отрасли используется для потребностей нескольких других. Кластеры принимают разные формы в зависимости от своей сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта или сервисные компании, поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты, фирмы в сопутствующих отраслях, организации, которые обеспечивают образование, но др.. В кластерах существенно уменьшаются расходы, связанные с отдельными видами деятельности(например, заграничной коммерческой деятельностью, общим исследованием рынка, стимулированием экспорта, но др..), улучшаются технологии производства, разрабатываются новые выли продукции; заключаются перекрестные, субподрядные контракты между предприятиями одного и того же региона, заинтересованными во взаимо дополнении технологий. Они дают возможность сочетания усилия для решения региональных проблем, эффективного и рационального использования капитала, в условиях ограниченности оборотных средств и низькое инвестиционной активности. Кластеры способствуют рациональному использованию имеющихся ресурсов, инновациями, повышению качества и увеличению масштабів виробництва. Теория кластеров тесно связана с концепцией инновационного развития.
9. Законы и закономерности РПС
Закон – это объективно-действующая
внутренняя связь явления или процесса,
проявляющаяся одинаково в определенных
условиях. На РПС воздействуют 3 группы
законов: 1)Естественные – выявляют устойчивые
связи в природн. Например. Наиболее важный
закон географической зональности. 2)Взаимодействие
общества и природы (закон взаимодействия
уровня ПС и уровня развития природно-ресурсного
потенциала).3)ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (1) Закон территориального
разделения труда экономический эффект
от этого закона достигается за счет.закрепления
специализированных функций по отдельным
территориям, которые наиболее эффективны
в конкретных природно-социальных условиях
и обязательного развития связи между
регионами по обмену продукции. 2) Закон
территориального разрыва между местом
производства и местом потребления Снизить
негативное воздействия закона можно
за счет снижения транспортных издержек
или снижения себестоимости продукции.3)
Закон агломерирования Закон отражает
объективную тенденцию скопления производства
в определенных местах с целью повышения
производительности труда за счет кооперирования
комбинирования, концентрации и специализации.
Закономерности – пространственные разновидности
экономических законов. Они выражают основные
тенденции размещения. Любая закономерность
объективна, исторична, автономна и имеет
ограниченные рамки.1 Закономерность Рационального
РПС. Базируется на законе экономии общественных
затрат. Учет закономерности позволяет
экономить материально-общественные затраты
транспортные и финансовые затраты. T=K1-K2/U2-U1,
где T – затраты,K–капиталовложения,U–