Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 217.33 Кб (Скачать файл)

 

ВВП или ВНП и темпы роста  этих показателей;средний уровень доходов населения и степень их дефференциации;продолжительность жизни,уровень физического и психического здоровья людей;уровень образования;уровень потребления материальных благ и услуг, обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;уровень здравоохранения;состояние окружающей среды; равенство возможностей людей;развитие малого бизнеса.

ВРП Одним из основных индикаторов состояния экономики региона является валовой региональный продукт (ВРП), который помогает охватить все особенности региональной структуры производства: полиструктурность и диверсифицированность отраслевого хозяйства.

В рамках региона осуществляется весь процесс воспроизводства совокупного  общественного продукта. Поэтому  ВРП является обобщающим показателем  экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг.Валовой региональный продукт Представляет собой сумму вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.ВРП рассчитывается как в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизованно разработанным и утвержденным Госкомстатом России.

По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким  Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты. Данный показатель рассчитывается по всем отраслям экономики, присутствующим в конкретном регионе.

  11.Федеральная региональная политика: главная цель, объекты, система реализации. Цели и задачи региональной политики: социальные, экономические, экологические.

Государственная региональная политика - целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов. Иными словами, это совокупность государственных мер по достижению определенного пространственно-производственного равновесия национального хозяйства.

Гос. рег. политика имеет своей основной целью реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в РФ и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Также целями рег. политики (по законодательству РФ) являются:
- обеспечение экономических,  социальных, правовых и организационных  основ федерализма в РФ, создание  единого экономического пространства; - обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ;
- выравнивание условий  социально-экономического развития  регионов;- предотвращение загрязнения  окружающей среды, а также ликвидация  последствий ее загрязнения, комплексная  экологическая защита регионов;
- приоритетное развитие  регионов, имеющих особо важное  стратегическое значение;- максимальное  использование природно-климатических  особенностей регионов;- становление  и обеспечение гарантий местного  самоуправления .

К задачам гос. рег. политики относятся:- формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории РФ, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;- создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;- создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Р Ф.

Объектом государственной региональной политики России являются территория страны, разделенная на экономико-геогра-фические районы, в числе которых административно-территориальные образования, субъекты РФ, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия. Территориальная структура Российской Федерации страдает существенной асимметрией и нуждается в совершенствовании

Инструментами проведения региональной политики являются:а) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от  уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;б) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов; в) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.

При выработке гос. рег. политики необходимо иметь в виду ряд концептуальных положений.  
1. Должна обеспечиваться поддержка территорий путем стимулирования роста производственного сектора; этот сектор создает наибольшее число новых рабочих мест. Государство соответственно помогает созданию и расширению производственных предприятий, а при необходимости - их переориентации и рационализации.  
2. Следующим критерием, из которого исходят при разработке рег. политики, является степень выравнивания экономического роста по регионам. Считается, что рациональный подход выражается в сглаживании различия территориальных уровней производительности труда. Если последнее существует длительное время, создаются помехи для эффективного распределения ресурсов в национальной экономике, сдерживается ее развитие.  
3. Рег. политика должна базироваться на законодательно-правовых основах и отвечать социальным требованиям общества, а также экономической безопасности и стабильности. Регионы должны иметь определенную экономическую цельность и самообеспеченность.  
Участниками разработки и реализации гос. рег. политики являются:- Президент РФ и его полномочные представители в федеральных округах;- органы законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ и субъектов РФ; 
- органы местного самоуправления;- ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ; 
- федеральные фонды регионального развития. 
По усмотрению гос. органов, обеспечивающих реализацию гос. рег. политики, к разработке гос. рег. политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане . 
Элементы гос. рег. политики в России: 
Гос.рег. политика призвана обеспечить дееспособность рег. политики на местах. Ее задачами являются определение общих условий их деятельности, согласование пропорций общенационального и регионального развития. Тем самым, государственная региональная политика реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. В гос. рег. политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную. 
На основе общих принципов гос. рег. политики формируется рег. экономическая политика. В региональном управлении экономическая политика занимает ведущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов.  
Рег. Эк. политика включает:- бюджетную и налоговую политику;- планирование, прогнозирование в регионе; 
- создание и реализацию целевых программ;- использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона: 
- размещение производительных сил;- управление структурой производства;- политику развития региональных комплексов;  
- контрольно-аналитическую деятельность;- информационное обеспечение. 
Экономический аспект региональной политики предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.  
Целью рег. социальной политики государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Осуществление соц. политики в значительной мере находится в непосредственной зависимости от экономических возможностей страны, той части национального дохода, которая выделяется на потребление. Соц. политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан России. Цели  рег. политики в социальной сфере - обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан. Она призвана препятствовать нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны. 
Гос. Рег. научно-техническая политика выражает отношение государства к научно-техническим проблемам, которые являются составляющей частью рег. политики. К основным задачам относятся:- изучение, анализ состояния научно-технического комплекса региона, выявление местной специфики и проблем;- определение приоритетов развития научно-технического комплекса;- сохранение, восстановление и развитие научно-технического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;- определение основных направлений инвестиционной деятельности;- создание благоприятных условий для инноваций;- развитие  наукоемкой  продукции,  повышение  экспортного потенциала, конкурентоспособности производителей продукции; - минимизация негативных последствий научно-технического прогресса. 
Основная цель рег. экологической политики-создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей рег. экологической политики относятся:- гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;- сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;- улучшение экологического состояния бассейна рек;- улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;- экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др. 
Демографическая политика, являясь составляющей частью рег.политики государства, разрабатывается в тесной взаимосвязи с экономической, социальной и экологической политикой. При этом учитывается специфика демографической ситуации в каждом регионе и конкретизуются направления ее реализации. Основные цели демографической политики связаны с решением таких проблем, как: формирование пропорциональной возрастно-половой структуры населения, проведение социальных мероприятий, стимулирующих рождаемость, улучшение экологической ситуации, повышение безопасности работы и т.п. 
Приоритетная цель региональной гуманитарной политики – духовное развитие общества, улучшение его морального состояния и здоровья. Гуманитарная политика должна быть направлена на формирование свободолюбивой, инициативной личности, воспитание национального, патриотического долга, возрождение национального, культурного фундамента общества.

12.Методы государственного регулирования территориального развития: прямые и косвенные. Уровни государственного регулирования регионального развития.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются: 
1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы; 
2)  поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности; 
3) проведение общегосударственной инновационной политики; 
4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; 
5) регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального  развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство  осуществляется путем использования  административных средств, которые  базируются на силе государственной  власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное  регулирование осуществляется с  помощью различных мер экономической  политики. 
В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления . 

Административные методы развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме: 
•   административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию; 
•   правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование); 
•   рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического)
Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.

Сущность экономических методов  состоит в косвенном воздействии  на процесс регионального воспроизводства  — через экономические интересы субъектов с помощью таких  рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности  без прямого вмешательства местных  органов управления, но в установленных  этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов  регулирования лежат экономическая  заинтересованность и ответственность  предприятий и организаций —  субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых  решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

Уровни государственного регулирования регионального развития:                                                                                    • федерация республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных округов, реализовывающая свои интересы через высшиезаконодательные органы и через результаты их деятельности – федеральные законы;

• Президент РФ, издающий указы;

• Правительство РФ и его министерства, принимающие соответствующие решения и подкрепляющие их определенными финансовыми ресурсами, реализующие нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием РФ и Президентом РФ.         13.Методы регулирования развития регионов различных типов (старопромышленных, кризисных, депрессивных, осваиваемых, свободных экономических зон и приграничных районов).            

В группу развитых (опорных) регионов входят в основном старопромышленные районы, агломерации и центры с высоким докризисным уровнем индустриального развития, научно-технического прогресса и интенсификации производства. Они располагают большими контингентами квалифицированных специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими промышленно-производственными фондами, солидной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базой, особенно в отраслях ВПК. Повышенная степень сочетания рыночных отношений с их государственным регулированием позволяет иметь самодостаточные финансовые ресурсы для активизации «точек роста» и выполнять «донорские» функции для убыточных субъектов Федерации. 
Вследствие этого указанные регионы призваны выступать «генераторами» экономического и организационного прогресса, полигонами отработки новых хозяйственных механизмов, «окнами» в мировой рынок. С помощью таких «локомотивов» реформы можно вытянуть цепь рыночных преобразований по всей стране и обеспечить стратегическую конкурентоспособность России в системе мирового хозяйства. 
В составе группы выделяется подгруппа высокотехнологичных регионов с ведущими отраслями индустрии - наукоемкими машиностроением и химической промышленностью. Сюда по признакам относительно высокого уровня производства промышленной продукции и высокого положительного баланса бюджетных потоков между территориями и Федерацией попадает 14 субъектов Федерации. Это самые крупные индустриальные регионы и центры, расположенные в Центрально-Северо-Западной части России (Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ярославская, Нижегородская, Ленинградская области), в районах Волго-Урала (Самарская, Волгоградская, Пермская области, республики Татарстан, Башкортостан) и Сибири (Омская, Томская, Новосибирская области). 
Подгруппа сырьевых регионов включает области и края, специализирующиеся на добыче и производстве высококлассных видов первичного сырья и конструкционных материалов, на базовых отраслях промышленности — топливно-энергетической и металлургической. Это регионы Сибири и Дальнего Востока (Тюменская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский и Приморский края), Урала (Свердловская, Челябинская, Оренбургская области) и две области (Мурманская и Белгородская) на севере и юге Европейской части.  
Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями. 
Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа,формирования наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг. 
Среди механизмов регулирования социально-экономического развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию потенциала частнопредпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной финансовой и материальной помощи. Государство призвано посредством налоговой и кредитной политики поощрять акционерный бизнес. В то же время государственные хозяйственные структуры, включая казенные заводы, должны встать на путь максимальной коммерциализации своей деятельности. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах, как нигде, могут стать важнейшими рычагами хозяйственно-предпринимательской активности. Вместе с тем поощрение иностранных инвестиций должно строиться в основном на принципе внедрения проектов «ноу-хау», самых современных технологий. 
Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким социальным расслоением. Таким негативным явлениям здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК). 
К середине 90-х годов депрессивными стали У4 субъектов Российской Федерации. Это некоторые регионы, расположенные вблизи и на периферии ведущих индустриальных районов Северо-Запада и Центра (Архангельская, Псковская, Брянская, Калужская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тамбовская области), Волго-Вятки и Поволжья (Кировская, Пензенская, Астраханская области), Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края), отдельные районы Урала (Удмуртия, Курганская область), Сибири и Дальнего Востока (Алтайский край, Бурятия, Читинская область, Хабаровский край и Еврейская автономная область). 
В качестве одной из главных установок региональной политики выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования взаимоотношений с центром (упорядочение федеральной финансовой помощи — трансфертов, усиление роли закрепленных источников поступления налогов и т.

д.), а также приватизации государственной  собственности по реальной рыночной стоимости и проведения целесообразного оздоровления (санации) убыточных предприятий в ходе процедуры банкротства. 
Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественно в наиболее конкурентные проекты — базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия развитию институциональных (организационно-рыночных) структур и инфраструктуры рынка. 
Предполагается активное участие федеральных органов власти в регулировании занятости в районах концентрации отраслей (естественных монополий (энергетика, связь, железнодорожный транспорт) и ВПК, контроле за ходом приватизации (акционирования), а также процессах реорганизации убыточных предприятий (банкротств) в центрах высокой социальной напряженности. 
Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать: льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ; введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест; использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов; страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др. 
Если для развитых регионов упор делается на активизацию частного предпринимательства, а для отсталых — на государственную поддержку, то для депрессивных регионов — на оптимальное сочетание обоих направлений и механизмов хозяйствования. 
К слаборазвитым (экономически отсталым) относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, однобокой недиверсифицированной структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, наибольшей среди субъектов Федерации дотационностью территориальных бюджетов. 
Исходя из результатов специального анализа, о котором говорилось выше, сюда включаются 12 республик (из 21) — 3 республики Волго-Вятки (Марий Эл, Мордовия и Чувашия), Калмыкия, 6 республик Северного Кавказа, не считая Чеченской (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия) и 2 сибирские республики (Алтай и Тыва). 
Активная региональная политика в отношении бедствующих территорий должна предусматривать их ускоренный экономический и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотаций и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране. 
Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации и острым проявлениям депопуляции населения, экономического и социального возрождения сельских населенных пунктов. 
Основными путями решения этих проблем являются осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные сектора экономики посредством льготных кредитов и налогов и т. д. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. 
Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики. 
Особые регионы включают 3 подтипа, в которых острые социально-экономические проблемы связаны с географической, или исторической спецификой и где вследствие сложных условий хозяйствования реализация научно обоснованной региональной политики требует специальных методов регулирования экономики.  
Нестандартные подходы нужны к проблемам 17 новых приграничных районов, граничащих с республиками бывшего СССР, ныне суверенными государствами. 
В этих районах, возникших как результат крупных геополитических и экономических трансформаций, первоочередного внимания требует решение не имеющих прецедентов задач: • создания и обустройства новых транспортно-распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных Пунктов в местах пересечения государственной границы; • формирования центров активной приграничной производственно-торговой коммерческой деятельности, а в отдельных городах с развитой инфраструктурой — свободных экономических зон (зон экономического благоприятствования); 
• содействия развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственно-кооперационных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические схемы; 
• регулирования потоков и размещения беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с федеральными и региональными миграционными программами; 
• создания новых рабочих мест и расширения социальной инфраструктуры в расчете на потенциальных переселенцев из зарубежья. 
Реализация этих направлений региональной политики основывается не только на административно-правовом регулировании, но и механизмах финансово-кредитной и налоговой систем. 
Экстремальные районы отличаются суровыми природно-климатическими условиями (Арктика и Крайний Север), сугубо сырьевой моноспециализацией, неустойчивостью функционирования профилирующих отраслей, нестабильностью и дороговизной завоза важнейших народнохозяйственных грузов.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"