Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:23, реферат
Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рыночная инфраструктура. Анализ показывает, что в современных условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в сфере обращения. Это придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8, c. 643]
Не секрет, что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений.
Не секрет
и то, что установление пределов для административного
вмешательства вызывает порой болезненную
реакцию у государственных
На первом
этапе развития рыночных отношений между
поставщиком и покупателем
Надо признать,
что в период становления внутренний рынок оказывается слабо
По этим
и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры
целесообразно находить своевременную
поддержку со стороны государства. Опыт
переходного периода
Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в развитии инфраструктуры малого бизнеса.
Безусловно,
создание ассоциаций и предпринимательских
гильдий не нуждается в специальной государственной опеке.
Но государство создает фонды поддержки
Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы.
Технопарки, кроме специальных услуг, предоставляют в аренду оборудование и производственные площади.
В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п.
Конкретные примеры такого рода, отражающие состояние дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах "Национальной экономической газеты", "Белорусского рынка" и других изданий.
Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства.
Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень открытости внутреннего рынка.
В идеале
рынок свободной конкуренции в состоянии
Существенные коррективы в данную работу требуется вносить с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО.
Накопленный
опыт показывает, что на внешних рынках
белорусским производителям зачастую
приходится сталкиваться, например, с так называемыми
При этом в ход идут и прямые квоты, которые резко ограничивают поступление иностранной валюты и загрузку соответствующих белорусских предприятий.
Согласование таких
позиций на международной арене предполагает
активное участие белорусского государства в отстаивании
Таким образом,
экономическая политика Республики Беларусь
по-прежнему направлена на стабилизацию
экономики. О том, что экономика
2.3 Влияние мирового
финансово-экономического
Большинство
государств, оказавшиеся втянутыми в
Кризис сказался
и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его
Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.
И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшились условия торговли и с нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.
Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16]
Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны.
Для того, чтобы понять, каким образом следует проводит макроэкономическую политику, следует проанализировать динамику основных макроэкономических показателей до кризиса и во время.
На протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.3). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно выше среднемировых , а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4%.
Необходимо отметить,
что в четвертом квартале 2008 наблюдалось
существенное замедление роста основных
компонентов ВВП Республики Беларусь. Это связано,
в первую очередь, с ситуацией в мировой экономике.
В общем и целом, в условиях постоянно растущего внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также росло. Однако, здесь следует подчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно.
Если смотреть
структуру ВВП, то наиболее важная его часть
в РБ - объем промышленного. В 2008 году общий объем промышленного
Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2008 году совокупный объем инвестиций в основной капитал и строительство в Беларуси составил 16.7 млрд.$.(рис. 2.4) В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2007 годом на 23.1%. По итогам 2008 года, показатель отношения объема инвестиций к номинальному ВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году.
В 2008 году размер среднегодового номинального объема доходов на населения в Беларуси составил 3582 $. В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) прирост доходов составил 12%.(рис. 2.6)
Основными источниками формирования денежных доходов населения в 2008 году стали оплата труда и социальные трансферты, которые в январе 2008 года составили 77,3% от общей суммы денежных доходов. (оплата труда работников - 57,1% ;трансферты населению (пенсии пособия, стипендии). - 20,2%).
Необходимо отметить,
что по требованиям МФВ, в связи с выделением
кредита, в Беларуси введен мораторий на
повышение зарплат и пенсий. Таким образом,
в 2009 году рост реальных доходов существенно
снизится, а с учетом девальвации в начале
2009 г. доходы в долларовом эквиваленте
упали.
Высокая динамика роста доходов населения оказывала непосредственное влияние на объем розничного товарооборота в Республике в 2001-2008 гг. Так, по итогам 2008 года объем розничного товарооборота через все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился в реальном выражении на 20.5% по сравнению 2007 годом(рис 2.8). В 2001-2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55 раза.
Тем не менее,
в связи с замедлением роста доходов населения и объемов
И наконец,
ИПЦ находится также в связи с инфляцией.
По сути, для борьбы с инфляцией достаточно
производить много
Это связано со следующими факто рами:
1. Рост цен
на поставляемые
2. Рост цен импорта;
3. Высокий темп роста доходов населении, опережающий рост производительности труда;
4. Государственное
регулирование цен.
Таким образом, на протяжении 8 лет до 2009 экономика страны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстро развиваться. Об этом свидетельствуют вышеописанные показатели. Следует отметить, что данный рост был обеспечен не только повышением эффективности производства, улучшением качества макроэкономической политики, но и общим глобальным ростом мировой экономики, а также высоким ростом таких стран, как Россия, которая является главным торговым партнером.
Если 2001-2008
гг. РБ показывала высокие темпы роста и
Для анализа влияния кризиса на экономику РБ достаточно проанализировать следующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдо сведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекс потребительских цен.
Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель был пересмотрен сначала до +3,6%, а затем до +2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в последующие месяцы. (рис 2.12)
Вместе с тем,
за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасов
готовой продукции
Наиболее пострадавшими
отраслями стали предприятия легкой промышленности
(снижение с 10,1% в 1 кв. 2008 г. до 6,9% в 1 кв.
2009 г.), Минсельхозпрода (с 7,1% до 2,2%), Беллесбумпрома
(с 12,9% до 2,4%) и Белнефтехима (с 31,7% до 13,4%).
Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем с привлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капитал превышает 15% в начале 2009 г.(рис 2.13)
Это дает
основания ожидать от экономики Беларуси
более оптимистичной динамики в 2009 г., чем
от других стран СНГ.
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.
Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.