Системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Предприятия в настоящее время работают в сложных условиях, характеризующихся переплетением экономических, социальных, демографических, экологических, технологических и других факторов. Руководителям разного уровня необходимо уметь анализировать ситуации, выявлять проблемы, ставить задачи по их разрешению, формировать варианты решений, выбирать из них оптимальные и реализовывать их. Это доказывает актуальность данной курсовой работы. Поэтому системный подход и системный анализ являются наиболее надежной и упорядоченной основой для управления и решения сложных задач в экономической жизни предприятий.
Системный подход – одно из направлений методологии познания и социально-хозяйственной практики, в основе которого лежит изучение объектов как систем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА КАК СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. ПОСТРОЕНИЕ «ДЕРЕВА ПРОБЛЕМЫ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
5. ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ КАК ОСНОВА ВНУТРИФИРМЕННЫХ РАСЧЕТОВ . . . . 21
6. БИЗНЕС – ПЛАН УЧАСТКА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТА N . . . . . . . . . . . . 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по СА.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     В последние годы в некоторых корпорациях  существуют два вида цен: оптовые  и внутрифирменные (трансфертные). Оптовые  цены применяют для конечных изделий  корпорации, выпускаемых на рынок в качестве товара.

     Внутрифирменная (трансфертная) цена — это цена, применяемая корпорацией в сделках между ее подразделениями, филиалами или другими подконтрольными корпорации фирмами. Вследствие роста кооперации внутрифирменные (трансфертные) цены получают все более широкое применение в корпоративных объединениях и являются достаточно эффективным способом планирования, контроля и привлечения работников к экономическому управлению.

     Несмотря  на то, что трансфертная цена не является оптовой и выполняет промежуточную  роль, ее применение оказывает большое положительное влияние на повышение эффективности функционирования корпорации. Это объясняется несколькими факторами:

  • по соотношению установленной внутрифирменной (трансфертной) цены и величины затрат на создание промежуточного продукта можно судить о величине «расчетной прибыли», достигнутой подразделением фирмы;
  • введение в область экономических оценок «расчетной прибыли» для каждого из основных подразделений предприятия позволяет не только контролировать затраты, но и стимулировать работников подразделений путем назначения им денежных премий за достижения в работе (в виде определенного процента от расчетной прибыли).

     Следует отметить, что внутрифирменные цены за промежуточную продукцию и  «расчетная прибыль» являются категориями  для оценки экономического функционирования отдельных подразделений, но не в полной мере отражают экономическую эффективность, так как продукция подразделений не поступает на реальный рынок, а вращается внутри предприятия. Это означает, что, несмотря на наличие значительных «расчетных прибылей» в основных подразделениях, общей прибыли в компании может и не быть ввиду осложнений с реализацией конечной продукции.

     Внутрифирменные цены должны утверждаться руководством корпорации, и поэтому ее экономические  службы должны иметь специальные методы для их обоснования и расчета. При этом каждое подразделение должно также быть способным определять цену выпускаемой им промежуточной продукции.

     В работе по определению внутрифирменных  цен следует выделить две основные стадии:

    • стадия определения трансфертной цены для каждого из промежуточных продуктов, выпускаемых отдельным подразделением фирмы;
    • стадия координации трансфертных цен продуктов подразделений, осуществляемая фирмой.

     В практике внутрифирменных расчетов установление трансфертных цен производится либо на основе рыночных цен, либо на основе договорных цен, либо исходя из издержек производства (фактических или нормативных). Методика установления трансфертной цены на основе нормативных издержек заключается в следующем.

     Трансфертная цена промежуточного продукта подразделения-изготовителя определяется на основе применения метода нормирования всех видов расходов (материальных, финансовых, трудовых), которые сопровождают изготовление единицы рассматриваемого продукта. При этом нормативном способе должны определяться средние затраты всех видов ресурсов на единицу промежуточного продукта (или услуги) и объем выпуска продукции.

     К материальным ресурсам относят стоимость  всех видов сырья, материалов, топлива, воды, пара, электроэнергии. Каждая единица комплектующих элементов, сырья, материалов, топлива, различных веществ, поступающих со складов и из других подразделений, имеет свою цену (стоимость).

     Трудовые  затраты (заработная плата, единый социальный налог), величина которых пропорциональна количеству изготовленного в рассматриваемый период промежуточного продукта, определяются как произведение нормы трудовых затрат подразделения на единицу промежуточного продукта на количество изготовленных (или планируемых) единиц продукта. Тогда переменные затраты j-го подразделения Зnj на изготовляемый в нем за рассматриваемый период n-й промежуточный продукт будут определяться формулой (1):

        (1)

    где Смi(1) - стоимость единицы i-гo вида материальных ресурсов;

    q(1)mi - количество единиц i-ro материального ресурса, израсходованного на единицу промежуточного продукта в j-ом подразделении;

    С(1) km - стоимость одного комплектующего m-го вида;

    q(1)km  - количество единиц комплектующих m-го вида расходуется на единицу n-того промежуточного продукта;

    C(1)зп - стоимость переменных трудовых затрат в j-ом подразделении на единицу n-го промежуточного продукта;

    КмКк - число номенклатур материалов и комплектующих соответственно;

    Кnj - число единиц n-го продукта, изготовленного в j-ом подразделении за рассматриваемый период;

    ωпф, ωсс, ωмс - нормы взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

     Остальные затраты j-го подразделения, не вошедшие в переменные затраты 3nj, и относимые на n-й промежуточный продукт, будут являться постоянными затратами Пnj.

     После необходимых расчетов по определению  величин 3nj и Пnj необходимо обоснованно назначить трансфертную внутрифирменную цену на единицу n-й продукции j-го подразделения.

     Выражение в квадратных скобках в формуле (1) является по своей физической сущности переменными затратами на единицу продукции: 

         (2) 

     По  полученным значениям переменных затрат 31nj и постоянных Пnj, относимых на данную продукцию может быть назначена внутрифирменная трансфертная цена единицы продукции, При этом необходимо учитывать изменчивость внешних условий и возможности усложнения ряда производственных факторов. Поэтому нужно иметь определенный запас устойчивости.

     Несмотря  на то, что назначенная внутренняя цена является ориентировкой во взаимных отношениях между подразделениями, будет неправильным как ее существенное занижение, так и существенное завышение. Это дезориентирует персонал управления и работников данного подразделения и других подразделений. Поэтому, по мнению Денисова [9], следует рекомендовать запас в назначаемой цене не более 5% от расчетной себестоимости. Тогда диапазон внутрифирменной цены Цвф будет находиться в следующих пределах:

     ,      (3)

    где Цвф — трансфертная (внутрифирменная) цена на промежуточную продукцию j-го подразделения.

     Таким образом, принципом расчета трансфертных цен является состояние, близкое  к нулевой прибыли. Такой подход считается правильным, так как  корпорация не предоставила подразделениям права самостоятельных действий на внешнем рынке. Подразделения фирмы должны продавать свою продукцию другим подразделением по ценам, равным их затратам. Следовательно, основным принципом назначения внутрифирменных цен является обеспечение такого их уровня, при котором плановый доход подразделения от выпуска планируемого объема промежуточного продукта покрывает все плановые затраты по производству этой продукции.

     Утвержденные  корпорацией внутренние цены — это одновременно и требования к затратам на единицу продукции. Поэтому, если подразделения добиваются снижения затрат, то разница между ценой и затратами уже приобретает форму расчетной прибыли. Появляется основание для принятия решений о стимулировании подразделений, добившихся этого, так как эти подразделения хорошо выполняют свою работу. Контроль со стороны корпорации за уровнем трансфертных цен на промежуточную продукцию подразделений является важным элементом ее экономической политики, позволяет добиться улучшения результатов экономической деятельности корпорации.

     По  поводу трансфертных цен, основанных на рыночных ценах, высказываются противоположные мнения. Одни авторы считают, что такая трансфертная цена положительно влияет на производительность труда и конкурентоспособность внутрифирменной продукции. Другие считают, что эти цены осложняют внутрифирменные отношения, так как подвержены рыночной стихии.

     Выводы  по этому вопросу можно сделать  только на основании сравнительных  расчетов, поэтому на данном этапе  работы для составления бизнес –  плана участка продукта N примем в качестве трансфертной цены оптовую цену, по которой «XXX» приобретала сырье   до начала собственного производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БИЗНЕС  -  ПЛАН  УЧАСТКА  ПО ПРОДУКТУ N
 

     Участок по производству продукта N должен обеспечивать на первых порах только нужды собственного производства. Поэтому достаточно разработать электронный вариант модели, имитирующей только финансовый раздел бизнес – плана [18]. При создании модели использованы средства офисной автоматизации общего назначения и, прежде всего, электронные таблицы. Модель составлена из отдельных блоков (листов), позволяющих по исходным данным рассчитывать

  • себестоимость одной тонны продукта;
  • себестоимость всей производимой за расчетный период продукции;
  • прибыль подразделения по выручке, определенной по трансфертной цене;
  • производственную мощность участка;
  • потребность в денежных средствах для осуществления непрерывного производства.

     Особенности формирования и отнесения на себестоимость  товарной продукции текущих и  единовременных (капитальных) затрат представлены на рисунке 6.

     Все затраты, связанные с производством  продукта N, по методу расчета на одну тонну можно разделить на три группы:

  • прямые переменные затраты, расчет которых выполняется прямым счетом, умножением нормы расхода на цену;
  • косвенные постоянные расходы, которые определяются сначала на период времени (месяц), а затем делятся на объем выпуска продукции за этот период (амортизация оборудования, затраты на освещение, отопление производственного помещения и др.);
  • косвенные постоянные, которые относятся к определенному объему продукции; для расчета затрат на одну тонну надо их величину разделить на соответствующий объем.

     Расчеты выполнены по исходным данным, которые  носят условный характер и представлены в табл. 1. Результаты расчетов представлены в таблицах 2 – 5. Расчеты показывают, что реализация проекта позволит полностью обеспечить потребности производства в продукте N. Первый год реализации проекта потребует дополнительных денежных средств для обеспечения производственной деятельности в сравнении с затратами на покупку сырья Во второй год объем производства превысит объем безубыточности, и текущие затраты будут меньше суммы средств, которая потребовалась бы для покупки сырья. Инвестиции в основные средства окупятся за счет экономии (на затратах на производство в сравнении с ценой колодок) и амортизационными отчислениями за 3,5 года.  
 
 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 

     Применение  системного подхода и системного анализа позволило выявить наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается конкретное предприятие – ОАО «ХХХ». Применение различных методик и методов системного анализа (написание сценария, построение дерева проблемы, построение различных моделей) позволило разработать такой инструмент внутрипроизводственного управления как бизнес – план участка продукта N. Его преимущество состоит в том, что пользователь, применяя привычную офисную технику, может:

  • изменять исходные условия реализации проекта,
  • использовать модель бизнес – плана для обоснования потребности в денежных средствах для текущей деятельности,
  • использовать модель для обоснования плановых заданий и потребности в инвестициях на других участках и пр.

     Принцип изоморфизма (подобия) позволяет применить  разработанную модель бизнес – плана  для выполнения плановых расчетов, в процессе бюджетирования для других подразделений цеха и цеха в целом. Принципы, использованные при разработке данного бизнес – плана, могут быть перенесены на другие подразделения ОАО «ХХХ», так как в работе доказано, что данный объект является системой. 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Валуев  С. А., Волкова В. Н., Градов А. П. и др. Системный анализ в экономике  и организации производства. –  Л.: Политехника, 1991. – 398 с.
  2. Зыков В. В. Введение в системный анализ: моделирование, управление, информирование 6 Учебное пособие для вузов. – Тюмень: Тюменский университет, 1998. – 244 с.
  3. Волкова В. Н., Чабровский В. А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация: Учебное пособие. – М.: Изд-во ИСЭП РАН, 1995. – 113 с.
  4. Диев В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1998. – 164 с.
  5. Голубков Е. П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 1990. – 189 с.
  6. Голубков Е. П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. – М.: Экономика, 1982. – 160 с.
  7. Жуйкова В. В. Как осуществляется системный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 254 с.
  8. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 332 с.
  9. Денисов И. В. Экономика корпорации и предприятия: Учеб. пособие. – М.: Экономика, 2002. – 312 с.
  10. Никешин С. Н. Внешняя среда экономических систем. – СПб.: Изд-во «Два – Три», 1994. – 100 с.
  11. Рыбаков Л. А. Системный анализ деятельности организации: Методические рекомендации. – Киев: Знание, 1990. – 19 с.
  12. Черняк Ю.Н. Системный анализ в управлении экономикой. – М.: Экономика, 1975. – 191 с.
  13. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 182 с.
  14. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 285 с.
  15. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. Тюмень: ТГУ, 1999, - 132 с.
  16. Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 392 с.
  17. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Системный анализ ДЛЯ СТУД. НТИ МГУДТ. Напр. 521510 «Менеджмент» / Сост. Ф. В. Колосова; НТИ МГУДТ. – Новосибирск, 2001. 15 с.
  18. Финансовый бизнес – план: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с.
  19. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов: М., 1999. – 387 с.
  20. Вержева Н.А. Экономика предприятия: курсовая работа. НТИ МГУДТ.- Новосибирск, 2010. 51с.

Информация о работе Системный анализ