Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".
В законе Российской Федерации «О
конкуренции и ограничении
Региональная инфраструктура - это комплекс
сооружений и видов деятельности, обеспечивающий
создание необходимых условий для эффективного
функционирования материального производства,
свободного движения всех видов товаров
и ресурсов, а также нормальной жизнедеятельности
населения на территории региона. Региональная
инфраструктура как экономическая категория выражает материально-вещественные
элементы и производственные отношения
по поводу деятельности различных объектов
как производственного, так и непроизводственного
характера, направленной на создание комплекса
условий для развития экономики и обеспечения
жизнедеятельности населения отдельной
территории (в данном случае региона).
Экономическая сущность региональной
инфраструктуры заключается в экономии,
получаемой за счет концентрации вспомогательных
производств как в период строительства,
так и во время функционирования.
Особенно большое значение региональная
инфраструктура имеет для поощрения малого
и среднего бизнеса, который в этом случае
экономя на вспомогательных производствах,
повышает конкурентоспособность своей
продукции.
Инфраструктура составляет неотъемлемую
часть экономического пространства, т.е.
это созданный на определенном пространстве
комплекс условий, стимулирующий развитие
экономической деятельности на данной
территории. Роль инфраструктур
2. Неравномерность плотности размещения
объектов. Региональная инфраструктура
не может равномерно распределяться по
всей территории. Вместе с тем различия
между более и менее развитыми регионами
по уровню оснащенности элементами инфраструктуры
не столь резкие, как по уровню общего
экономического развития.
3. Инфраструктурная емкость региона.
Региональная инфраструктура в значительной
степени определяет экономический потенциал
региона и его хозяйственную емкость,
т.е. способность принять новые предприятия
и отрасли без существенных сопряженных
затрат.
4. Возможность количественной оценки.
Подавляющая часть элементов инфраструктуры
поддается количественной оценке (мощность,
протяженность, стоимость, пропускная
способность, емкость, напряжение и т.п.)
5. Комплексность развития. Региональная
инфраструктура в основном обслуживает
региональные хозяйственные комплексы
в целом, а не отдельные отрасли, поэтому
отраслевой подход к проблемам ее развития
менее эффективен, чем комплексный.
6. Инерционность. Региональная инфраструктура
имеет длительные сроки эксплуатации
объектов, поэтому ее развитие в основном
связано с наращиванием новых элементов
на уже сложившемся каркасе, при его практически
полной сохранности (например, строительство
ЛЭП, линий связи вдоль дорог). Такая инерционность
нередко затрудняет проведение прогрессивных
пространственных преобразований, т.к.
коренная реконструкция инфраструктуры
взывает колоссальные затраты. Поэтому
существующие системы РИ являются стержнем
для развития перспективных инфраструктурных
систем.
Также инфраструктура обладает специфическими
признаками, на основе которых можно было
бы сгруппировать отрасли инфраструктуры
и соответственно выделить их из совокупности
отраслей общественного производства.
Основные признаки региональной инфраструктуры,
которые позволяют определить ее состав,
можно сгруппировать на несколько блоков:1.
Функциональные признаки:
а) в результате деятельности инфраструктура
не создает нового натурально-вещественного
продукта, т.е. результатом деятельности
является услуга;
б) совпадение потребления с процессом
производства;
в) невозможно резервировать или складировать
продукцию отраслей инфраструктуры.
г) нетранспортабельность продукции инфраструктуры;
д) инфраструктура обеспечивает главную
деятельность, хозяйственные интересы,
носит подчиненный характер и оказывает
косвенное влияние на экономику региона;
е) межотраслевое значение продукции отраслей
инфраструктуры (она предназначена либо
для всего хозяйства в целом, либо для
отдельных крупных сфер);
ж) территориальность (территориальная
повсеместность объектов инфраструктуры,
т.е. присутствие во всех хозяйственных
территориальных ячейках);
з) всеобщность или универсальность, т.е.
она непосредственно должна быть связана
со всеми отраслями и сферами хозяйства
региона;
и) коммуникативность, т.е. непосредственность
создаваемых связей (инфраструктурные
элементы, непосредственно связывая основные,
главные элементы системы, не должны иметь
опосредующие звенья);
к) комплексность (необходимость комплексного
развития всех видов инфраструктуры;
л) непрерывность инфраструктуры является
основной качественной характеристикой.
Она способствует равномерному развитию
экономики, периодически выполняет роль
импульса в ее движении. Степень отклонения
инфраструктурного обеспечения от потребностей
экономики может быть со знаком плюс или
минус. Отсюда положительная или отрицательная
роль этого отклонения в экономическом
развитии;
м) историчность (связь инфраструктуры
с определенным этапом развития общества,
т.е. по мере развития общества новым содержанием
наполняется и инфраструктура).
Функциональное назначение инфраструктуры
в общественном производстве выражается
в том, что, во-первых, эффективное развитие
любой экономики в значительной степени
зависит от состояния инфраструктуры:
чем глубже общественное разделение труда,
чем сложнее процесс обобществления производства,
тем очевиднее становится воздействие
на рост производительных сил общества
общих условий производства; во-вторых,
ей присущ межотраслевой характер деятельности,
и отсюда коллективный характер потребления
ее продукции. Со стороны потребителя
инфраструктура «безадресна» вследствие
многочисленности и разнородности потребителя
ее продукции. В-третьих, эффективность
развития инфраструктуры ощутима за ее
пределами – в основных отраслях экономики.
Экономические признаки:
а) капиталовложения с продолжительным
периодом оборота;
в) прибыль от капвложений в инфраструктурные
сооружения вследствие длительного оборота
капитала и высокой капиталоемкости носит
неопределенный характер, т.е. большие
сроки окупаемости;
г) накладной характер затрат для предприятий
основного вида деятельности, обеспечиваемого
инфраструктурой;
д) возможность общественной экономии;
е) неопределенный или дискретный характер
распределения прибыли, эффекта.
Следовательно, по своим экономическим
результатам инвестиции в инфраструктуру
не всегда привлекательны для частного
капитала.
Технические признаки:
а) иммобильность, т.е. объекты обладают
неподвижностью, хотя сами они обеспечивают
мобильность ресурсов, т.е. ускорение потоков
материальных благ и услуг между отраслями,
регионами, разнообразными производителями
и потребителями.
б) громоздкость сооружений инфраструктуры
(т.е. большинство инфраструктурных объектов
являются крупными сооружениями, занимающими
значительные территории).
Социальные признаки:
а) общественный и индивидуальный
характер потребления;
б) необходимость государственного управления
и регулирования
Таким образом, инфраструктура как любая
система состоит из элементов, имеющих
единые признаки, которые делают их взаимосвязанными
и взаимодействующими. И в то же время
каждый из них является носителем специфических
свойств. Соотношение составляющих ее
компонентов образует структуру, поэтому
далее мы рассмотрим виды классификации
региональной инфраструктуры и ее отраслевой
состав.
Классификация инфраструктуры осуществляется
на основе ряда признаков. Рассмотрим
основные из них.
По функциональному признаку выделяют:
1. Инженерно-техническую инфраструктуру,
в состав которой входят следующие отрасли:
транспорт (железнодорожный, автомобильный,
морской, речной, воздушный, трубопроводный);
связь (телефонно-телеграфная, радиорелейная,
электронная, сотовая); коммунальное хозяйство
(газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение,
теплоснабжение, канализация); складское
хозяйство, ремонтное хозяйство, тарное
хозяйство, сервисное обслуживание.
2. Деловую инфраструктуру, которая включает:
торговлю (оптовую и розничную); общественное
питание (рестораны, кафе, закусочные,
бары, бистро, столовые, буфеты и т.п.); закупочные
организации; финансово-кредитные организации
(банки, Сбербанк и его отделения, страховые
компании, аудиторские фирмы, инвестиционные
фонды); сбытовые организации (фондовые,
ресурсные, товарные, валютные биржи, брокерские
компании, энергосбытовые организации);
инфраструктура рынка недвижимости (агентства
по оценке недвижимости, риэлторские фирмы,
квартирные бюро, бюро технической инвентаризации);
инфраструктура рынка труда (биржи труда,
центры занятости, центры переподготовки
кадров, центры социальной защиты населения);
3. Социальную инфраструктуру, в состав
которой входят: жилищное хозяйство (жилой
фонд и жилищные услуги); бытовое обслуживание
населения (ателье по пошиву и ремонту,
одежды, обуви, мастерские по ремонту галантерейных,
ювелирных, кожаных изделий, прачечные,
химчистки, фотоателье, мастерские по
ремонту бытовой техники, теле-, радио-,
видеоаппаратуры, ритуальные услуги и
т.п.); здравоохранение (медицинские диагностические
центры, больницы, клиники, поликлиники,
амбулатории); образование (детские дошкольные
учреждения, школы, лицеи, гимназии, колледжи,
институты, академии, университеты); социальное
обеспечение (интернаты для инвалидов,
дома ребенка, детские дома); культура
и искусство (театры, кинотеатры, музей,
галереи, выставочные залы, библиотеки,
концертные залы, дворцы и дома культуры);
физическая культура и спорт (стадионы,
спортивные комплексы, бассейны, катки,
футбольные поля, баскетбольные и волейбольные
площадки и т.п.); туризм; гостиницы; пассажирский
транспорт (поезда, электрички, автобусы,
троллейбусы, трамвай, такси, метро); связь
по обслуживанию населения (почта, телеграф,
квартирные телефоны, Интернет, электронная
почта); досуг (развлекательные центры,
дискотеки, клубы по интересам, парки и
т.п.).
4. Институциональную инфраструктуру,
которая включает: правовые учреждения
(адвокатские конторы, арбитражные суды,
юридические консультации, нотариат, прокуратуру,
регистрационную палату, суды общей юрисдикции);
управление (ЗАГСы, архивы, органы территориального
управления, миграционные службы).
5. Информационную инфраструктуру, в состав
которой входят: рекламные агентства,
маркетинговые центры, ярмарки, выставки,
информационно-вычислительные центры,
Интернет, метеостанции).
6. Инновационную инфраструктуру, которая
включает: в научно-исследовательские
институты, конструкторские бюро, проектные
организации, Академия наук, ВУЗы, территориальные
инновационные центры, венчурные предприятия).
7. Экологическую инфраструктуру, состав
которой входят: санитарно-эпидемиологический
надзор, природоохранные общества, очистные
сооружения).
8. Внешнеэкономическую инфраструктуру,
которая включает: культурные, информационные,
учебные иностранные центры, внешнеторговые
организации, консульства, посольства,
представительства разных стран, ОВИР,
таможню).
По признаку обслуживания рынков инфраструктура
может быть разделена на:
1. Общерыночную (коммерческие банки, страховые
компании, консультационные, аудиторские
фирмы и т.д.).
2. Инфраструктуру потребительского рынка
(оптово-закупочные организации, магазины,
предприятия общественного питания и
т.п.).
3. Инфраструктуру финансового рынка.
4. Инфраструктуру рынка недвижимости.
5. Инфраструктуру рынка труда и т.д.
По пространственному признаку выделяют
следующие виды инфраструктуры:
1. Международная (международные банки,
биржи, торговые представительства иностранных
фирм, внешнеторговые организации, таможня,
международные ярмарки, международные
учебные, медицинские, культурные центры
и т.п.).
2. Национальная (Российская торгово-промышленная
палата, Российская ассоциация коммерческих
банков, крупные коммерческие банки, биржи,
учебные, мед., научные центры, культурные
учреждения общенационального значения).
3. Межрегиональная (крупные региональные
коммерческие банки, посреднические организации
и т.п.).
4. Региональная (региональные коммерческие
центры, коммерческие банки, инвестиционные
фонды, торговые дома, рекламные агентства,
ВУЗы, медицинские учреждения, театры
и т.п.).
5. Городская (агентства по продаже недвижимости,
адвокатские конторы, мелкооптовые фирмы,
магазины, предприятия общественного
питания, городской пассажирский транспорт,
поликлиники, амбулатории, детские дошкольные
учреждения, школы, гимназии, развлекательные
центры, предприятия бытового обслуживания
и т.п.).
Следует отметить, что каждая классификация
разрабатывается с учетом определенных
потребностей, отвечает тем или иным требованиям
и задачам осуществления практической
деятельности.
9.Экономический рост в регионе. Инвестиционный мультипликатор, точки роста.
Экономический рост -
это увеличение объема производства продукции
в региональной экономике за определенный
период времени (как правило, за год). Экономический
рост тесно связан с ростом общего уровня
и качества жизни населения - ростом продолжительности
жизни, качества медицинского обслужив
Стабильный рост возможен за счет роста производительности труда, включая инновации, за счет стабильных инвестиций и снижения реальных затрат (издержек) на уровне отдельных фирм (эквивалентное понятие — роста общей производительности факторов)и в целом в экономике. Такие факторы, как технический прогресс, накопление физического и человеческого капитала, создание инфраструктуры и экономических институтов, в долгосрочной перспективе способствуют экономическому росту через повышение производительности труда, производительности человеческого капитала, модернизацию физического капитала и снижение издержек.
Мультипликатор.Основным положением общей теории Кейнса
является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости.
Рост инвестиций означает вовлечение
в производство дополнительных рабочих,
что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости,
вызванное новыми инвестициями, обусловливает
дополнительный рост занятости, вызванный
необходимость удовлетворения спроса дополнит
При появлении или изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.
В чем же причина этого явления,
как его объяснить? Ведь очевидно,
что прирост инвестиций в развитие производственной
базы общества не может быстро обернуться
отдачей в виде готовой продукции. По мнению
Кейнса, исходное увеличение инвестиций
приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (
Мультипликатор инвестиций показывает
положительное воздействие
Среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов, или центров роста.
Согласно разработкам Ф. Перроу, экономическое пространство правомерно определять как силовое поле, напряженность которого неравномерна. В направлении к полюсам действуют определенные центростремительные силы; существуют и силы центробежные. Эти полюсы как бы группируют нововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в результате образуют территориальные концентрации. Последние характеризуются, в частности, тем, что четко прослеживается связь между производимым совокупным доходом и инвестициями, экономическим и социальным уровнем развития и т.п.
Таким образом, региональный полюс роста представляет собой сочетание развивающихся и расширяющихся отраслей, способных вызвать экономический рост в зоне своего влияния1.
Исследователями также установлено,
что возникновение
• неравномерностью масштабов и эффективности производства;
• наличием особо удобных территорий для размещения предприятий нескольких сопряженных отраслей;
• набирающей силу тенденцией смещения иннов
Виды точек роста: отрасли, территории,
предприятия, программы.
Базовые индикаторы комплексной
оценки уровня социально-экономического
развития регионов
1. Валовой региональный продукт (с учетом
паритета покупательной способности)
на душу населения (тыс. руб.) определяется
как отношение валового регионального
продукта (VRP) к численности населения
(PPL), то есть показателя валового регионального
продукта на душу населения, деленное
на коэффициент уровня покупательной
способности (KPAR):
2. Объем инвестиций в основной капитал
на душу населения (тыс. руб.) определяется
как отношение объема инвестиций за счет
всех источников финансирования (/) к численности
населения (PPL), деленное на коэффициент
удорожания капитальных затрат (CAP):
3. Объем внешнеторгового оборота на душу
населении (долл. США)
(VTO) определяется как отношение суммарного
объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к. численности
населения (PPL):
4. Финансовая обеспеченность региона
(с учетом паритета покупательной способности)
на душу населения (тыс. руб.) определяется
как отношение показателя финансовой
обеспеченности региона (рассчитывается
на основе показателей финансового баланса
(в соответствии с методическими рекомендациями
по составлению финансовых балансов субъектов
Российской Федерации, утвержденными
Приказом Минэкономразвития России от
21 апреля 1999 г. № 199, как доходы региона
с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными
фондами региона) (DREG) к численности населения
(PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной
способности (KPAR):
5. Доля среднесписочной численности работников,
занятых на малых предприятиях (без учета
внешних совместителей и работающих по
договорам гражданско-правового характера)
в общей среднесписочной численности
работников, занятых на предприятиях и
организациях
(в % ) определяется по формуле:
где (L^ - численность занятых на малых предприятиях
(тыс. чел); И - численность занятых в экономике
(тыс. чел).
6. Уровень зарегистрированной безработицы
(в % к экономически активному населению):
где UE,- численность зарегистрированных
безработных (тыс. чел), I! - численность
занятых в экономике (тыс. чел).
7. Соотношение среднедушевых денежных
доходов и величины прожиточного минимума:
где DPPL',- величина среднедушевых денежных
доходов населения, PRMIN' -величина среднедушевого
прожиточного минимума
8. Доля населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума
(%) в общей численности населения:
9. Суммарный оборот розничной торговли,
общественного питания и платных услуг
в расчете (с учетом паритета покупательной
способности) на душу населения (тыс. руб.)
определяется как отношение суммы объема
розничного товарооборота (RTO) и объема
платных услуг ((7") к численности населения
(PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной
способности (КРАЯ):
10. Основные фонды отраслей экономики
(по остаточной балансовой стоимости в
среднегодовом исчислении полной балансовой
стоимости с учетом степени удорожания
капитальных затрат) на душу населения
(тыс. руб.) определяются как отношение
основных фондов отраслей экономики (OPF)
(тыс. руб.) к численности населения (PPL)
(тыс. чел.), деленное на районный коэффициент
степени удорожания капитальных затрат
(ICAP):
11. Коэффициент плотности автомобильных
дорог (коэф. Энгеля) определяется как
отношение плотности автодорог (AD) к корню
квадратному от плотности населения:
где PPL - среднегодовая численность населения
(тыс. чел);
S- площадь территории (тыс. км2);
плотность автодорог (AD) вычисляется как
отношение протяженности автодорог (ADP)
(тыс. км) к площади территории:
12. Сводный показатель уровня развития
отраслей социальной инфраструктуры,
рассчитываемый на основе четырех первичных
индикаторов.