Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:23, реферат
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Тем не менее,
высокая ставка рефинансирования Национального
банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать
инфляционные тенденции.(рис. 2.15)
Проблемы, описанные выше являются выражением того, как мировой финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройке экономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала и т.д.
Экономическая
политика сегодня нацелена на минимизацию
последствий воздействия
Правительством и
Национальным банком выработан и реализуется антикризисный
Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.
В области бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:
· достижению сбалансированного бюджета;
· обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном
· секторе и на государственных предприятиях;
· ограничению государственных инвестиций;
· повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
· развитию системы адресной социальной поддержки населения.
Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которые потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.
Пересматривается
порядок разработки программ и усиливается
ответственность
Министерством финансов подготовлен проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматривается ряд вариантов развития экономики.
Несмотря на
сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться
реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый
качественный уровень социальных услуг,
обеспечить социальную направленность
бюджета и поддержку
Для смягчения негативных
последствий кризиса
В 2008 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.
Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций . Это , главным образом , небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой , которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.
Тем не менее,
несмотря на то, что в стране работает комплексная
система противодействия
В 2008 г. году
между правительствами наших стран достигнута
договоренность о взаимопонимании по вопросам
координации мер по повышению конкурентоспособности
Более активно следует создавать стимулы для:
· взаимной поддержки наших традиционных рынков;
· развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;
· упрощения допуска
товаров на внутренние рынки наших стран,
включая участие в
Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран. Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков. [16]
В последнее время
много говорят о роли международных организаций,
главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного
банка. Наша позиция в данном вопросе проста
– МВФ должен существенно усилить свою
роль по предупреждению кризисных явлений.
Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние
5 лет устойчивые экономический рост и находясь
на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу
спада и рецессии. Причины различны, но,
как и остальные экспортоориентированные
страны, Беларусь пострадала от кризиса
от сворачивания основных рынков сбыта.
При этом на фоне мировых экономических
проблем Беларусь уже столкнулась со структурным
кризисом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Т.о., переход
национальной экономики к рынку
невозможен без структурной перестройки
страны. Структурные изменения
Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность ( несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней ). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.
Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.
Касаемо экономической политики Республики Беларусь, следует отметить следующее. РБ, начиная с 1991 г., когда были нарушены все экономические связи, началась перестройка экономики. Экономическая политика нашего государства не существовало, и главной задачей было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идти Республике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего, в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятия носят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют на экономику страны в целом и на отдельных субъектов хозяйствования в частности. При активизации описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменение всех экономических процессов.
Особое место занимает
сегодня мировой финансово-экономический
кризис. Экономическая политика РБ в данном
аспекте выглядит несколько противоречивой.
Основная проблема сегодня – структурный
кризис в стране. Именно это и объясняет
некоторые особенные черты мирового кризиса
в РБ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
2. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.
3. Головачев А.С. Макроэкономика. Курс лекций. – Мн.: АУП, 2002. – 253 с.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ "Литература плюс" 1994г. – 412с.
5. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.
6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
7. Ковалев, Александр Васильевич Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 1996. - 119 с.
8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. – 974с.
10. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с
11. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. – М.: МЭСИ, 2003. – 267 с.
12. Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005
13. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М., 1997. – 664 с.
14. Тарасевич Л.С.Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
15. Черныш Л.В.Экономическая политика государства: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Черныш Л.В.. - М.: Юрайт-издат, 2006. - 652 с.
16. Экономические
последствия кризиса в РБ [Электронный ресурс]
– 2009. – Режим доступа:www.minfin.
17. Экономические
последствия кризиса в РБ [Электронный ресурс]
– 2009. – Режим доступа:journal.vlsu.