Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:20, курсовая работа
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
ВВЕДЕНИЕ
Высокие показатели хозяйственно-экономического состояния предприятия могут быть обеспечены только в том случае, если продукция обладает свойствами, отвечающими потребностям и вкусам покупателя. Поэтому качество продукции – актуальная проблема.
Качество представляет собой совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Актуальность темы исследовательского проекта состоит в том, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных и отечественных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Таким образом, предприятию без подобного рода системы обеспечения качества продукции не обойтись.
Целью данной учебно-исследовательской работы – изучить систему менеджмента качества и ее развитие, а также проанализировать состояние птицеводческой продукции.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Определить понятие качества продукции.
2. Изучить международные системы менеджмента качества.
3. Раскрыть теоретико-методические основы управления качеством продукции.
4. Проанализировать состояние
птицеводческой продукции и
В работе были использованы следующие методы исследования: метод индукции, дедукции, анализа, синтеза, сравнение.
В данной учебно-исследовательской работе использованы нормативно- правовые документы, а также труды отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся в области управления качеством.
Кроме того, при написании работы использовались периодические издания: «Стандарты и качество», «Сертификация», а также материал ресурсов Интернет.
Учебно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВОЕ ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Современная система управления АПК представляет собой сложный организационно- экономический механизм, предполагающий использование целого комплекса различных форм и методов воздействия на субъекты рынка. При этом только научно обоснованное и сбалансированное применение различных методов регулирования качества на всех уровнях управления АПК с учетом интересов всех субъектов рынка и общества в целом сможет обеспечить устойчивое повышение конкурентоспособности продукции и улучшение качества жизни населения республики.
Качество развивалось по мере того, как развивались общественные потребности и возрастали возможные производства по их удовлетворению.
Целесообразно выделять несколько уровней качества товара.
Первый уровень – соответствие стандарту. Качество оценивается как соответствующее или несоответствующее требованиям стандарта или другого документа на изготовление продукта: технические условия, договор и т. д.
Второй уровень – соответствие использованию. Товар должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным, чтобы пользоваться спросом на рынке.
Третий уровень – соответствия требованиям рынка. Это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.
Четвертый уровень – соответствие скрытым потребностям. предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительским свойствам теми свойствами, которые носили неявный, мало осознаваемый характер [15, с.110].
Анализ понятия качества начнем со «Словаря русского языка», в котором качество определено следующим образом.
Качество. 1. Существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого.
2. степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, каким они должны быть.
3. (Философская категория).
Существенная определенность
Определение качества как философской категории понятно, правомерно, бесспорно – совокупность объективных свойств. В этом смысле давать оценку качеству данного предмета или сравнивать качество двух объектов невозможно. Каждый объект имеет некоторые свойства – независимо ни от чего. Этот же смысл имеет и первое из приведенных в словаре значений.
Второе значение слова «качество» уже подчеркивает его относительный характер: любая вещь пригодна для какой-то определенной цели. В связи с этим значением слово «качество» обычно применяется для обозначения положительных свойств.
Экономическое содержание понятия "качество продукции" базируется на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществленный результат производственной деятельности людей.
В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), качество – совокупность свойств и характеристик продута, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [8, с.234].
Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.
В государственном стандарте СССР давалось определение несколько другого термина.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [2].
Смысл определения качества в стандарте заключается том, что предприятие само или после переговоров с потребителем устанавливает перечень свойств продукции, которые являются показателями качества. Эти показатели и их нормы записываются в технические условия, стандарты, договоры и другие документы.
Таким образом, можно сказать, что все, касающееся качества было бы проще и понятней, если бы не потребности. Потребности – ключевой вопрос всех действий любого предприятия, во все времена, в любой стране.
В 1988 г. в международном стандарте ИСО 8402 появляется, а в 1994 г. выходит в новой редакции лаконичное определение качества [3].
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000, приведенное выше определение больше соответствует сути современного предмета.
При этом определении качества относится как к товарам и услугам , так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция или услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества .
Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливает степень их пригодности для использования по назначению [17, с.9].
Понятие «качество» можно рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня – так называемое техническое качество, формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня – коммуникативное качество, формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов.
Качество является основой конкурентоспособности продукции. Американский ученый Э. Деминг первым из своих 14-ти ключевых принципов управления считал постоянство цели – непрерывное улучшение продукции для достижения её конкурентоспособности. Он говорил, что улучшение качества изделий вызывает положительную цепную реакцию: уменьшаются потери на брак, а значит снижаются производственные затраты и растёт производительность труда (объём выпускаемой годной продукции), а благодаря лучшему качеству и низкой цене увеличивается доля продукции предприятия на рынках сбыта и, как следствие, - упрочивается позиция предприятия [7].
Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют "...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами".
По мнению У. Шухарта существует два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещей, как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект – с тем, что мы думаем, чувствуем и ощущаем в отношении этой объективной реальности. В любой момент времени существуют человеческие желания, которые могут быть удовлетворены путем превращения исходных материалов в конечную продукцию. Эти желания имеют статистическую природу, поскольку качество конечного изделия, желаемое одним человеком, может не совпадать с желаниями всех других [9, с.18].
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество – это пригодность к использованию .
Данное понятие включает в себя четыре элемента:
Арманд Фейгенбаум определяет качество как « решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке» [17, с.9-10].
Контроль за качеством изготовления продукции рассматривается как управляющая система, имеющая целью программирования и координацию установления, поддержания и улучшения качества продукции или услуг при наиболее экономном уровне затрат, необходимых для полного удовлетворения требований потребителя.
Уровень качества продукции в эксплуатации (потреблении) характеризуется следующими показателями:
Информация о работе Система менеджмента качества и пути повышения её качества