Система менеджмента качества и пути повышения её качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Файлы: 1 файл

УИРС готовый.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

В зарубежных фирмах средний уровень брака не превышает 2-3% объема выпускаемой продукции. Для американских фирм нормальным считается допуск брака в размере 1%. Для японских фирм эта норма рассматривается как чрезмерная.

Оценка качества продукции предполагает выполнения соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбора, в случае необходимости, направления улучшения его качества.

Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:

  • запросов потребителей;
  • стандартов;
  • договоров;
  • контрактов [10, c.22-27].

Качество – это комплексное понятие. С одной стороны, все отделы предприятия в большей или меньшей степени несут ответственность за качество соответствия товаров проекту, с другой – каждый товар имеет ряд показателей качества, которые можно измерить и проконтролировать. Каждый их этих показателей качества можно подвергнуть контролю, причем приходится считаться с различными отклонениями между требуемыми и действительными значениями величин.

Показатели качества могут характеризоваться непрерывными или дискретными величинами. Они могут быть абсолютными или относительными. Значение величин зависят от условий и методов их определения. Показатели качества продукции устанавливаются объективными методами, а также экспертным путем и рассматриваются применительно к условиям создания и эксплуатации (потребления) продукции. Показатели качества продукции, характеризующий одно ее свойство, называется единичным, два и более свойств – комплексным.

При оценке уровня качества продукции используются как технические, так и экономические данные. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

  • назначения и условий использования продукции;
  • анализа требований потребителя;
  • задач управления качеством продукции;
  • состава и структуры характеризуемых свойств;
  • основных требований к показателям качества [6, с.530-532].

Основные факторы, влияющие на качество продукции.

Факторы внешней среды:

  • уровень требований к качеству (потребители, прогресс, конкуренты);
  • наличие поставщиков капитала, трудовых ресурсов, материалов, энергии, услуг;
  • действующее законодательство в области качества и работа государственных органов.

Внутренние факторы предприятия:

  • Материальная база предприятия (финансы, оборудование, инфраструктура);
  • Персонал (квалификация и мотивация);
  • Качество проекта (совершенство конструкции);
  • Качество исполнения (применение передовых технологий);
  • Менеджмент (организация и управление работой предприятия), в том числе – система управления качеством, предусматривающая:
  • маркетинг;
  • взаимоотношение с заказчиками (контракты, сервис);
  • контроль качества на всех этапах создания продукции;
  • оперативное реагирование на проблемы с качеством [9].

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производства:

      • качество – главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;
      • качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса – продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, - для того чтобы предприятие успешно действовало на рынке;
      • качество – главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;
      • качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Никакое из вышеприведенных определений не противоречит другому. Наоборот, они дополняют друг друга, помогая взглянуть на качество с разных сторон.

Понятие «качество» является многогранным. Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСВА

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих на производстве, вынудили предприятия изменить подход к проблеме качества. Недостаточным стало контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Основные терминологические нормативные документы по менеджменту качества для русскоязычных текстов – это действующие стандарты. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 следует выделить такие понятия как:

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Система менеджмента – система для разработки политики и целей, и достижения этих целей.

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». Эта модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:

    1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
    2. проектирование и/или разработка технических требований к продукции;
    3. материально-техническое снабжение;
    4. подготовка и разработка производственных процессов;
    5. производство;
    6. контроль и испытания;
    7. упаковка и хранение;
    8. реализация и распределение продукции;
    9. монтаж и эксплуатация;
    10. техническая помощь в обслуживании;
    11. утилизация после использования изделия.

 

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.

 В настоящее время  существует два вида международных  стандартов в области качества: стандарты на продукцию ( спецификация продукции, спецификация производства, показатели качества, средства и методы контроля и т. д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком [6].

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Последовательная и непрерывная интернационализация производства, рост числа фирм на зарубежных рынках способствовали разработке соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения продавцов и покупателей, характеристики продукции, обеспечение качества и других аспектов взаимоотношений участников международного обмена товарами и услугами.

Назначение системы менеджмента качества заключается в том, чтобы обеспечить качество продукции, производимой предприятием. Качество продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей или быть максимально приближенным к ним. На сегодняшний день нет необходимости проверять каждую единицу продукции, выпускаемой на заводе. Для контроля за качеством достаточно настроить систему таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойная и безошибочная работа как оборудования, так и рабочего персонала. Ведь именно причинами низкого качества продукции или оказываемой услуги являются неправильные действия со стороны руководства предприятия и работников. Для того, чтобы избежать данных последствий, достаточно разработать инструкции, которые позволят добиться высокого качества продукции либо услуг, и выполнять их.

Система менеджмента качества по ИСО также должна обладать определенной структурой. Данная система должна содержать в себе следующие элементы: организация, документы, процессы, ресурсы. Первым элементом является организация, которая заключается в том, что на предприятии действует определенная группа сотрудников, обладающим специальными познаниями в сфере данной деятельности, следовательно, идет дифференциация полномочий и обязанностей, их взаимоотношений. Следующим обозначенным элементом является документация. Сегодня без ведения бухгалтерской и иной документации просто невозможно представить деятельность любой организации. Помимо этого в систему менеджмента качества также входят иные документы, носящие организационно-распорядительный характер. В качестве примера можно привести различные должностные инструкции, положения о структурных подразделениях и тому подобное.

Также незаменимым элементом системы менеджмента качества являются процессы, под которыми понимаются взаимосвязь и взаимодействие элементов деятельности. При этом необходимо от процессов отличать процедуры, под которыми понимается способ установления и осуществления деятельности или процесса.

И, наконец, для правильной организации системы менеджмента качества ИСО необходимы ресурсы, под которыми понимается все то, что обеспечивает деятельность данной системы. В качестве примера можно привести людские ресурсы – это работники предприятия, временные ресурсы – это время затраченное на производства продукции либо услуги и тому подобное.

Основное назначение международных систем управления качеством является создание на международном уровне одной для всех методической основы, для того чтобы разрабатывать новые и совершенствовать действующие системы качества и их сертификации.

Система менеджмента качества – это совокупность организационной структуры, которая необходима для осуществления общих качеств руководства. Систему качества могут создать и разработать специализированные компании, как средство, которое обеспечивает проведение политики в области качества. К тому же, система качества охватывает все жизненные циклы продукции.

Специализированные компании при создании на предприятиях системы качества выделяют четыре вида деятельности в области качества: планирование качеством, обеспечение качеством, управление качеством, улучшение качества.

Планирование качества включает в себя: конкретные требования к качеству продукции, выработку положений по улучшению качеством, планирование затрат на достижение нужного уровня качества, проверку системы качества и многое другое.

В процедуры по управлению качеством входят: контроль качества, а также реализация мер корректирующих воздействий. Основная задача управления качеством – выявить любое отклонение от поставленных требований к качеству, которое обусловлено корректированием продукции.

Обеспечение качества заключается в деятельности по созданию и выполнению требований к качеству продукции и деятельности, которая направлена на обеспечение уверенности потребителей в том, что все элементы систем качества выполняются в управляемых условиях.

Эффективность работы международных систем управления качеством зависит от получаемой информации и ее адекватности. Поэтому в системе качества происходит постоянный контроль и организуются проверки. Основная задача заключается в выявлении причин и фактов отклонений всех элементов системы, в разработке рекомендаций и предложений по ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка происходит по заранее разработанным планам. Процедура проверки состоит в установлении степени соответствия всех работ требованиям, которые установлены документами системы. Для этих целей разработан блок-вопросник, который содержит триста вопросов, разбитых на тридцать пять функций СМК. Все результаты внутренних проверок предоставляются в формализованном виде по трехбалльной шкале соответствия [5].

Информация о работе Система менеджмента качества и пути повышения её качества