Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ организации доходов населения как источник инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики страны.
Задачами работы является:
– изучение теоретических основ организации доходов населения как источника инвестиций в человеческий капитал;
– анализ формирования и регулирования доходов населения Республики Беларусь;
– рассмотрение и разработка пути совершенствования политики по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение… …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …5
1. Теоретические основы инвестирования доходов населения в человеческий капитал….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ………..8
1.1 Доходы населения как источник инвестиций в человеческий капитал…. …8
1.2 Дифференциация и неравенство доходов населения… …….. ……..............15
2. Анализ и оценка эффективности инвестирования доходов населения в человеческий капитал.. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ......................19
3. Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики…. …….. …….. ............26
Заключение……. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ............33
Список использованных источников….. ……

Файлы: 1 файл

доходы.docx

— 198.02 Кб (Скачать файл)
  • поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
  • обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
  • предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
  • организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;
  • финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
  • специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
  • стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов [16, с. 28].

Проводимая политика занятости  в нашей стране  должна на современном этапе носить предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, которые предотвращают рост безработицы и ее переход в застойную форму.  В нынешних условиях исходным пунктом стратегии страны на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в пределах, которые являются социально приемлемыми.  Главные формы государственного регулирования рынка труда нашей республики будут направлены на:

    • сохранение, поддержание и создание рабочих мест;
    • регулирование и регламентацию высвобождения рабочей силы;
    • предоставление государственных гарантий занятости.

Исходя из этого, определяются основные стратегические направления деятельности государства по созданию новой модели занятости, которые заключаются в:

  • содействии становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;
  • целенаправленном формировании государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
  • реальной и повсеместной поддержке малого и среднего предпринимательства;
    • совершенствовании законодательства в сфере занятости;
  • разработке комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовке организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;
  • введении обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;
  • совершенствовании отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействии адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширении практики общественных работ [19, с. 35].

Правительство планирует выполнить прогноз 2015 года за счет обеспечения пяти базовых условий:  опережающего роста производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы (109,3% и 107,1% соответственно); обеспечения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами (не менее 0,7% ВВП; бездефицитный бюджет без роста внутреннего долга и эмиссии для финансирования текущих расходов; поддержания положительной, то есть выше темпов инфляции, ставки рефинансирования; привлечения в страну не менее 4,5 млрд. долларов валютных ресурсов по финансовому счету платежного баланса, предпочтительно – в виде прямых иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что особая мера приспособления к высокой инфляции это в первую очередь  индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен. Индексация бывает полной, когда соответствует  росту цен, и частичной,  когда отстаёт от роста цен и тем самым не ликвидирует в полной мере  вызванное инфляцией уменьшение реальной заработной платы и других доходов.  В международной  практике имеются иные меры приспособления к инфляции, которые чаще всего используются в развивающихся странах. Некоторые государства искусственно поддерживают заниженные цены на отдельные товары и услуги, удовлетворяющие минимальные потребности бедных слоев населения; создают сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев, а также другие формы благотворительной помощи. Однако из мирового опыта следует, что при достаточном проведении схожих мер, они  заметно смягчают отрицательные социальные последствия высокой инфляции и в некоторой степени частично ограничивают возможность усиления социальной и политической напряженности в обществе.

Можно сделать вывод, что для  того, чтобы государство устойчиво развивалось  в условиях реформы экономики, ему отводится особая роль в проведении  социальной политики, призванной выполнить  гарантии граждан на образование, медицинскую помощь,  социальную защиту,    удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Если речь идет о денежных доходах, то необходимо опираться на их способность покупать, т.е. нужно отличать номинальные доходы от реальных. Номинальные доходы определяются количественным показателем денег, который характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения, а реальные ─ суммой, которую можно обменять на товары и услуги. Значительную роль в доходах населения играют общественные фонды, это касается бюджетной сферы. Не менее значима роль доходов от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров. Доход показывает, в какой степени удовлетворены потребности людей, их идеологические взгляды. Уровень жизни народа характеризует величину и состав доходов. Вместе с тем, доходы населения являются не только показателем материального положения. Они отражают уровень развития экономики государства. Доходы дифференцированы, определяются такими характеристиками как уровень, состав, структура, динамика, соотношение с расходами.  Согласно современным представлениям об уровне жизни людей доходы определяются не только для разных категорий населения, но и для домашних хозяйств, представляющих все население.

Значительную роль в социальной политике нашего государства играет эффективный механизм формирования доходов населения. Основным его содержанием становится создание благоприятных условий, которые позволят экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Влияние на величину доходов происходит посредством договорных отношений между работниками и работодателями, системы налогообложения, создания необходимых условий для роста зарплаты и иных элементов.  Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе 2014 г. по сравнению с январем 2013 г. увеличились на 9,2%.

Большое значение играет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов населения: в сложившихся условиях при уменьшении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усилить социальную поддержку населения. Вместе с тем, с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в Республике Беларусь. В государстве увеличение зарплат и пенсий на сегодняшний момент становится одной из первостепенных задач. Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. В настоящее время акцент в их работе должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. В последнее десятилетие правительство обеспечивало рост доходов граждан и сдерживало рост безработицы за счет снижения конкурентоспособности промышленности. Последствия экономического кризиса проявились в стране еще далеко не в полной мере. Но на данный момент наблюдаются достаточно четко выраженные тенденции.

  1. Имеет место сокращение доходов государственного бюджета. Это означает сокращение прямого финансирования, уменьшение прямых возможностей финансирования общественных благ, предоставляемых наемным работникам.
  2. Падает занятость экономически активного населения, т.е. растет безработица (скрытая или официально зарегистрированная).
  3. Наблюдаются проблемы с работой у временных трудовых мигрантов, являющихся гражданами Республики Беларусь. Часть из них не могут найти работу за рубежом и пытаются сделать это на белорусском рынке труда.
  4. Возможна макроэкономическая нестабильность, которая сопровождается значительной девальвацией, инфляцией.
  5. Высока вероятность увеличения тарифов на услуги ЖКХ. Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, страна не отказалась от социальной поддержки своего народа. Таким образом, несмотря на некоторую бессмысленность продолжения функционирования некоторых предприятий, они по-прежнему продолжают работать и работники не увольняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абакумова Ц.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: учебное пособие. Новосибирск: ИГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2006. - 223 с.
  2. Бушуева Л.И. Статистика уровня жизни населения: учебное пособие. 2008.  – 258с.
  3. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. – СПб: Литера Плюс, 2008. – 402с.
  4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – Минск: ИНФРА-М, 2008. –783с.
  5. Игошин Н.В. Экономика: учебное пособие для вузов. – Минск: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 607 с.
  6. Курс экономики: учебник / под ред. В.Л. Райзберга. Минск: ИНФРА-М, 2006.  - 606 с.
  7. Майфин [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа:                http://myfin.by/stati/view/3494-realnye-zarplaty-v-belarusi-sokratilis-na-61-zarplaty- byudzhetnikov--na-101. - Дата доступа: 10.10.2014.

8.  Макроэкономика. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 312с.

9. Макроэкономика: учебное пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др. – Минск: Новое знание, 2007. – 244 с.

10.Моя зарплата [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: http://mojazarplata.by/main/rabota-i-prava/indeksacija-zarabotno-platy. - Дата доступа: 09.10.2014.

11.Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli statistiki/naselenie/uroven-zhizni-naseleniya.  – Дата доступа: 10.10.2014.

12.Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. №53-3.

13. Острапанов Р..Д. Основные показатели уровня жизни населения // ЭКО. –2012. –№7. – 54 с.

14. Полоник С.С. Основные тенденции, динамика важнейших социальных показателей развития РБ // Человек и труд. –2012. -№6. –с.98.

15. Потапова И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста. Мн.: ООО ”Мисанта“. 2006. – 258 с.

16. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь. Сборник научных трудов. Минск, 2012.  – 71 с.

17. Социальная политика доходов и заработной платы, В.И. Левашов / Минск: 2007. - 363 с.

18. Социальная политика, уровень и качество жизни: учебник / под ред. Б.А. Райзбсрга. – 2008. – 451 с.

19. Статистический ежегодник Республики Беларусь – Минск, 2014. – 534 с.

20. Тихонов А.О. Уровень жизни в Республики Беларусь: критический анализ // Белорусская думка:–2012. – №8. – 83 с.

21. Экономика [Электронный ресурс] - 2014. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/7792. - Дата доступа: 18.10.2014.

22. Экономическая теория: учебное пособие И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьёв и др. / под ред. И.В. Новиковой.  Минск: БГЭУ, 2008. – 543 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики