Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ организации доходов населения как источник инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики страны.
Задачами работы является:
– изучение теоретических основ организации доходов населения как источника инвестиций в человеческий капитал;
– анализ формирования и регулирования доходов населения Республики Беларусь;
– рассмотрение и разработка пути совершенствования политики по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение… …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …5
1. Теоретические основы инвестирования доходов населения в человеческий капитал….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ………..8
1.1 Доходы населения как источник инвестиций в человеческий капитал…. …8
1.2 Дифференциация и неравенство доходов населения… …….. ……..............15
2. Анализ и оценка эффективности инвестирования доходов населения в человеческий капитал.. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ......................19
3. Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики…. …….. …….. ............26
Заключение……. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ............33
Список использованных источников….. ……

Файлы: 1 файл

доходы.docx

— 198.02 Кб (Скачать файл)
    • удачей, связями, несчастьями и дискриминацией [2, с. 146].

Широко распространена оценка дифференциации доходов населения путем соотношения групп населения с наибольшими и наименьшими доходами. Все население разбивается при этом на равные по численности десяти-, двадцати или двадцатипятипроцентные группы. После чего доход, полученный последней группой, делят на доход, полученный первой группой. Соответственно получают децильное, квинтильное или квартильное соотношение доходов населения.

Дифференциация населения по доходам характеризуется различными показателями: фондовым коэффициентом дифференциации (коэффициент фондов), показателем дифференциации по квинтильным (20-типроцентным) группам населения, коэффициентом концентрации доходов (индексом Джинни), а также графически с помощью кривой Лоренца.

Важнейшим инструментом анализа социально-экономической дифференциации населения является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, что позволяет проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Показатели:

– модальный доход, т.е. уровень дохода наиболее часто встречающийся среди населения;

– медиальный доход ─ показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения;

– децильный коэффициент дифференциации доходов населения, характеризующий во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;

– коэффициент фондов определяется как соотношение между средними доходами населения в 10-х и первых децильных группах;

– коэффициент концентрации доходов Джинни, характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения, определяется на основании кривой Лоренца [4, с. 118].

Неравенство в доходах имеет место, а значит, различается и уровень жизни различных слоев и групп населения. Для измерения неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца, которая отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

 

 

 

Рисунок 1.2 - Кривая М. Лоренца

Источник [22, c. 142]

 

Если имеет место абсолютное равенство доходов, то оно отражается прямой линией ОЕ, т.е. 20% населения получает 20% и т.д. от всего совокупного дохода общества. Если имеет место абсолютное неравенство в доходах, то оно показывает что 20% населения не получает никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия ОF) человека, который присваивает 100% всего дохода.

Так, степень неравенства доходов определяется с помощью кривой Лоренца. На основе данных о распределении доходов население можно объединить в определенные доходные группы. Сопоставив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно графически изобразить кривую, иллюстрирующую дифференциацию доходов.

Коэффициент Джинни (индекс Джинни) ─ статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода ─ наиболее частое применение, особенно при современных экономических расчётах). Коэффициент Джинни G может принимать значения от нуля до единицы (0÷1). G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 ─ предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Индекс Джинни ─ коэффициент Джинни, выражается в процентах.  Довольно часто коэффициент Джинни приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значение коэффициента Джинни [22, c. 142].

Таким образом,  для характеристики уровня жизни населения наряду со сводными макроэкономическими показателями доходов и потребления, средними показателями бюджетных обследований и выборочных обследований доходов населения широко используются показатели дифференциации его материальной обеспеченности. При этом задача статистического наблюдения не только установить масштабы расслоения домашних хозяйств по уровню материального достатка, но и выявить основные факторы, создающие предпосылки для такого расслоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ                                              ИНВЕСТИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ  В                              ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

 

Политика государства в плане доходов есть составная часть социальной политики, она  не сводится только к разработке государственных прогнозов и программ, а представляет собой достаточно сложный механизм государственного регулирования перераспределения доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и других рычагов. Этот механизм включает меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые направлены на обеспечение роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения.

 Политика  государства в области оплаты  труда на современном этапе  базируется на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных  механизмов регулирования заработной  платы при постепенном расширении  прав самих субъектов хозяйствования,  усилении поддержки со стороны  государства активной жизненной  позиции самого человека, развития  новых методов хозяйствования, малого  и среднего бизнеса.

Общий объем денежных доходов населения в январе-июле 2014 г составил 293,3 трлн. рублей, а в расчете на одного человека – 4 426 тыс. рублей в месяц. В общем объеме денежных доходов населения традиционно преобладает оплата труда (64%) и трансферты населению (20,9%).

 

Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы без налогов, сборов и взносов, которые скорректированы на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2014 г. по сравнению с январем-июлем 2013 г. увеличились на 3,6%.

 

Таблица 2.1 ─ Денежные доходы в период 2010-2013г., трлн. рублей

Показатель

 

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

952,4

1457,7

2831,4

3893,6

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

115,1

99,7

121,9

116,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

114,8

98,9

121,5

116,3


Источник: собственная разработка

 Общий объем денежных доходов населения в I полугодии 2014г. составил 248,8 трлн. рублей, в расчете на душу населения – 4 380 тыс. рублей в месяц. В структуре денежных доходов населения преобладает  оплата труда (63,8%) и трансферты населению (21,1%).

Номинальные денежные доходы населения в январе-феврале 2013 г. составили 74,1 трлн. рублей и по сравнению с январем-февралем 2012 г. увеличились на 22,7 %, реальные денежные доходы населения ─ на 6,4 % [11].

 

Таблица 2.2 – Денежные доходы населения в Республики Беларусь в

2013-2014 гг.

 

Сумма млрд. рублей

Темпы роста к соответствующему периоду предыдущего года,

процентов

номинальный

реальный

реальный располагаемый

Январь

35960,2

125,1

108,9

109,2

Февраль

38177,1

120,1

104,1

 

Январь-февраль

74137,3

122,7

106,4

106,6


Источник: собственная разработка

 

В I полугодии 2014 г. по сравнению с I полугодием 2013 г. реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 4,8%. [11].

Номинальные денежные доходы населения по сравнению с январем-мартом 2013 года увеличились  на 22,8% и в первом квартале 2014 года составили 117 трлн. рублей, а  реальные денежные доходы населения увеличились  на 6,3%.

В первом квартале 2014 г. по сравнению с таким же периодом 2013 г. увеличились  и реальные располагаемые денежные доходы населения на 6,6%(годом ранее ─ на 21,7 %).

Изменение реальных денежных доходов населения в 2013-2014 гг., выраженное в процентах в сравнении с таким же периодом 2012-2013гг. представлено на графике.

 

Рисунок 2.1 -  Реальные денежные доходы населения Республики Беларусь в 2012-2014 гг. (к соответствующему периоду предыдущего года)

 

Из графика видно, что рост реальных денежных доходов граждан Беларуси с января 2014 года резко замедлился и продолжает сокращаться.  В первом квартале 2014 г. реальная заработная плата увеличилась на 4,9%, а реальная назначенная пенсия  по сравнении с таким же периодом прошлого года ─ на 4,6%. В данный временной отрезок  производительность труда не очень высокая – в  периоде, котором мы рассматриваем, показатель вырос всего на 1,8% (прогнозировался прирост за год на 6,9%).

 Ниже  на графиках показаны изменения  реальной зарплаты и производительности  труда в нашей стране в 2013-2014 гг. в % в сравнении с  таким  же периодом  прошлого года.

 

Рисунок 2.2 -  Динамика  реальной заработной платы и производительности труда в Республике Беларусь в 2014 г. (к соответствующему периоду предыдущего года). [7].

 

 Продолжали увеличиваться и  денежные доходы населения в валовый внутренний продукт в январе-феврале этого года ─ 78,1 % против 71,6 % годом ранее.

Если рассматривать долю основных  источников формирования денежных доходов людей (оплаты труда и выплат населению, например, пенсии, пособия и стипендии), то они в первом квартале этого года составили 85 %, что на 1% меньше, чем за первый квартал прошлого года.

  Трудовым  кодексом нашей страны, в частности  статьёй 58  определено, что   заработная  плата индексируется во время  инфляции и в том случае, когда  зарплата была выплачена   несвоевременно, порядок и условия выплаты, предусмотрены законодательством.  В соответствии со  статьёй 2 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. №124-З ”Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы“ (с последующими изменениями и дополнениями),  минимальная заработная плата в течение года индексируется  согласно законодательству.  Индексации подлежат  следующие виды денежных доходов физических лиц, выплачиваемых из бюджетных источников: заработная плата со всеми предусмотренными законодательством надбавками, доплатами и премиями, за исключением выплат, носящих единовременный характер, и материальной помощи;

  • заработная плата со всеми предусмотренными законодательством надбавками, доплатами и премиями, кроме единовременных выплат и материальной помощи;
  • пособия по безработице;
  • стипендии студентам высших учебных заведений и учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования;
  • стипендии аспирантам, клиническим ординаторам, докторантам;
  • стипендии иностранным гражданам, обучающимся или проходящим стажировку в учреждениях образования и научных учреждениях в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • стипендии руководящим кадрам государственных органов, государственных организаций, лицам из их резерва, направляемым в Академию управления при Президенте Республики Беларусь на переподготовку в очной форме получения образования;
  • стипендии работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт;
  • стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее - орган по труду, занятости и социальной защите);
  • стипендии слушателям подготовительных отделений высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования;
  • стипендии курсантам первоначальной подготовки учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
  • денежное довольствие военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, резервистов, военнообязанных, суворовцев и воспитанников воинских частей;
  • выплаты, осуществляемые на основе среднего заработка [10].

 

        Номинальная начисленная средняя заработная плата работников за месяц  в первом квартале этого года составила 5 497,2 тыс. рублей, это на 21,2 процента, или на 966,1 тыс. рублей выше, чем за такой же период прошлого года.

 

Таблица 2.3 – Информация о среднемесячной заработной плате работников и пенсиях в 2014 году

 

Сумма, тыс. рублей

Темпы роста, процентов

к соответствующему периоду предыдущего года

к предыдущему месяцу

номинальный

реальный

номинальный

реальный

Заработная плата

февраль

5389,2

119,3

103,1

101,3

99,3

январь-февраль

5350,7

120,4

104,4

   

март

5753,1

122,4

105,5

106,8

105,4

январь-март

5497,2

121,2

104,9

   

Пенсии

февраль

2322,2

122,6

106,0

105,2

103,2

январь-февраль

2264,5

119,8

103,6

   

март

2322,2

122,6

105,7

100,0

98,7

январь-март

2283,7

120,8

104,6

   

Информация о работе Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики