Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 217.33 Кб (Скачать файл)

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства  государства в управление социальными  процессами. В зависимости от этого  все сложившиеся сегодня типы региональной социальной политики можно  разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в  состоянии осуществить рынок. Это  ограниченная по своим масштабам  и охватываемому контингенту  социальная политика, преимущественно  пассивная и имеющая компенсационный  характер. Ее концептуальные основы формируются  под воздействием идей консерватизма.

Вторая  группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности региона.

16.Программы Правительства РФ по региональной экономической политике: краткая характеристика. Цели, задачи, направления региональной политики.

Федеральная целевая программа  регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Региональная экономическая политика - органическая часть общей социально-экономической  политики государства, синтезирующая  ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.

Цели региональной экономической  политики Правительства имеют многолетнюю  перспективу и связаны со стратегическими  направлениями социально-экономического развития России. Главными целями являются:

- укрепление экономического единства  страны на основе принципов  федерализма, местного самоуправления  и общероссийского рынка;

- повышение уровня и качества  жизни населения, обеспечение  примерно равных условий социального  развития во всех регионах  России;

- всемерное использование региональных  условий и благоприятных предпосылок  для формирования в регионах  эффективной социальноориентированной экономики.                                                                                                                      1)Гос.программа РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020г.»

Программы программы: - Подпрограмма "Развитие приоритетных секторов экономики на территории Калининградской  области"; -подпрограмма "Развитие Калининградской области  как культурного и туристического центра" - подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации   "Социально-экономическое развитие  Калининградской области до 2020 года"                                                                                                                                                            Цели: - Обеспечение устойчивого социально-экономического  развития Калининградской области.                                                  Задачи: Создание опорной инфраструктуры области; развитие конкурентоспособных секторов экономики;                         повышение уровня и качества жизни населения;  развитие туризма и повышение мобильности населения.

Ожидаемые результаты реализации: - Динамичное социально-экономическое развитие Калининградской области, базирующееся на опережающем развитии конкурентоспособных секторов экономики региона; проведение модернизации инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры области; образование мультимодальной транспортно- логистической зоны; формирование научно-образовательной системы   Калининградской области на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта; улучшение инвестиционного климата; создание новых центров экономического развития и промышленных зон, в том числе эффективных агропромышленных производств;   увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области;   развитие рекреационного потенциала региона.                                                                                                                                                      2)Государственная программа Российской Федерации

"Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р                                                                                                                                              Программы программы: 1 "Развитие  инвестиционной привлекательности  Северо-Кавказского  федерального округа"; 2 "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации-  Кавказские Минеральные Воды"; 3 "Развитие туристического кластера в Северо-  Кавказском федеральном округе,  Краснодарском крае и Республик Адыгея"; 4 "Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан"; 5 "Обеспечение устойчивого развития Чеченской Республики»; 6 "Обеспечение устойчивого развития Республики Северная Осетия - Алания"; 7 "Обеспечение устойчивого развития Республики Ингушетия"; 8 "Обеспечение устойчивого развития Карачаево-Черкесской Республики";9 "Обеспечение устойчивого развития Кабардино-Балкарской Республики";10 "Обеспечение устойчивого развития Ставропольского края";11 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития"                                                                                                                                                    Цели программы : 1. Формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа (КСФО) 2. Повышение качества жизни и благосостояния граждан       Ожидаемые результаты :Реализация государственной программы должна обеспечить к 2025 году:  в качественном выражении; укрепление социальной, экономической  и политической безопасности в регионе в целом; выход на сбалансированное гармоничное социально-экономическое развитие СКФО; удовлетворение населения деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти; существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов; поступление в бюджетную систему Российской Федерации максимально возможных налоговых и неналоговых доходов от развития новых производственных отраслей; развитие транзитного потенциала Северного Кавказа в системе развивающихся транспортных коридоров; активную  интеграцию экономических систем регионов СКФО в единое экономическое пространство Российской Федерации и мировой рынок; значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики СКФО; модернизацию социальной инфраструктур (включая образование, здравоохранение,жилищный сектор), обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения; создание новых центров экономического развития и промышленных зон, а также преодоление отставания депрессивных регионов; популяризацию курортов и здравниц Северного Кавказа и динамичное развитие туристско- рекреационного комплекса.

17.Региональная политика и экономическая безопасность регионов: виды кризисных ситуаций, их последствия. Экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.                                           Экономическая безопасность региона – комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение должно принадлежать упреждению зарождающихся угроз.С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное – выявлять возможность резкого спада и критического порога. Одновременно с прогнозно-аналитической возникает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога.

Региональная кризисная ситуация-это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и  исполнительных органов власти и использование чрезвычайных методов гос.экономического регулирования территориального развития. Основные виды: криз. ситуаций: изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда региона; превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы;падение производства в отраслях специализации региона на 50-60 %;рост безработицы , превышающей 15% от численности экономически активного населения; изменение профиля региона, приводящий к массовой переквалификации кадров;появление в трудоизбыточных регионах беженцев,переселенцев, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;высокая и постоянно растущая  степень зависимости промышленного комплекса от межрегиональных и внешнеэкономических связей;низкая обеспеченность  финансовыми ресурсами ,дестабилизирущая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с Ф.центром;низкая обеспеченность объектами инфраструктуры,ограничевающая дальнейшее развитие.

Последствия кризисных ситуаций:резкое превышение смертности над рождаемостью,вызывающее быстрое старениенаселения ;сокращение коренного населения,приводящее к утрате национальных традиций;увеличение техногенной нагрузки,падение производства,приводящее к росту безработицы,банкротству предприятий;снижение потенциальных источников финансирования региональных бюджетов,создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортной продукцией и .д.т 

18.Управление экономикой  региона: методы и принципы  эффективного управления, особенности  воспроизводственного подхода к  управлению экономикой. Разделение  функций, ресурсов и ответственности  на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях.

Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального. 
Управление осуществляется на основе рационального использования всех потенциальных возможностей региона – природных и неприродных ресурсов, производственного, научно-технического потенциалов. 
В процессе управления выявляются особенности региона, потребности функционирования и развития, весь комплекс интересов, проявляющийся в регионе. В соответствии с ними формируются цели и задачи, приоритеты, формы, пути и методы их реализации. 
Таким образом, управление региональной экономикой предполагает анализ потенциальных возможностей региона, определение целей, выработку стратегии развития, разработку и реализацию концепции регионального развития, планов, целевых комплексных программ развития, разработку и исполнение бюджетов функционирования и развития региона. 
Процесс управления региональной экономикой начинается с определения целей, причем для регионального мезоэкономического уровня характерна множественность целей развития.  
Принято различать следующие виды целей: а) по времени достижения целей:- краткосрочные (обычно 1 – 2 года);                              - среднесрочные (3 – 5 лет);- долгосрочные (более 5 лет). 
б) по содержанию целей:- экономические;- социальные- социально-экономические;- демографические;- отраслевые;- и др. 
в) по уровням управления:- региональные;- муниципальные;- федеральные цели развития региона.

В зависимости от критериев, положенных в основу управления принято выделять следующие виды управления региональной экономикой. 
1. Демократическое управление, которое предполагает передачу большей части государственных функций управления от федерального центра регионам, предоставление им значительной экономической самостоятельности. 
2. Авторитарное управление, при котором полномочия, ответственность и контроль сосредоточены преимущественно на высшем уровне управления, а регионы пользуются незначительным уровнем самостоятельности. 
3. Координационное управление, которое реализуется в государствах с федеративным или конфедеративным устройством и, при котором основным содержанием управления является координация деятельности органов регионального управления со стороны федерального центра. 
4. Субординационное управление, которое основано на жестком административном подчинении, выполнении заданий, спускаемых с вышестоящих на нижестоящие уровни управления. 
5. Функциональное управление, реализуемое через отраслевые органы управления и, которое обеспечивает внутри- и межотраслевые пропорции в экономике. 
6. Территориальное управление, которое осуществляется через региональные органы государственного управления, а также через территориальные органы федеральных органов управления и органы местного самоуправления. Территориальное управление, как правило, соответствует и реализуется в рамках демократического управления. 
7. Административное управление, которое предполагает использование различных методов воздействия вышестоящих уровней управления на нижестоящие, побуждение их к подчинению независимо от их мнения. Административное управление реализуется в рамках и соответствуетуправлению авторитарному. 
8. Выделяют также:- стратегическое управление, которое предполагает определение стратегических целей, целевых ориентиров, задач развития экономики региона;- тактическое управление, которое выражается в конкретных управленческих воздействиях на региональную экономику с целью достижения стратегической цели и реализации стратегического направления развития региона;- оперативное управление, которое предполагает решение текущих вопросов в рамках выбранной стратегии и тактики развития региона.

Управление региональной экономикой базируется на следующих основных методологических принципах. 
1. Системность управления. Как отмечалось выше, региональная экономика представляет собой сложную систему. Это подразумевает что все объекты, находящиеся на территории региона, независимо от формы собственности тем или иным способом взаимосвязаны друг с другом.  
Следовательно, система управления экономикой региона должна обеспечивать то, чтобы все входящие в региональную экономическую систему элементы функционировали и развивались как единое целое, единая система. 
2. Принцип комплексности регионального управления предполагает обеспечение комплексного развития региона, т.е. поддержание наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, оптимального соотношения между отдельными подсистемами РЭС. 
3. Принцип пропорциональности заключается в обеспечении системой регионального управления пропорций в развитии экономики региона. реализация этого принципа управления предполагает выделение приоритетных, ключевых звеньев региональной экономики от которых зависит состояние всего региона; обеспечение приоритетности предусматривает соответствующее развитие всех остальных сфер и отраслей экономикирегиона, обеспечение необходимых пропорций между ними.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"