Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:23, реферат
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Экономическое
прогнозирование представляет собой систему научных
исследований о возможных направлениях
будущего развития экономики и ее отдельных сфер.
В макроэкономическом планировании оно играет
особую роль, ибо дает возможность вероятностного
видения исследуемого объекта в будущем.
Научное прогнозирование выступает формой
научного предвидения. Оно, как правило,
предшествует разработке социально-экономических и
В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития.
В зависимости от
уровня управления прогнозирование подразделяется
на народнохозяйственное, отраслевое
(или региональное) и прогнозирование развития
предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование
учитывает возможность
По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования. Нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.
Экономический
прогноз должен дать объективное, достоверное
представление о том, что будет при тех или иных
условиях. Экономический прогноз может стать надежной
основой для принятия государственных
решений или посылкой для включения прогноза
в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный
характер. Процесс составления
К числу методологических
принципов прогнозирования
Важными методологическими принципами прогнозирования являются:
- принцип вариативности
прогнозов. Мера и характер воздействия государства на
- принцип социальной
направленности и приоритетов общественных потребностей.
Данный принцип означает, что планы развития
экономики должны быть
- принцип повышения
эффективности общественного
- принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.
- принцип сочетания
отраслевого и регионального аспекта прогнозирования. Это
значит, что в прогнозах должны быть отражены основные
- принцип приоритетов.
Он означает, что из всего многообразия отраслей,
производств необходимо выделить главные и направить
на их развитие ресурсы,
- принцип непрерывности.
Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования,
- принцип комплексности
или системности. Он
- принцип адекватности.
Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать
К числу методологических
принципов прогнозирования
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
Основные направления,
цели и задачи экономической политики государства представлены
в системе государственных прогнозов
Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства
Первая стратегическая
линия определяется тем, что государство
уходит из тех сфер социально-экономической
жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность
его присутствия (деэтатизация). Место
государства на данном направлении занимают
рыночное саморегулирование и экономическое
самоуправление институтов гражданского
общества.
Благодаря таким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более "дешевым". Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.
Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.
Например, выделим:
а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;
б) последовательное
использование при подготовке важных решений экономической
в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта).
Передача функций
управления государственным предприятием
директорскому корпусу, увязывание оплаты
труда с конечным финансовым результатом,
коммерциализация значительной части государственных
Третья стратегическая линия государства состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где:
а) рыночные
сигналы проявляются
б) часть рыночных
отношений, утратив внутренние импульсы
развития, не обеспечивает необходимый уровень
Примечание. Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает и проводит сбалансированную экономическую политику.
Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.
Государственная экономическая политика выступает как генеральная линия действий, проводимых правительством в .области, национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи.[8, c. 641]
В переходный
период основными объектами
Проведение государством
экономической политики находит свое отражение в разработке
соответствующих документов (концепции,
прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются
среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной
экономической политики. Особо следует
выделить те документы, которые после прохождения соответствующих
Примечание. Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов.
Программа
(основные направления) социально-экономического
развития, как правило, имеет общегосударственное
значение. К ее разработке приступают на
основе ранее одобренной концепции и имеющихся прогнозов развития
по основным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма
детализированную внутреннюю структуру.
Здесь содержатся количественные и качественные
показатели дальнейшего социально-экономического
развития, а также задания для
В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа "Здоровье нации", региональные программы развития и т.д.
При реализации
своих планов государство опирается на
экономический и
Законотворчество. Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою "экономическую конституцию". Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на:
а) защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы;
б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания;
в) сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций "теневой экономики";
г) развитие
свободной конкуренции и недопущение
Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.
Следует
специально подчеркнуть важность выработки
в таких условиях антимонопольного законодательства.
Создавая в переходный период новые "правила игры"
и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами
хозяйствования, государство контролирует
наличие равных условий для конкуренции,
не допускает появления на рынке монополистических
Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры.