Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".
ВВП или ВНП и темпы роста
этих показателей;средний уровень доходов
населения и степень их дефференциации;
ВРП Одним из основных индикаторов состояния экономики региона является валовой региональный продукт (ВРП), который помогает охватить все особенности региональной структуры производства: полиструктурность и диверсифицированность отраслевого хозяйства.
В рамках региона осуществляется
весь процесс воспроизводства
По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты. Данный показатель рассчитывается по всем отраслям экономики, присутствующим в конкретном регионе.
11.Федеральная региональная политика: главная цель, объекты, система реализации. Цели и задачи региональной политики: социальные, экономические, экологические.
Государственная региональная политика -
целевые действия государства, направленные
на сбалансирование условий деятельности
регионов и их результатов, повышение
эффективности использования совокупных
региональных ресурсов и возможностей,
создание условий для повышения эффективности
деятельности отдельных регионов. Иными
словами, это совокупность государственных
мер по достижению определенного пространственно-
Гос. рег. политика имеет своей основной целью реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в РФ и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
К задачам гос. рег. политики относятся:- формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории РФ, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;- создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;- создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Р Ф.
Объектом государственной
Инструментами проведения региональной политики являются:а) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;б) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов; в) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.
При выработке гос. рег. политики необходимо
иметь в виду ряд концептуальных положений.
1. Должна обеспечиваться поддержка территорий
путем стимулирования роста производственного
сектора; этот сектор создает наибольшее
число новых рабочих мест. Государство
соответственно помогает созданию и расширению
производственных предприятий, а при необходимости
- их переориентации и рационализации.
2. Следующим критерием, из которого исходят
при разработке рег. политики, является
степень выравнивания экономического
роста по регионам. Считается, что рациональный
подход выражается в сглаживании различия
территориальных уровней производительности
труда. Если последнее существует длительное
время, создаются помехи для эффективного
распределения ресурсов в национальной
экономике, сдерживается ее развитие.
3. Рег. политика должна базироваться на
законодательно-правовых основах и отвечать
социальным требованиям общества, а также
экономической безопасности и стабильности.
Регионы должны иметь определенную экономическую
цельность и самообеспеченность.
Участниками разработки и реализации
гос. рег. политики являются:- Президент
РФ и его полномочные представители в
федеральных округах;- органы законодательной
(представительной) и исполнительной власти
РФ и субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;- ассоциации
экономического взаимодействия субъектов
РФ;
- федеральные фонды регионального развития.
По усмотрению гос. органов, обеспечивающих
реализацию гос. рег. политики, к разработке
гос. рег. политики могут привлекаться
иные заинтересованные органы, организации
и граждане .
Элементы гос. рег. политики в России:
Гос.рег. политика призвана обеспечить
дееспособность рег. политики на местах.
Ее задачами являются определение общих
условий их деятельности, согласование
пропорций общенационального и регионального
развития. Тем самым, государственная
региональная политика реализует интересы
государства в отношении регионов и внутренние
интересы самих регионов. В гос. рег. политике можно выделить ряд
взаимосвязанных элементов: экономическую,
социальную, научно-техническую, экологическую,
демографическую, гуманитарную.
На основе общих принципов гос. рег. политики
формируется рег. экономическая политика.
В региональном управлении экономическая
политика занимает ведущее положение.
Решение социальных, экологических, научно-технических,
демографических и других проблем региона
возможно в необходимом объеме только
при наличии соответствующих финансовых,
кредитных и материальных ресурсов.
Рег. Эк. политика включает:- бюджетную
и налоговую политику;- планирование, прогнозирование
в регионе;
- создание и реализацию целевых программ;-
использование природных ресурсов и распоряжение
собственностью региона:
- размещение производительных сил;- управление
структурой производства;- политику развития
региональных комплексов;
- контрольно-аналитическую деятельность;-
информационное обеспечение.
Экономический аспект региональной политики
предполагает дифференцированное развитие
регионов, повышение эффективности региональных
экономик и государственное регулирование
финансовых потоков между территориями
и центром.
Целью рег. социальной политики государства
является повышение благосостояния и
удовлетворение потребностей жизнедеятельности
всего населения. Осуществление соц. политики
в значительной мере находится в непосредственной
зависимости от экономических возможностей
страны, той части национального дохода,
которая выделяется на потребление. Соц.
политика государства и региона имеет
общую экономическую и правовую основу,
призванную обеспечить реализацию прав
и интересов граждан России. Цели рег. политики в социальной сфере
- обеспечение достаточного уровня благосостояния
в каждом регионе, создание приблизительно
одинаковых жизненных возможностей для
всех граждан. Она призвана препятствовать
нежелательной миграции населения, ослабить
внутреннее социальное напряжение, сберечь
целостность и единство страны.
Гос. Рег. научно-техническая политика выражает
отношение государства к научно-техническим
проблемам, которые являются составляющей
частью рег. политики. К основным задачам
относятся:- изучение, анализ состояния
научно-технического комплекса региона,
выявление местной специфики и проблем;-
определение приоритетов развития научно-технического
комплекса;- сохранение, восстановление
и развитие научно-технического комплекса
в соответствии с установленными приоритетами;-
определение основных направлений инвестиционной
деятельности;- создание благоприятных
условий для инноваций;- развитие наукоемкой
продукции, повышение экспортного потенциала,
конкурентоспособности производителей
продукции; - минимизация негативных последствий
научно-технического прогресса.
Основная цель рег. экологической политики-создании безопасных условий жизни человека
и восстановлении природной среды. К числу
конкретных целей рег. экологической политики
относятся:- гарантирование экологической
безопасности ядерных объектов, радиационной
защиты населения и окружающей среды;-
сведение к минимуму вредного влияния
техногенных аварий и катастроф;- улучшение
экологического состояния бассейна рек;-
улучшение экологического состояния в
городах и промышленных центрах;- экологизация
технологий в промышленности, энергетике,
строительстве, сельском хозяйстве, транспорте
и др.
Демографическая политика,
являясь составляющей частью рег.политики
государства, разрабатывается в тесной
взаимосвязи с экономической, социальной
и экологической политикой. При этом учитывается
специфика демографической ситуации в
каждом регионе и конкретизуются направления
ее реализации. Основные цели демографической
политики связаны с решением таких проблем,
как: формирование пропорциональной возрастно-половой
структуры населения, проведение социальных
мероприятий, стимулирующих рождаемость,
улучшение экологической ситуации, повышение
безопасности работы и т.п.
Приоритетная цель региональной гуманитарной
политики – духовное развитие общества, улучшение
его морального состояния и здоровья.
Гуманитарная политика должна быть направлена
на формирование свободолюбивой, инициативной
личности, воспитание национального, патриотического
долга, возрождение национального, культурного
фундамента общества.
12.Методы государственного регулирования территориального развития: прямые и косвенные. Уровни государственного регулирования регионального развития.
Важнейшими направлениями государственного
долгосрочного регулирования экономики на современном
этапе являются:
1) эффективное использование государственной
собственности на средства производства
и природные ресурсы;
2) поддержка и стимулирование роста в
отдельных отраслях промышленности;
3) проведение общегосударственной инновацион
4) регулирование товарных, ресурсных и
финансовых рынков;
5) регулирование регионального развития.
Среди методов регулирования
В условиях демократизации управленческих
функций меняются механизмы мотивации
принятия решений и соотношение экономических
и административных методов управления
.
Административные методы развития
базируются на отношениях власти и подчинения,
характерных для властных структур, и
осуществляются в форме:
• административных распоряжений, постановлений,
адресуемых субъектам регионального воспроизводственного
процесса, воздействующих на конкретно
сложившуюся ситуацию;
• правил, регулирующих деятельность
функционирующих в регионе предприятий
и организаций различных форм собственности
(нормативное регулирование);
• рекомендаций, а также контроля (например,
финансово-бюджетного) и надзора (например,
санитарно-эпидемиологического)
Административные методы предусматривают
возможности применения принуждения в
отношении отдельных предприятий, нарушающих
установленные правила.С помощью административных
методов местные органы управления регулируют
процессы приватизации, решают вопросы
привлечения иностранного капитала, использования
региональных природных ресурсов, а также
вопросы, связанные с социальными процессами.
Сущность экономических
Уровни государственного регулирования
регионального развития:
• Президент РФ, издающий указы;
• Правительство РФ и его министерства, принимающие соответствующие решения и подкрепляющие их определенными финансовыми ресурсами, реализующие нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием РФ и Президентом РФ. 13.Методы регулирования развития регионов различных типов (старопромышленных, кризисных, депрессивных, осваиваемых, свободных экономических зон и приграничных районов).
В группу развитых (опорных) регионов входят в основном старопромышленные
районы, агломерации и центры с высоким
докризисным уровнем индустриального
развития, научно-технического прогресса
и интенсификации производства. Они располагают
большими контингентами квалифицированных
специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими
промышленно-производственными фондами,
солидной научно-исследовательской и
проектно-конструкторской базой, особенно
в отраслях ВПК. Повышенная степень сочетания
рыночных отношений с их государственным
регулированием позволяет иметь самодостаточные
финансовые ресурсы для активизации «точек
роста» и выполнять «донорские» функции
для убыточных субъектов Федерации.
Вследствие этого указанные регионы призваны выступать «генераторами» экономического
и организационного прогресса, полигонами
отработки новых хозяйственных механизмов,
«окнами» в мировой рынок. С помощью таких
«локомотивов» реформы можно вытянуть
цепь рыночных преобразований по всей
стране и обеспечить стратегическую конкурентоспособность
России в системе мирового хозяйства.
В составе группы выделяется подгруппа
высокотехнологичных регионов с ведущими отраслями индустрии - наукоемкими
машиностроением и химической промышленностью.
Сюда по признакам относительно высокого
уровня производства промышленной продукции
и высокого положительного баланса бюджетных
потоков между территориями и Федерацией
попадает 14 субъектов Федерации. Это самые
крупные индустриальные регионы и центры, расположенные в Центрально-Северо-Западной
части России (Москва и Санкт-Петербург,
Московская, Ярославская, Нижегородская,
Ленинградская области), в районах Волго-Урала
(Самарская, Волгоградская, Пермская области,
республики Татарстан, Башкортостан) и
Сибири (Омская, Томская, Новосибирская
области).
Подгруппа сырьевых регионов включает области и края, специализирующиеся
на добыче и производстве высококлассных
видов первичного сырья и конструкционных
материалов, на базовых отраслях промышленности
— топливно-энергетической и металлургической.
Это регионы Сибири и Дальнего Востока (Тюменская,
Кемеровская, Иркутская области, Красноярский
и Приморский края), Урала (Свердловская,
Челябинская, Оренбургская области) и
две области (Мурманская и Белгородская)
на севере и юге Европейской части.
Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и
конкуренции товаропроизводителей, всемерной
активизации экономической деятельности
с учетом имеющихся здесь благоприятных
предпосылок. Это предполагает массовое
привлечение капитала в производственную
сферу, прежде всего в современные отрасли
обрабатывающей промышленности с высокими
технологиями.
Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных
преобразований на принципах экономики
постиндустриального типа,
Среди механизмов регулирования социально-экономического
развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию
потенциала частнопредпринимательских,
особенно коллективной (акционерной),
форм рыночного хозяйствования при ограничении
прямой государственной финансовой и
материальной помощи. Государство призвано
посредством налоговой и кредитной политики поощрять
акционерный бизнес. В то же время государственные
хозяйственные структуры, включая казенные
заводы, должны встать на путь максимальной
коммерциализации своей деятельности.
Отлаженные кредитные и налоговые инструменты
в этих регионах, как нигде, могут стать важнейшими рычагами
хозяйственно-
Тип депрессивных регионов характер
К середине 90-х годов депрессивными стали
У4 субъектов Российской Федерации. Это
некоторые регионы, расположенн
В качестве одной из главных установок региональной
политики выступает укрепление финансовой устойчивости
на основе бюджетного федерализма, урегулирования
взаимоотношений с центром (упорядочение
федеральной финансовой помощи — трансфертов,
усиление роли закрепленных источников
поступления налогов и т.
д.), а также приватизации государственной
собственности по реальной рыночной
стоимости и проведения целесообразного оздоровления
(санации) убыточных предприятий в ходе
процедуры банкротства.
Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрени
Предполагается активное участие федеральных
органов власти в регулировании занятости
в районах концентрации отраслей (естественных
монополий (энергетика, связь, железнодорожный
транспорт) и ВПК, контроле за ходом приватизации
(акционирования), а также процессах реорганизации
убыточных предприятий (банкротств) в
центрах высокой социальной напряженности.
Основными инструментами государственной
поддержки депрессивных регионов могут стать: льготные кредиты из централизованных
источников или компенсация части процентной
ставки по кредитам коммерческих банков
при реализации эффективных проектов
и программ; введение поощрительных выплат
предприятиям за создание новых рабочих
мест; использование повышенных ставок
амортизационных отчислений по активной
части основных фондов; страхование за
счет федеральных источников коммерческих
рисков при осуществлении инвестиционных
проектов и др.
Если для развитых регионов упор делается на активизацию частного
предпринимательства, а для отсталых —
на государственную поддержку, то для
депрессивных регионов — на оптимальное сочетание обоих направлений и механизмов
хозяйствования.
К слаборазвитым (экономически отсталым)
относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими
параметрами хозяйственной деятельности,
однобокой недиверсифицированной структурой
экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию
производственной базы, социальной сферы
и рыночной инфраструктуры, с высокой
безработицей и низким уровнем жизни,
наибольшей среди субъектов Федерации
дотационностью территориальных бюджетов.
Исходя из результатов специального анализа,
о котором говорилось выше, сюда включаются
12 республик (из 21) — 3 республики Волго-Вятки
(Марий Эл, Мордовия и Чувашия), Калмыкия,
6 республик Северного Кавказа, не считая
Чеченской (Адыгея, Дагестан, Ингушетия,
Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,
Северная Осетия) и 2 сибирские республики
(Алтай и Тыва).
Активная региональная политика в отношении бедствующих территорий
должна предусматривать их ускоренный
экономический и социальный подъем. Она
заключается в реализации комплекса мер
государственной поддержки, направленной преиму
Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения обнищания
населения и минимизации отрицательных
последствий безработицы, противодействия
тенденции ухудшения демографической
ситуации и острым проявлениям депопуляции
населения, экономического и социального
возрождения сельских населенных пунктов.
Основными путями решения этих проблем
являются осуществление централизованных
инвестиций из федеральных источников
на новое строительство, главным образом
в сфере промышленности, инфраструктуры
(производственной, общехозяйственной
и социальной), а также стимулирование
частных капиталовложений в отдельные
сектора экономики посредством льготных
кредитов и налогов и т. д. Для регионов с крайне низким
уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются
программы по созданию льготного режима
бюджетных взаимоотношений.
Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного
регулирования экономики.
Особые регионы включают 3 подтипа, в которых острые социально-экономические
проблемы связаны с географической, или
исторической спецификой и где вследствие
сложных условий хозяйствования реализация
научно обоснованной региональной политики требует специальных методов регулирования
экономики.
Нестандартные подходы нужны к проблемам
17 новых приграничных районов, граничащих
с республиками бывшего СССР, ныне суверенными
государствами.
В этих районах, возникших как результат
крупных геополитических и экономических
трансформаций, первоочередного внимания
требует решение не имеющих прецедентов
задач: • создания и обустройства новых
транспортно-распределительных пунктов
и узлов, пограничных переходов и таможенных
Пунктов в местах пересечения государственной
границы; • формирования центров активной
приграничной производственно-торговой
коммерческой деятельности, а в отдельных
городах с развитой инфраструктурой —
свободных экономических зон (зон экономического
благоприятствования);
• содействия развитию экономически обоснованных
и технологически обусловленных производственно-кооперационных
связей между предприятиями приграничных
областей России и соседних государств,
включенных в единые производственно-
• регулирования потоков и размещения
беженцев и вынужденных переселенцев
в соответствии с федеральными и региональными миграционными
программами;
• создания новых рабочих мест и расширения
социальной инфраструктуры в расчете
на потенциальных переселенцев из зарубежья.
Реализация этих направлений региональной политики основывается не только на административно-правовом
регулировании, но и механизмах финансово-кредитной
и налоговой систем.
Экстремальные районы отличаются суровыми
природно-климатическими условиями (Арктика
и Крайний Север), сугубо сырьевой моноспециализацией,
неустойчивостью функционирования профилирующих
отраслей, нестабильностью и дороговизной
завоза важнейших народнохозяйственных
грузов.