Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 217.33 Кб (Скачать файл)

Для них важное значение сохраняют выборочный характер хозяйственного освоения, ограничение перерабатывающих производств и сети населенных пунктов, надлежащее развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики. Актуальны активизация традиционных промыслов малочисленных народов Севера, общее сокращение численности занятых и замещение их техническими средствами, распространение экспедиционного (вахтового) метода организации труда. 
Указанные направления рационального хозяйствования должны опираться на преимущественное распространение государственных форм экономической деятельности (госкомпании, госконтракты и т. д.), систему обоснованных районных коэффициентов заработной платы, смягчение налогового пресса (в ряде случаев полное освобождение от налогов), и всемерное стимулирование организации бесперебойного продовольственного и материально-технического снабжения в навигационный период. На первом этапе упор делается на снижение демографической нагрузки, смягчение проблемы занятости, а на втором этапе — на повышении эффективности использования трудового потенциала. 
Решающую, по существу единоличную, роль в хозяйствовании призваны играть организационные формы и структуры государственной поддержки, прежде всего усовершенствованная система трансфертов. 
К подтипу кризисных (катастрофичных) принадлежат территории, подверженные разрушительному воздействию природных (экологических) и техногенных катастроф, а также охваченные широкомасштабными межнациональными и социальными конфликтами (зона Чернобыля, Чечня, потенциально почти весь Северный Кавказ, районы с последствиями землетрясений, подъема уровня Каспийского моря и др.). 
Ситуацию в них характеризуют частичное, а нередко практически полное разрушение экономического потенциала, повышенная социальная напряженность, значительные размеры миграционного выхода населения, острая криминогенная обстановка и общественно-политическая нестабильность. Порой проявляются значительное экологическое загрязнение сопредельных регионов, неконтролируемое вторжение мигрантов и воздействие других негативных процессов. 
Кризисные регионы представляют серьезную угрозу экономической и национальной безопасности страны (по состоянию уровня жизни, научно-технического потенциала, финансов, правопорядка и т. д.).  
В преодолении крупномасштабных деструктивных явлений и тенденций в катастрофичных районах, приобретающих межрегиональный характер, наиболее велика роль государственной поддержки, а расходы на проведение необходимых мероприятий финансируются главным образом из федеральных источников. 
В случаях, когда кризисная ситуация имеет местное значение, ля ее изживания должны использоваться реальные возможности территориального бюджета и соответствующих внебюджетных фондов. 
Главное регулирующее воздействие в чрезвычайных ситуациях оказывают механизмы административно-правового регулирования. 
Регионы нового освоения (восточные и северные) обладают огромным природно-ресурсным потенциалом, но слабо обжиты и обустроены, имеют низкий уровень развития обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, особенно социальной, а также внутренних производственных связей. Экономический рост носит экстенсивный характер, очень часто сопровождается расточительным использованием минеральных, лесных и других сырьевых ресурсов. Затраты на производство конечной продукции, капитальное строительство, перевозки грузов и социально-бытовое обслуживание здесь, как правило, весьма велики. Основные задачи осваиваемых регионов — обеспечение страны важнейшими, прежде всего стратегическими, видами минерального сырья, расширение экспортного потенциала, вовлечение в мировое хозяйство. При этом на каждом этапе должно быть оптимизировано соотношение между реализацией валютного (экспортного) потенциала и использованием добываемого топлива и сырья для внутреннего рынка, экономического подъема государства (с учетом природосберегающей политики). 
Новое хозяйственное освоение территорий из-за его высокой дороговизны особенно нуждается во всесторонней государственной поддержке. В первую очередь — при создании материальных условий предпринимательской деятельности: коммуникационной сети, энергетической базы, строительного комплекса и другой инфраструктуры, участие в формировании которых частного капитала весьма проблематично. Важнейшей формой реализации такой поддержки служат федеральные целевые программы. 
Отдаленность от центральных районов Сибири и Дальнего Востока требует особого внимания к усовершенствованию для последних транспортных тарифов, с тем чтобы нейтрализовать центробежные тенденции к экономическому отрыву этих территорий от России.                                                                                                                                                             Стратегические промышленные регионы — главное звено регионов «особо важного стратегического значения», выделенных Основными положениями региональной политики. Посредством их в первую очередь обеспечиваются геополитические, военно-стратегические интересы, безопасность и обороноспособность страны, поддержание на должном уровне ее военно-экономического потенциала в целях сохранения территориальной целостности и независимости государства.Сюда относятся крупные центры (в том числе закрытые) и районы ВПК, энергетики, металлургии, химии и ряда отраслей машиностроения, а по уровню и состоянию экономики - многие опорные и ныне депрессивные территории (Москва, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Омская, Новосибирская и другие области, Алтайский, Красноярский и другие края, Татарстан, Удмуртия и другие республики). Государство прямыми и косвенными методам и регулирования (целевые программы, налоговые льготы и т. д.) должно всемерно укреплять экономику районов и центров военно-промышленного значения.

14.Меры  по стимулированию развития предпринимательства,  развития села, зон свободного  предпринимательства; содействие  привлечению иностранных инвестиций.

Предпринимательство – это особая форма экономической  активности, основанная на инновационном  самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание  своей значимости как личности. В  основе эффекта предпринимательства  лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего  все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.

Малое предпринимательство решает ряд существенных задач и в  первую очередь социальной направленности. Поддержка по рассматриваемому сектору экономики заключается, прежде всего в оказании помощи финансовыми ресурсами и выражается в выделении в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой суммы в размере 0,5% доходной части бюджета и 5% доходов от приватизации.

Бюджетными деньгами, выделяемыми  под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса,распоряжается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Эти средства попадают предпринимателям через систему региональных фондов под гарантии региональных бюджетов. Основным "наполнителем" регионального фонда должен служить бюджет субъекта Федерации. Это обусловлено в первую очередь тем, что органы власти на местах должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса.

Функции федеральных органов  власти при проведении политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, заключаются также в разработке предложений по совершенствованию  законодательства РФ, касающихся данного  направления работ, в том числе  налогового законодательства, установлении для субъектов малого предпринимательства  льгот по налогообложению.

При введении в действие 2-й части Налогового кодекса для  малого предпринимательства предусмотрены  следующие льготы: освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на добавленную стоимость;освобождение от налога на прибыль малых предприятий, производящих и перерабатывающих определенную продукцию;ускоренная амортизация основных средств;представление отчетов о налогах один раз в квартал;снижение количества статистических отчетов, представляемых малыми предприятиями.

По сути, в качестве льгот можно также рассматривать  законодательные решения ряда субъектов  Федерации о резервировании для  малых предприятий не менее 20% заказов  на региональном уровне, другие акты.

В последнее время экономика  показывает определенные положительные  тенденции: темпы инфляции существенно  снижены, снижается учетная ставка ЦБ РФ, федеральный бюджет сведен с  профицитом, валютные запасы никогда ранее не достигали накопленного сегодня уровня и др.

Следует заметить, что в современных  условиях предпринимательство имеет  место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Наиболее существенной поддержкой субъектам малого предпринимательства  со стороны муниципальных органов  является разработка эффективного механизма  стартового финансирования этих предприятий, а также содействие в аренде помещений  на выгодных для предпринимателей условиях. При этом финансовая помощь может  служить действенным инструментом развития как в отношении вновь  создаваемых, так и уже действующих  предприятий.

Выделяют основные формы  проявления подобной помощи: прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций; предоставление гарантий финансово-кредитным  организациям на всю сумму кредита  или ее часть; полная или частичная  компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства  по пониженной процентной ставке (на льготных условиях); совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией.

Следующее направление  помощи муниципальных властей малому предпринимательству на своей территории связано с лицензированием предпринимательской  деятельности, созданием инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке, причем особую значимость приобретает возможность  создания на базе муниципалитетов автономных центров развития предпринимательства (так называемых бизнес-инкубаторов) – специализированных учреждений, осуществляющих поддержку вновь создаваемых предприятий и фирм.

Еще одним из направлений  поддержки органами местного самоуправления малого предпринимательства на своей  территории является муниципальный  заказ. В данном случае муниципальный  заказ выступает как соглашение между органами местного самоуправления и субъектом малого предпринимательства  на производство определенных товаров  или оказание каких-либо услуг для  муниципальных нужд, которые представляют собой потребности муниципальных  образований в развитии жилищно-коммунального  хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Государственная политика по поддержке предпринимательства  за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его  инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер , направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

развитие системы государственной  финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;

информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

создание системы социальной защиты и безопасности в малом  предпринимательстве.

Основные  формы поддержки, которые интересуют предпринимателей и востребованы ими  на сегодняшний день - это доступ к финансированию, снижение платежей (арендная плата, доступ к сетям), снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес. Сегодня в нашей стране при реализации политики стимулирования предпринимательской деятельности исходят, как правило, из налоговых стимулов. Наиболее часто встречающиеся формы используемых налоговых льгот34:

-налоговые каникулы- полное или частичное освобождение предприятия от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

-инвестиционные скидки;-инвестиционный налоговый кредит;-ускоренная амортизация;-инвестиционные субсидии;

-льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин.                                                                                 Формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства:

-субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;-бюджетные кредиты, займы, ссуды;-государственные и муниципальные гарантии.

В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов  РФ и муниципальными фондами с  привлечением заинтересованных организаций.

15.Социальная политика региона: сущность, направления, управление и финансирование.

Социальная политика региона - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических  условий жизни общества. Суть социальной политики региона в поддержании  отношений как между социальными  группами, обеспечении условий для  повышения благосостояния, уровня жизни  членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических  стимулов для участия в общественном производстве.

 Основными принципами проведения  социальной политики являются:

- защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

- обеспечение помощи самым бедным  семьям;

- выдача помощи на случай  безработицы;

- обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы;

- развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;

- проведение активной политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная  социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять  традиционные институты социальной сферы.

Социальная политика призвана гарантировать  населению минимальный доход; социально  защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий  жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика региона реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Важнейшей  частью региональной программы социального  обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный  сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные  предприятия, государство участвует  в финансировании, производстве и  распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение  индивидуальных доходов населения  через региональный бюджет. Изымая часть доходов населения в  виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так  и к социальным выплатам лицам, находящимся  в различном материальном положении. В результате социальной политики государства  смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение  личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"