Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".
5.Пространственная
Они предполагают: рациональное, наиболее эффективное размещение производства; неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов; научно обоснованную специализацию экономических районов на основе территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства экономических районов.
Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.
Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.
К ней относят:
Экономические и стратегические интересы государства отражает принцип освоения зоны Крайнего Севера,расположенной в высоких широтах, отдаленной от крупных промышленных районов, обладающей суровыми природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, создающими затруднения для развития промышленности, транспорта, а также заселения. Экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.
Важнейший принцип размещения производительных
сил, который никогда не снимался
с повестки дня — сдвиг народного
хозяйства на восток, обеспечивающий рационализацию хозяйственных
пропорций между европейскими и восточными
районами. В восточных районах России
сосредоточено 90% топливных, 70% рудных,
80% лесных ресурсов России, 94% запасов пресной
воды и 95% гидроэнергоресурсов. Однако
исключительно суровые климатические
условия 75% территории страны ограничивают
их заселение, где проживает лишь 21% жителей
Российской Федерации, и эффективное освоение
ресурсов. Поэтому на большей части территории
восточных районов размещение населения
и экономического потенциала носит очаговый
характер.
Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.
Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах)соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.
Особый характер имеет принцип
укрепления обороноспособности
Экономическое районирование - это
процесс разделения страны на целостные
территориальные части
На процесс районообразования
влияют как национальный фактор, социально-политические
условия, характерные для конкретного
этапа развития страны, так и транспортная
освоенность территории, геополитическое
положение страны и ее отдельных
частей.
Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлеченности их в использование, специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, квалификацией, национальным составом, концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры. Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав крупных районов. Рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифицируют его). Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них — обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов.
7.Экономический потенциал региона и его оценка. Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом. Некоторые финансисты определяют экономический потенциал как способность социально-экономической системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.
Наряду с этим определением в экономической литературе потенциал региона рассматривается также как способность имеющихся ресурсов данного региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени. Эта способность может быть и не реализована, поэтому финансовый потенциал – оценочная, вероятностная категория.
Использование экономического потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования – государству (в лице федеральных и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению.
Для оценки объемов экономического
потенциала целесообразно выделять такие
понятия, как используемый и неиспользуемый экономический потенциал. Первый можно отождествлять
с экономическими ресурсами региона и оценивать
через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономического потенциал
Экономический потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Ресурсы государства обычно определяются через стоимость национального богатства. Но экономический потенциал не следует отождествлять со стоимостью национального богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов региона лежит в основе оценки экономического потенциала. Следует иметь в виду, что есть разные методики оценки национального богатства. Стоимостная оценка ресурсов региона может колебаться во времени, точно так же может изменяться и их способность приносить доходы. Причем все ресурсы имеют разную способность приносить доходы, и не только собственникам.
С точки зрения способности приносить доход для оценки природных ресурсов может быть использован рентный подход, а для основных фондов– метод капитализации. При оценке природных ресурсов важно учитывать, что их рыночная оценка колеблется по времени и зависит от спроса и предложения на рынках.
В настоящее время в России стоимостная оценка национального богатства осуществляется только по таким элементам как: основные фонды, материальные оборотные средства и домашнее имущество. В эту оценку не входит стоимость земли, недр, лесов и т.д. Как отмечает Е. С. Строев, ссылаясь на статистические данные, в структуре национального богатства России 87 % приходится на природные ресурсы, около 10 % на производственные фонды, включая открытия, изобретения, патенты и лицензии. Отмечается, что реальной оценки национального богатства нет, соответственно, нет реального макроэкономического прогноза и адекватного национальному богатству бюджета. Можно добавить, что нет и соответствующей оценки экономического потенциала государства.
Региональный разрез оценки национального богатства также отсутствует, что соответственно затрудняет возможность оценки экономического потенциала региона. Каждый регион обладает совокупностью различных ресурсов – природных, трудовых, информационных и т.д. Причем, даже в публикациях перечень этих ресурсов различается. Авторы в числе региональных ресурсов называют и финансовые ресурсы. Однако вряд ли финансовые ресурсы можно ставить в один ряд с другими ресурсами региона. Финансовые ресурсы, как нам представляется, это особый специфический вид ресурсов, который получают регионы в процессе распределения и перераспределения ВРП, полученного от используемых региональных ресурсов.
Основу фискального потенциала составляет налоговый потенциал, поскольку до 80% доходов бюджетов регионов формируется за счет налоговых платежей.
8. Региональные рынки и их взаимодействие. Региональная инфраструктура: значение, виды.