Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:23, реферат
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Инстиут предпринимательской деятельности
Кафедра маркетинга и менеджмента
Реферат
на тему:”Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ”
Выполнил:
Студент группы д.11ММРД
Галуза А.П.
Проверил:
Профессор
Леончикова В.С.
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования
и прогнозирования
2.1 Современная система
планирования и
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового
финансово-экономического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Теоретически понятие государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика" в наше время идентичны .
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем , трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные
методы планирования и
3. Отразить сущность
экономической политики
1. Роль государства в переходной экономике
Необходимость
вмешательства государства в экономику
Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.
В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС. Но с другой стороны, она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономике. [2, c. 392]
Государство
в трансформирующейся постсоциалистической
экономике выступает одновременно инициатором и субъектом
экономических реформ: преобразования
отношений собственности, смена методов поддержки малого
бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной
систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью
Государство
влияет на экономику через механизм регулирования
— систему организации
1) цели государственного
регулирования (стратегические
2)методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредит-но-банковские, налоговые, ценовые);
3)формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
4)субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
5)объекты регулирования
(сферы воспроизводства,
С одной стороны,
государство в
С другой
стороны, одной из основных функций государства
в переходной экономике становится целенаправленное
создание правовых, экономических, социальных
и других условий и стимулов для формирования
рыночных отношений. Эта задача является
весьма сложной и решается белорусским
государством впервые. В странах с развитой
рыночной экономикой реализация данной
цели происходила путем
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На первоначальном этапе преобладают первые, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще в полной мере не создана. В-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только прямым воздействием государства.
Государственный
сектор в переходной экономике претерпевает
коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые
задания, заменяясь государственными
заказами. Отсутствует централизованное
прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов
и комплектующих, как и гарантированный сбыт
продукции. Поэтому предприятия
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
Во-первых,
это создание правовых и организационных институтов,
необходимых для
Во-вторых,
переориентация самой государственной
В-третьих,
переход к новым формам регулирования,
реализации социальной и экономической политики,
призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи:
обеспечение структурной
Еще одним важнейшим
направлением деятельности государства
является выбор приоритетов развития. От
его правильности зависят как социально-экономическое
К национальным интересам следует отнести, прежде всего, задачи, решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охрана окружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровня жизни, сохранение численности и здоровья населения, интеллектуального потенциала и трудовых навыков народа. Это широкий круг проблем — от умножения интеллектуального потенциала страны до сбережения собственных природных ресурсов для будущих поколений граждан. В зависимости от периода развития такие задачи конкретизируются в определенные цели экономической политики. Последние должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для них ресурсами, а также выбором форм и методов использования этих ресурсов для получения максимального эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание
в переходный период государство должно
уделить выработке
Основные положения
действующей политики государства по выработке стратегии и тактики
реформирования отражены в важнейших государственных социально-
Длительный период, необходимый для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.
Первый этап
(2001—2005 гг.) — создание макроэкономических
условий для стабильного
Второй этап
(2006—2015 гг.) — этап активной структурной
перестройки и модернизации экономики
с формированием основных блоков социально ориентированной