Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 21:36, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ организации доходов населения как источник инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики страны.
Задачами работы является:
– изучение теоретических основ организации доходов населения как источника инвестиций в человеческий капитал;
– анализ формирования и регулирования доходов населения Республики Беларусь;
– рассмотрение и разработка пути совершенствования политики по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.
Введение… …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …5
1. Теоретические основы инвестирования доходов населения в человеческий капитал….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ………..8
1.1 Доходы населения как источник инвестиций в человеческий капитал…. …8
1.2 Дифференциация и неравенство доходов населения… …….. ……..............15
2. Анализ и оценка эффективности инвестирования доходов населения в человеческий капитал.. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ......................19
3. Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-экономической политики…. …….. …….. ............26
Заключение……. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. …….. ............33
Список использованных источников….. ……
Источник: собственная разработка
Реальная заработная плата выросла в первом квартале этого года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 4,9 %. В марте 2014 г. она увеличилась на 5,5 %, а в сравнении с декабрем прошлого года она уменьшилась на 6,3 %. В тоже время средняя заработная плата работников нашей страны в пересчете по средневзвешенному курсу белорусского рубля в марте 2014 г. достигла 585,5 доллара США (в марте 2013 г. - 543,8 доллара США).
Государство регулирует доходы и заработную плату, перераспределяя их через бюджет с помощью дифференцированного обложения налогами различных групп населения, которые получают доходы и социальные выплаты. Государство, таким образом, создает предпосылки для пополнения рабочей силы, содействует снятию напряженности в обществе. По свидетельству мирового опыта, уровень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, измеряется с помощью объёма и динамики расходов на социальные нужды за бюджетный счёт. Методы, с помощью которых государство регулирует доходы, и потребления населения отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 ─ Основные методы государственного регулирования доходов и потребления населения
Прямые - административные меры |
Косвенные – экономические меры |
|
|
Источник: собственная разработка
Государством устанавливается размер минимальной заработной платы, который ориентирован на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Законодательное установление ─ это один из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
Другой действенный метод, с помощью которого регулируются абсолютные доходы населения в нашей республике ─ индексация доходов, связанная с увеличением цен на различные товары и услуги. Индексация доходов населения является одной из главных форм социальной защиты населения в условиях инфляции. Индексация доходов необходима социально для малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, а также для людей с фиксированной зарплатой.
Индексация доходов и зарплаты на основе дифференциации считается экономически целесообразной, когда повышение заработной платы и других выплат в связи с ростом цен и тарифов невозможно, и в нём нет необходимости, так как повышение предельного уровня доходов будет ”раскручивать“ инфляционную спираль. Также, частичное увеличение доходов работников осуществимо за счет увеличения их трудового вклада с помощью поощрений, вознаграждений.
Индексации в нашей стране подлежат те доходы, которые не имеют единовременный характер. К ним относятся оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей.
Не индексируются денежные
доходы людей от собственности,
так как они формируются в
условиях свободного
Велика роль системы государства по налогообложению как фактора регулирования зарплаты и других видов трудовых доходов населения. Из этого определяется важность налоговой политики государства в воздействии на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и поэтапное осуществление прогрессивного обложения налогами больших доходов. Снижение налогообложения фонда оплаты труда и перенос части налогов на тех, кто получает доходы, может гарантировать новые пополнения бюджета за счет того, когда работодатели не будут выдавать работникам большую зарплату, чем указано в ведомостях по зарплате, которые представляются налоговым органам, а также отчисление ее в депозиты, в страховые фонды.
Увеличилась роль регулирования доходов населения и в первую очередь зарплаты с помощью коллективных договоров. Коллективно-договорное регулирование развивает и обеспечивает социальное партнерство, повышает гарантии в оплате труда каждого человека в зависимости от уровня его квалификации, а также качества труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников способствует упорядочению соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников. [13, с. 24].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь главная цель социальной политики ─ это обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения, повышение его благосостояния. Беларусь, в отличие от других государств, которые встали на путь рыночных отношений, не допустила отрицательных изменений в социальной политике: высокого уровня безработицы, резкого расслоения населения по уровню доходов, снижения доступности услуг здравоохранения и образования и др.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Одной из главных задач социальной политики нашей страны является повышение уровня жизни и благосостояния белорусского народа. Основным приоритетом Правительства стало увеличение доходов и стимулирование платежеспособного спроса населения. Необходимо отметить, что на современном этапе возросло внимание к проблемам уровня жизни народа, эти проблемы анализируются, и показатели уровня жизни отражаются в документах статистики государства. Такой подход свидетельствует, во-первых, о реакции на резкое снижение уровня жизни большей части народа, во-вторых, о преобразованиях в экономике государства.
Проведенные реформы систем управления экономикой в Республики Беларусь вызвали огромные просчеты и серьезные ошибки, например, в нормировании и оплате труда. На начальной стадии реформ нецелесообразным был выбор методов и способов, направленных на решение экономических проблем.
Два различных подхода наметилось при планировании целей реформы в организации и оплате труда. Один из них заключался в том, что все вопросы по организации труда и его оплате сконцентрировались в центре. Другой подход –на уровне предприятия, которые имели право решать все вопросы по организации труда и его оплате. В результате таких подходов исключалось влияние на уровень оплаты рынка труда как основного регулятора, а также не учитывались отраслевые и территориальные интересы работодателей и работников по вопросам справедливой оплаты труда.
При подготовке к переходу на рыночные отношения управленческая элита высказало мнение о том, что нормы как таковые теряют свое предназначение, так как они исполняют в первую очередь функцию регулирования зарплаты. Однако такое мнение не подтверждается опытом стран, которые имеют развитую рыночную экономику. На любом предприятии нельзя спланировать заработную плату, не учитывая нормирование труда, с помощью которого устанавливаются соотношения между объемом затрат труда и размером его оплаты.
Республика Беларусь обеспечивает высокий уровень занятости и рост доходов населения, подтверждая таким образом, что политика страны является социальной. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. определены цели и задачи социальной политики нашей страны. Согласно Программе качество жизни населения страны в течение последующего пятилетия приблизится к европейским стандартам. В республике есть для повышения уровня все предпосылки: обновленная экономика; кадры и другие ресурсы; устойчивые традиции и основы активной социальной политики; последовательная дебюрократизация органов исполнительной власти; оптимизм общества и доверие граждан политике, проводимой государством. Это вселяет надежду на то, что следующий этап станет значимым в построении сильной и процветающей Беларуси.
Государственная политика в области социально-трудовой сферы заключается в повышении эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Рисунок 3.1. – Приоритетные направления политики занятости населения Республики Беларусь
Источник: собственная разработка
Основными задачами социальной политики определены: увеличение реального уровня всех видов денежных доходов граждан и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий населения. Политика республики в части доходов на 2011- 2015 годы будет направлена на:
Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:
В пенсионном обеспечении основными целями являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для реализации поставленных целей необходимо:
Политика доходов населения в 2011-2015гг. будет проводиться для того, чтобы увеличить реальные денежные доходы как материальную основу повышения уровня жизни населения. Ее реализация будет обеспечена за счет роста реальных денежных доходов населения; устранения необоснованной дифференциации по уровню доходов различных социально-экономических групп населения, в том числе и на региональном уровне; опережающего роста доходов сельского населения; повышения государственных минимальных социальных гарантий; социальной поддержки населения, дальнейшего совершенствования адресной социальной помощи; содействия развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности; сокращения уровня малообеспеченности.
Главной целью политики государства в части оплаты труда является повышение заработной платы ─ основного источника доходов граждан, укрепление стимулирующей роли зарплаты в повышении роста экономики государства и ее конкурентоспособности.
Политика оплаты труда будет базироваться на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав субъектов хозяйствования, в реальном секторе экономики развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы. Основной функцией страны станет обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. В сфере государственного воздействия будет обеспечиваться регулирование соотношений уровня заработной платы по сферам деятельности, специальностям, в межотраслевом и на межрегиональном уровнях.
Приоритетным направлением в организации оплаты труда станет работа по совершенствованию и внедрению научно обоснованных норм и нормативов затрат труда и численности работников в целях увеличения эффективности и конкурентоспособности экономики.
Планируется обеспечение сбалансированного роста доходов населения и заработной платы на основе роста валового внутреннего продукта, повышения производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. Реальная заработная плата в 2006-2010 годах повысится в 1,6 раза, что составит в долларовом эквиваленте на конец 2010 года не менее пятисот долларов США. По результатам реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы реальные денежные доходы населения увеличились в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 %, реальная пенсия по возрасту — на 58 %. В 2011–2015 годах планируется увеличение реальных денежных доходов и реальной средней заработной платы в 1,4 раза [16, с. 28].
Важное направление стратегии управления рынком труда нашего государства заключается в ее переориентации, которое заключается в изыскании источников средств финансирования социальной помощи малообеспеченным. В то время, когда пассивная политика обеспечивает рост безработицы, активная политика направлена на обеспечение занятости населения, поддержание создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в том количестве, которое является необходимым для снятия опасности деградации населения. При создании программ деятельности, по которым функционируют учреждения рынка труда на национальном, региональном и местном уровнях вовлекаются союзы предпринимателей и профессиональные союзы. Значимо то, что предприятия на местах всегда с охотой оказывают учреждениям рынка труда нужную квалифицированную помощь, которая заключается в составлении планов по использованию рабочей силы, индивидуальному развитию сотрудников, проведению широкомасштабного переобучения, когда внедряются новые технологии и реорганизуются производства, поддерживает высокий уровень занятости населения. Политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую проводит практически каждое государство и, как правило, выделяет на нее около 30 - 40% всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда эффективна в плане снижения безработицы и поддержания высокого уровня занятости населения. Активные меры, в отличие от пассивных, которые заключаются в выдаче пособий по безработице, включают ряд мероприятий: