Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Реф. нац. эк..docx

— 67.95 Кб (Скачать файл)

Рыночная инфраструктура. Анализ показывает, что в современных  условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется  именно в сфере обращения. Это  придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8, c. 643] 

Не секрет, что  в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать  заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений. 

Не секрет и то, что установление пределов для административного  вмешательства вызывает порой болезненную  реакцию у государственных чиновников. 

На первом этапе  развития рыночных отношений между  поставщиком и покупателем могут  появиться лишние посредники, что  тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной  стоимости далеко не в пользу реального  сектора экономики. 

Надо признать, что  в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг  сомнительного качества. 

По этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную  поддержку со стороны государства. Опыт переходного периода показывает, что государство располагает  особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру. 

Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в  развитии инфраструктуры малого бизнеса. 

Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских  гильдий не нуждается в специальной  государственной опеке. Но государство  создает фонды поддержки мелкого  бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора. 

Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы. 

Технопарки, кроме  специальных услуг, предоставляют  в аренду оборудование и производственные площади. 

В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п. 

Конкретные примеры  такого рода, отражающие состояние  дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах "Национальной экономической  газеты", "Белорусского рынка" и других изданий. 

Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских  производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал  государства. 

Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние  условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень  открытости внутреннего рынка. 

В идеале рынок свободной  конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые  выгоднее или импортировать, или  экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя  по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство  стремится разработать и осуществить  оптимальную стратегию внешней  экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование  обменного курса, программа импортозамещения и т. д.). 

Существенные коррективы в данную работу требуется вносить  с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО. 

Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским  производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко  снижает конкурентную способность  национального экспорта по ценовому фактору. 

При этом в ход  идут и прямые квоты, которые резко  ограничивают поступление иностранной  валюты и загрузку соответствующих  белорусских предприятий. 

Согласование таких  позиций на международной арене  предполагает активное участие белорусского государства в отстаивании интересов  отечественного производителя. 

Таким образом, экономическая  политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии.    

 

2.3 Влияние мирового  финансово-экономического кризиса  на экономику Республики Беларусь  и особенности экономической  политики 

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку  кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и  реального секторов экономики. 

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года. 

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики. 

И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный  период рост ВВП составил 10,3 процента. 

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим  основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте  республики традиционно приходится более 45 процентов. 

Эти экономические  процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16] 

Работа по противодействию  влиянию негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Беларусь носит комплексный  характер и охватывает все сферы  экономики страны. 

Для того, чтобы понять, каким образом следует проводит макроэкономическую политику, следует проанализировать динамику основных макроэкономических показателей до кризиса и во время. 

На протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.3). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой темп реального  прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно  выше среднемировых , а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4%. 

Необходимо отметить, что в четвертом квартале 2008 наблюдалось  существенное замедление роста основных компонентов ВВП Республики Беларусь. Это связано, в первую очередь, с  ситуацией в мировой экономике.  
  
 
 

В общем и целом, в условиях постоянно растущего  внутреннего и внешнего спроса, а  также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также росло. Однако, здесь следует подчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно. 

Если смотреть структуру  ВВП, то наиболее важная его часть  в РБ - объем промышленного. В 2008 году общий объем промышленного выпуска  в Беларуси составил 59.3 млрд.$, что  на 10.8% в физическом выражении больше, чем годом ранее.(рис. 2.3) Наиболее высокие темпы прироста производства были отмечены в топливной промышленности (+11.1%); черной металлургии (+9.7%); в машиностроении и металлообработке (+10.2%), а также в отрасли строительных материалов (+10.2%). Необходимо отметить, что в 4-м квартале 2008 года наблюдалось существенное замедление темпов прироста промышленного производства. А в таких отраслях как машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность стройматериалов, легкая промышленность и целлюлозно-бумажная наблюдалось сокращение производства по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.  
 
 

Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2008 году совокупный объем инвестиций в основной капитал и строительство в Беларуси составил 16.7 млрд.$.(рис. 2.4) В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2007 годом на 23.1%. По итогам 2008 года, показатель отношения объема инвестиций к номинальному ВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году. 

В 2008 году размер среднегодового номинального объема доходов на населения  в Беларуси составил 3582 $. В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) прирост доходов составил 12%.(рис. 2.6) 

Основными источниками  формирования денежных доходов населения  в 2008 году стали оплата труда и  социальные трансферты, которые в  январе 2008 года составили 77,3% от общей  суммы денежных доходов. (оплата труда работников - 57,1% ;трансферты населению (пенсии пособия, стипендии). - 20,2%). 

Необходимо отметить, что по требованиям МФВ, в связи  с выделением кредита, в Беларуси введен мораторий на повышение зарплат  и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенно  снизится, а с учетом девальвации  в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте упали.  
  
  
   

 

Высокая динамика роста  доходов населения оказывала  непосредственное влияние на объем  розничного товарооборота в Республике в 2001-2008 гг. Так, по итогам 2008 года объем  розничного товарооборота через  все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился в реальном выражении  на 20.5% по сравнению 2007 годом(рис 2.8). В 2001-2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55 раза. 

Тем не менее, в связи  с замедлением роста доходов  населения и объемов потребительского кредитования, уже в 4-м квартале 2008 года наблюдалось падение спроса, следовательно, замедление роста товарооборота.  
  
  

 

И наконец, ИПЦ находится  также в связи с инфляцией. По сути, для борьбы с инфляцией  достаточно производить много качественных, конкурентоспособных отечественных  товаров. В условиях нулевой безработицы  только так возможно снизить инфляцию. В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года (рис. 2.9). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд. 

Это связано со следующими факто рами: 

1.  Рост цен  на поставляемые энергоносители; 

2.  Рост цен  импорта; 

3.  Высокий темп  роста доходов населении, опережающий рост производительности труда; 

4.  Государственное  регулирование цен.  
  
 

Таким образом, на протяжении 8 лет до 2009 экономика страны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстро развиваться. Об этом свидетельствуют  вышеописанные показатели. Следует  отметить, что данный рост был обеспечен  не только повышением эффективности  производства, улучшением качества макроэкономической политики, но и общим глобальным ростом мировой экономики, а также  высоким ростом таких стран, как  Россия, которая является главным  торговым партнером. 

Если 2001-2008 гг. РБ показывала высокие темпы роста и улучшения  качества жизни граждан, то 2009 г. внес свои коррективы. Кризисные явления  начали проявляться еще в конце 2008 г., когда начали возникать проблемы со сбытом продукции за рубеж. Соответственно, возник дисбаланс по счету текущих  операций и нарушился платежный  баланс. Все это привело к девальвации  в январе 2009. Но с учетом высокого импортного промежуточного потребления  товары за границей не стали дешевле  на размер девальвации, что было негативным моментом для экспортоориентированных производителей. 

Для анализа влияния  кризиса на экономику РБ достаточно проанализировать следующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдо сведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекс потребительских цен. 

Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель был  пересмотрен сначала до +3,6%, а  затем до +2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в  последующие месяцы. (рис 2.12) 

Вместе с тем, за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасов  готовой продукции промышленности. Фактически промышленность вместо адекватного  снижения объемов производства вслед  за сокращением внутреннего и  внешнего спроса продолжала производить  и накапливать продукцию. 

Наиболее пострадавшими  отраслями стали предприятия  легкой промышленности (снижение с 10,1% в 1 кв. 2008 г. до 6,9% в 1 кв. 2009 г.), Минсельхозпрода (с 7,1% до 2,2%), Беллесбумпрома (с 12,9% до 2,4%) и Белнефтехима (с 31,7% до 13,4%).  
  
  
   

 

Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем с привлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капитал превышает 15% в начале 2009 г.(рис 2.13) 

Это дает основания  ожидать от экономики Беларуси более  оптимистичной динамики в 2009 г., чем  от других стран СНГ.  
  
   

 

С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста  денежных доходов населения более  чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ. 

Темп потребительской  инфляции достиг 4-летнего максимума  в середине 2008 г. 

Информация о работе Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ