Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".
Характер и содержание социальной
политики зависят от степени вмешательства
государства в управление социальными
процессами. В зависимости от этого
все сложившиеся сегодня типы
региональной социальной политики можно
разделить на две группы. Первую
условно можно назвать
Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности региона.
16.Программы Правительства РФ по региональной экономической политике: краткая характеристика. Цели, задачи, направления региональной политики.
Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.
Региональная экономическая
Цели региональной экономической
политики Правительства имеют
- укрепление экономического
- повышение уровня и качества
жизни населения, обеспечение
примерно равных условий
- всемерное использование
Программы программы: - Подпрограмма
"Развитие приоритетных секторов экономики
на территории Калининградской области";
-подпрограмма "Развитие Калининградской
области как культурного и туристического
центра" - подпрограмма "Обеспечение
реализации государственной программы
Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Калининградской области
до 2020 года"
Ожидаемые результаты реализации: - Динамичное
социально-экономическое развитие Калининградской
области, базирующееся на опережающем
развитии конкурентоспособных секторов
экономики региона; проведение модернизации
инженерной, транспортной, социальной
инфраструктуры области; образование
мультимодальной транспортно- логистической
зоны; формирование научно-образовательной
системы Калининградской области
на базе Балтийского федерального университета
имени Иммануила Канта; улучшение инвестиционного
климата; создание новых центров экономического
развития и промышленных зон, в том числе
эффективных агропромышленных производств;
увеличение налоговых и неналоговых доходов
консолидированного бюджета Калининградской
области; развитие рекреационного
потенциала региона.
"Развитие Северо-Кавказского федерального
округа" на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р
17.Региональная политика и
экономическая безопасность регионов:
виды кризисных ситуаций, их последствия. Экономическая
безопасность представляет собой совокупность
условий и факторов, характеризующих текущее
состояние экономики, стабильность, устойчивость
и поступательность ее развития. Экономическая
безопасность традиционно рассматривается
как важнейшая качественная характеристика
экономической системы, которая определяет
её способность поддерживать нормальные
условия жизнедеятельности населения,
устойчивое обеспечение ресурсами развития
народного хозяйства, а также последовательную
реализацию национально-государственных
интересов.
Региональная кризисная ситуация-это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использование чрезвычайных методов гос.экономического регулирования территориального развития. Основные виды: криз. ситуаций: изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда региона; превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы;падение производства в отраслях специализации региона на 50-60 %;рост безработицы , превышающей 15% от численности экономически активного населения; изменение профиля региона, приводящий к массовой переквалификации кадров;появление в трудоизбыточных регионах беженцев,переселенцев, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса от межрегиональных и внешнеэкономических связей;низкая обеспеченность финансовыми ресурсами ,дестабилизирущая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с Ф.центром;низкая обеспеченность объектами инфраструктуры,ограничевающая дальнейшее развитие.
Последствия кризисных ситуаций:резкое превышение смертности над рождаемостью,вызывающее быстрое старениенаселения ;сокращение коренного населения,приводящее к утрате национальных традиций;увеличение техногенной нагрузки,падение производства,приводящее к росту безработицы,банкротству предприятий;снижение потенциальных источников финансирования региональных бюджетов,создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортной продукцией и .д.т
18.Управление экономикой
региона: методы и принципы
эффективного управления, особенности
воспроизводственного подхода
Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное
координирующее воздействие органов государственной
власти и управления на ход социально-экономических процессов,
в интересах достижения устойчивости,
самодостаточности региона, обеспечения
нормальных условий жизнедеятельности
населения региона. Управление функционированием
и развитием региона предполагает скоординированное
воздействие, реализацию комплекса управляющих
воздействий со всех трех уровней управления –
федерального, регионального и муниципального.
Управление осуществляется на основе
рационального использования всех потенциальных
возможностей региона – природных и неприродных
ресурсов, производственного, научно-технического
потенциалов.
В процессе управления выявляются особенности региона, потребности
функционирования и развития, весь комплекс
интересов, проявляющийся в регионе. В
соответствии с ними формируются цели и
задачи, приоритеты, формы, пути и методы
их реализации.
Таким образом, управление региональной экономикой предполагает
анализ потенциальных возможностей региона,
определение целей, выработку стратегии
развития, разработку и реализацию концепции регионального развит
Процесс управления региональной экономикой начинается
с определения целей, причем для регионального мезоэкономич
Принято различать следующие виды целей: а) по времени достижения целей:-
краткосрочные (обычно 1 – 2 года);
б) по содержанию целей:- экономические;-
социальные- социально-экономические;-
демографические;- отраслевые;- и др.
в) по уровням управления:- региональные;- муниципальные;-
федеральные цели развития региона.
В зависимости от критериев, положенных
в основу управления принято выделять следующие виды управления региональной экономикой.
1. Демократическое управление, ко
2. Авторитарное управление, при котором полномочия, ответственность
и контроль сосредоточены преимущественно
на высшем уровне управления, а регионы пользуются незначительным
уровнем самостоятельности.
3. Координационное управление, ко
4. Субординационное управление, к
5. Функциональное управление, реа
6. Территориальное управление, ко
7. Административное управление, к
8. Выделяют также:- стратегическое управление, кот
Управление региональной экономикой базируется на следующих основных методологич
1. Системность управления. Как отмечалось выше, региональная экономика представляет собой сложную систему.
Это подразумевает что все объекты, находящиеся
на территории региона, независимо от
формы собственности тем или иным способом
взаимосвязаны друг с другом.
Следовательно, система управления экономикой региона должна обеспечивать то, чтобы
все входящие в региональную экономическую систему элементы функционировали
и развивались как единое целое, единая
система.
2. Принцип комплексности регионального управления предполагает обеспечение комплексного
развития региона, т.е. поддержание наиболее
рациональных отраслевых и территориальных
пропорций, оптимального соотношения
между отдельными подсистемами РЭС.
3. Принцип пропорциональности заключается
в обеспечении системой регионального управления пропорций в развитии экономики региона. реализация этого принципа управления предполагает выделение приоритетных,
ключевых звеньев региональной экономики от которых зависит состояние всего региона;
обеспечение приоритетности предусматривает
соответствующее развитие всех остальных
сфер и отраслей экономикирегиона, обеспечение необходимых
пропорций между ними.