Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Реф. нац. эк..docx

— 67.95 Кб (Скачать файл)

Экономическое прогнозирование  представляет собой систему научных  исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в  будущем. Научное прогнозирование  выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических  программ и планов. 

В зависимости от сферы применения прогнозирование  бывает социально-экономическое и  научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития. 

В зависимости от уровня управления прогнозирование  подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и  прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование  учитывает возможность оптимальной  реализации цели производства, осуществления  задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется в  зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспективных  планов макроэкономического планирования. Прогнозирование развития фирм, корпораций определяется с учетом передовых  тенденций в экономическом и  социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства. [15, c. 133] 

По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования. Нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей. 

Экономический прогноз  должен дать объективное, достоверное  представление о том, что будет  при тех или иных условиях. Экономический  прогноз может стать надежной основой для принятия государственных  решений или посылкой для включения  прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный  характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах. 

К числу методологических принципов прогнозирования следует  отнести прежде всего принцип зтапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков, — лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов. 

Важными методологическими  принципами прогнозирования являются: 

- принцип вариативности  прогнозов. Мера и характер  воздействия государства на экономику—  не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число. 

-  принцип социальной  направленности и приоритетов  общественных потребностей. Данный  принцип означает, что планы развития  экономики должны быть направлены  на удовлетворение конечных потребностей  субъекта. В приоритетном порядке  должны развиваться отрасли экономики,  направленные на человека. 

-  принцип повышения  эффективности общественного производства  или принцип оптимальности. Это  означает, что в прогнозах должны  отражаться достижения науки  и техники. Они должны ориентировать  хозяйствующих субъектов на совершенствование  структуры производства, повышение  объема выпускаемой продукции,  более эффективное использование  имеющихся ресурсов. 

-  принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике. 

-  принцип сочетания  отраслевого и регионального  аспекта прогнозирования. Это  значит, что в прогнозах должны  быть отражены основные направления  развития отраслей экономики  и в то же время должен  использоваться территориальный  подход к прогнозированию с  тем, чтобы обеспечить комплексное  использование ресурсов, которыми  располагает данный регион. 

-  принцип приоритетов.  Он означает, что из всего многообразия  отраслей, производств необходимо  выделить главные и направить  на их развитие ресурсы, увязать  цели развития экономики с  ресурсами. 

-  принцип непрерывности.  Он предполагает непрерывность  процесса прогнозирования, взаимную  увязку долгосрочных, среднесрочных  и краткосрочных прогнозов. 

-  принцип комплексности  или системности. Он предполагает  рассмотрение экономики как системы  и в свете системного подхода  выявить системные свойства объекта,  обеспечить комплексность решения  социально-экономических, организационных,  научно-технических и др. проблем,  оптимизировать структуру и характер  развития системы. 

- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые  цифры должны отражать объективное  состояние экономики, применяемые  модели прогнозирования должны  соответствовать процессам и  тенденциям развития реальной  экономики. 

К числу методологических принципов прогнозирования следует  отнести формирование комплекса, системы  прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать  только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и  составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность  в состоянии обеспечить большую  надежность выполнения прогнозов. Для  методологии современного прогнозирования характерным является то, что она должна быть тщательно адаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам. 

2.2 Основные положения  экономической политики РБ в  переходный период 

Основные направления, цели и задачи экономической политики государства представлены в системе  государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы. 

Опыт, накопленный  Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно  выделить три стратегические линии  поведения государства

Первая стратегическая линия определяется тем, что государство  уходит из тех сфер социально-экономической  жизни, где доказаны неэффективность  и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.  
 
 

Благодаря таким  изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более "дешевым". Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса. 

Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство  остается в эпицентре экономической  жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений. 

Например, выделим: 

а) проведение белорусским  государством с середины 90-х гг. аукционов  и тендеров; 

б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок; 

в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные  закупки) и предложение (использование  товарных резервов, регулирование импорта). 

Передача функций  управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий  отражают такого же рода существенные изменения. 

Третья стратегическая линия государства состоит в  том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика  экономической жизни страны. По тем  направлениям, где: 

а)       рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают  проблемы с обеспечением должной  экономической ответственности  хозяйствующих субъектов и т. п.; 

б)       часть рыночных отношений, утратив  внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической  и социальной эффективности. 

Примечание. Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные  пределы, которые существуют для  государственного вмешательства в  экономическую жизнь страны. 

Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает  и проводит сбалансированную экономическую  политику. 

Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов  в национальной экономике и предусматривающих  достижение поставленных целей. 

Государственная экономическая  политика выступает как генеральная  линия действий, проводимых правительством в .области, национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи.[8, c. 641] 

В переходный период основными объектами экономической  политики государства непосредственно  выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, —  стабилизация, либерализация и экономический  рост. 

Проведение государством экономической политики находит  свое отражение в разработке соответствующих  документов (концепции, прогнозы, программы  и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная  и долгосрочная перспективы государственной  экономической политики. Особо следует  выделить те документы, которые после  прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают  силу закона. В первую очередь это  касается бюджета страны и налоговой  политики. 

Примечание. Концепция  социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего  этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие  проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической  политики государства. 

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного  потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических  факторов. 

Программа (основные направления) социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное  значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции  и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому  такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и  качественные показатели дальнейшего  социально-экономического развития, а  также задания для соответствующих  органов государственного управления. 

В отраслевом аспекте  в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа "Здоровье нации", региональные программы  развития и т.д. 

При реализации своих  планов государство опирается на экономический и производственный потенциал, находящийся в его  собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь — возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность. 

Законотворчество. Нарождающаяся  национальная экономическая система  должна иметь свою "экономическую  конституцию". Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен  на: 

а)       защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы; 

б)       обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров  и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания; 

в)       сохранение единства внутреннего национального  рынка, сдерживание тенденций "теневой  экономики"; 

г) развитие свободной  конкуренции и недопущение проявлений монополизма. 

Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение  произвола чиновников, ликвидацию криминала  в экономических отношениях. Принимаемые  законодательные акты должны проходить  тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми. 

Следует специально подчеркнуть важность выработки  в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые "правила игры" и  обеспечивая их соблюдение всеми  субъектами хозяйствования, государство  контролирует наличие равных условий  для конкуренции, не допускает появления  на рынке монополистических тенденций. 

Сильную антимонопольную  нагрузку должны нести программы  разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации  национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры. 

Информация о работе Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ