Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ организации доходов населения как источник инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики страны.
Задачами работы является:
– изучение теоретических основ организации доходов населения как источника инвестиций в человеческий капитал;
– анализ формирования и регулирования доходов населения Республики Беларусь;
– рассмотрение и разработка пути совершенствования политики по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение… …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …5
1. Теоретические основы инвестирования доходов населения в человеческий капитал….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ………..8
1.1 Доходы населения как источник инвестиций в человеческий капитал…. …8
1.2 Дифференциация и неравенство доходов населения… …….. ……..............15
2. Анализ и оценка эффективности инвестирования доходов населения в человеческий капитал.. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ......................19
3. Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики…. …….. …….. ............26
Заключение……. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ............33
Список использованных источников….. ……

Файлы: 1 файл

доходы.docx

— 198.02 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка

 

Реальная заработная плата выросла в первом квартале этого года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года  на 4,9 %.  В марте 2014 г.  она увеличилась на 5,5 %, а в сравнении с декабрем прошлого года она уменьшилась на 6,3 %. В тоже время средняя заработная плата работников нашей страны в пересчете по средневзвешенному курсу белорусского рубля в марте 2014 г. достигла 585,5 доллара США (в марте 2013 г. - 543,8 доллара США).

Государство регулирует доходы и заработную плату, перераспределяя их через бюджет с помощью дифференцированного обложения налогами различных групп населения, которые получают доходы и социальные выплаты. Государство, таким образом, создает предпосылки для  пополнения  рабочей силы, содействует снятию  напряженности в обществе.   По свидетельству мирового опыта, уровень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, измеряется с помощью объёма и динамики расходов на социальные нужды за  бюджетный счёт.  Методы, с помощью которых   государство регулирует доходы, и потребления населения отражены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 ─ Основные методы государственного регулирования доходов и потребления населения

Прямые - административные меры

Косвенные – экономические меры

 

  • Трансфертные платежи
  • Социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)
  • Административное регулирование цен
  • Индексация и компенсация доходов
  • Социальные программы

 

  • Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,
  • Налоговые льготы малоимущим
  • Государственный контроль цен
  • Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды
  • Благотворительные фонды

Источник: собственная разработка

Государством устанавливается размер минимальной заработной платы, который ориентирован на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы.  Законодательное установление ─ это один из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.

Другой действенный метод, с помощью которого  регулируются абсолютные  доходы населения  в нашей республике  ─ индексация доходов, связанная с увеличением цен на различные товары и  услуги. Индексация доходов населения является одной из главных форм социальной защиты населения в условиях инфляции. Индексация доходов необходима социально для малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, а также для людей с фиксированной зарплатой.

 Индексация доходов и зарплаты на основе дифференциации считается  экономически целесообразной, когда повышение заработной платы и  других выплат в связи с ростом цен и тарифов невозможно, и в нём нет необходимости, так как повышение предельного уровня доходов  будет ”раскручивать“ инфляционную спираль. Также, частичное увеличение доходов работников осуществимо за счет увеличения их трудового вклада с помощью поощрений, вознаграждений.

Индексации в нашей стране подлежат те доходы,  которые не имеют единовременный характер. К ним относятся  оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей.

 Не  индексируются денежные  доходы людей от собственности, так как они формируются в  условиях свободного образования  цен, и нет необходимости в их защите. Сюда включаются доходы, получаемые от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и иной  деятельности, которая разрешена законом.

Велика роль  системы государства по налогообложению как фактора регулирования зарплаты и других видов трудовых доходов населения. Из этого определяется важность  налоговой политики государства в  воздействии на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и поэтапное осуществление прогрессивного обложения налогами больших доходов. Снижение налогообложения фонда оплаты труда и перенос части налогов на тех, кто получает доходы, может гарантировать новые пополнения бюджета за счет того, когда работодатели не будут выдавать  работникам  большую зарплату, чем указано в ведомостях по зарплате, которые представляются налоговым органам, а также отчисление ее в депозиты, в страховые фонды.

Увеличилась роль  регулирования доходов населения и в первую очередь зарплаты с помощью коллективных договоров. Коллективно-договорное регулирование  развивает и обеспечивает социальное партнерство, повышает гарантии в оплате труда каждого человека в зависимости от уровня его квалификации, а также качества труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников способствует упорядочению соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников. [13, с. 24].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что  в Республике Беларусь главная цель социальной политики ─ это обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения, повышение его  благосостояния. Беларусь, в отличие от других государств, которые встали на путь рыночных отношений, не допустила отрицательных изменений в социальной политике: высокого уровня безработицы, резкого расслоения населения по уровню доходов, снижения доступности услуг здравоохранения и образования и др.

 

 

 

ГЛАВА 3

СИСТЕМА  МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ВЫСОКОГО УРОВНЯ     ИНВЕСТИЦИЙ  В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ  В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Одной из главных задач социальной политики нашей страны является повышение уровня жизни и благосостояния белорусского народа. Основным приоритетом Правительства стало увеличение доходов и стимулирование платежеспособного спроса населения.  Необходимо отметить, что на современном этапе возросло внимание к проблемам уровня жизни народа, эти проблемы анализируются, и показатели уровня жизни отражаются в документах статистики государства. Такой подход свидетельствует, во-первых, о реакции на резкое снижение уровня жизни большей части народа, во-вторых, о преобразованиях в экономике государства.

Проведенные реформы систем управления экономикой в Республики Беларусь  вызвали огромные просчеты и серьезные ошибки, например, в нормировании и оплате труда. На начальной стадии реформ нецелесообразным был выбор методов и способов, направленных на решение экономических проблем.

Два различных подхода наметилось при планировании целей реформы в организации и оплате труда. Один из них заключался в том, что  все вопросы по организации труда и его оплате сконцентрировались в центре.  Другой подход –на уровне предприятия, которые имели право решать все вопросы по организации труда и его оплате. В результате таких подходов исключалось влияние на уровень оплаты рынка труда как основного регулятора, а также не учитывались отраслевые и территориальные интересы работодателей и работников по вопросам справедливой оплаты труда.

При подготовке к переходу на рыночные отношения управленческая элита высказало мнение о том, что нормы как таковые теряют свое предназначение, так как они исполняют в первую очередь функцию регулирования зарплаты. Однако такое мнение не подтверждается опытом стран, которые имеют развитую рыночную экономику. На любом предприятии нельзя спланировать заработную плату, не учитывая нормирование труда, с помощью которого устанавливаются соотношения между объемом затрат труда и размером его оплаты.

Республика Беларусь обеспечивает  высокий уровень занятости и рост доходов населения, подтверждая таким образом, что политика страны является социальной. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. определены цели и задачи социальной политики нашей страны.  Согласно Программе качество жизни населения страны в течение последующего пятилетия приблизится к европейским стандартам. В республике есть для повышения уровня все предпосылки: обновленная экономика; кадры и другие ресурсы; устойчивые традиции и основы активной социальной политики; последовательная дебюрократизация  органов исполнительной власти;  оптимизм  общества и доверие граждан политике, проводимой государством.  Это вселяет надежду на то, что следующий этап станет значимым в построении сильной и процветающей Беларуси.

Государственная политика в области  социально-трудовой сферы заключается в повышении эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1. – Приоритетные направления политики занятости населения Республики Беларусь

Источник: собственная разработка

 

Основными задачами социальной политики определены: увеличение  реального уровня всех видов денежных доходов граждан и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий населения. Политика республики в части доходов на 2011- 2015 годы  будет направлена на:

  • увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
  • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:

  • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установления прямой зависимости увеличения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • увеличение доходов от предпринимательской деятельности.

В пенсионном обеспечении основными целями являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для реализации поставленных целей необходимо:

  • поддержать реальный уровень пенсионных выплат, увязав с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
  • определить минимальные государственные пенсионные гарантии на уровне, который предусматривает снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
  • повысить эффективность государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированных на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
  • содействовать развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлекать к активному участию в них работодателей и работников.

Политика доходов населения в 2011-2015гг. будет проводиться для того, чтобы увеличить реальные денежные доходы как материальную основу повышения уровня жизни населения. Ее реализация будет обеспечена за счет роста реальных денежных доходов населения; устранения необоснованной дифференциации по уровню доходов различных социально-экономических групп населения, в том числе и на региональном уровне; опережающего роста доходов сельского населения; повышения государственных минимальных социальных гарантий; социальной поддержки населения, дальнейшего совершенствования адресной социальной помощи; содействия развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности; сокращения уровня малообеспеченности.

Главной целью политики государства в части оплаты труда является повышение заработной платы ─ основного источника доходов граждан, укрепление стимулирующей роли зарплаты в повышении роста экономики государства и ее конкурентоспособности.

Политика оплаты труда будет базироваться на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав субъектов хозяйствования, в реальном секторе экономики развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы. Основной функцией страны станет обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. В сфере государственного воздействия будет обеспечиваться регулирование соотношений уровня заработной платы по сферам деятельности, специальностям, в межотраслевом и на межрегиональном уровнях.

Приоритетным направлением в организации оплаты труда станет работа по совершенствованию и внедрению научно обоснованных норм и нормативов затрат труда и численности работников в целях увеличения эффективности и конкурентоспособности экономики.

Планируется обеспечение сбалансированного роста  доходов населения и заработной платы на основе роста валового внутреннего продукта, повышения производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. Реальная заработная плата в 2006-2010 годах повысится в 1,6 раза, что составит в долларовом эквиваленте на конец 2010 года не менее пятисот долларов США. По результатам реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы  реальные денежные доходы населения увеличились  в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 %, реальная пенсия по возрасту — на 58 %. В 2011–2015 годах планируется увеличение реальных денежных доходов и реальной средней заработной платы в 1,4 раза [16, с. 28].

Важное направление  стратегии управления рынком труда нашего государства заключается в ее переориентации, которое заключается в изыскании источников  средств  финансирования социальной помощи малообеспеченным. В то время, когда пассивная политика обеспечивает  рост безработицы, активная политика направлена на обеспечение занятости населения, поддержание создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в том количестве, которое является необходимым для снятия опасности деградации населения. При создании программ деятельности, по которым функционируют учреждения рынка труда на национальном, региональном и местном уровнях вовлекаются союзы предпринимателей и профессиональные союзы. Значимо то, что  предприятия на местах всегда с охотой оказывают учреждениям рынка труда нужную квалифицированную помощь, которая заключается в составлении планов по использованию рабочей силы, индивидуальному развитию сотрудников, проведению широкомасштабного переобучения, когда внедряются новые технологии и реорганизуются производства, поддерживает высокий уровень занятости населения. Политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую  проводит практически каждое государство и, как правило, выделяет на нее около 30 - 40% всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда эффективна в плане снижения безработицы и поддержания высокого уровня занятости населения. Активные меры, в отличие от пассивных,  которые заключаются в выдаче пособий по безработице, включают ряд мероприятий:

Информация о работе Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики