Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности стран с немецкой системой управления земельными ресурсами;
- дать характеристику управления земельными фондом стран с западноевропейской системой управления;
- провести краткий обзор новых тенденций при управлении земельными ресурсами в зарубежных странах;
- изучить структуру управления земельными ресурсами в Китайской Народной Республике;
- определить структуру земельного фонда и особенности ее управления Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

111.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

Введение.

Актуальность  данного исследования заключается  в том, что многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством. Обеспеченность страны земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов мира.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе управления земельными ресурсами.

Объектом исследования являются земельные ресурсы и их нормативно-правовое регулирование в европейских странах и в странах с переходящей к рынку экономикой.

Целью данной курсовой работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.

В связи с  этим необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть особенности стран с немецкой системой управления земельными ресурсами;

- дать характеристику  управления земельными фондом стран с западноевропейской системой управления;

- провести  краткий обзор новых тенденций  при управлении земельными ресурсами  в зарубежных странах;

- изучить структуру управления земельными ресурсами в Китайской Народной Республике;

- определить  структуру земельного фонда и  особенности ее управления Республики  Беларусь;

- проанализировать  положительный опыт зарубежных  стран при управлении земельными  ресурсами применительно к России.

Теоретическую базу исследования составили земельное законодательство зарубежных стран, а также научные работы и материалы зарубежных и российских экономистов, содержащиеся в периодической печати. К ним можно отнести Прохорову Н.А., Рассказова А., Мартынова Н., и др. Информационную базу составили такие периодические издания, как «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», а также учебные пособия Филипповой А.П. «Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем», Лобанова В. В., Кухтин П. В. «Управление земельными ресурсами» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №1. Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах.

    1. Немецкая система управления недвижимостью.

Термин “управление  земельными ресурсами” используется для обозначения процессов учета  и распространения информации о  праве собственности, стоимости  и использовании в отношении  земли и связанных с ней  ресурсов. Такие процессы включают определение имущественных прав и других атрибутов земли, которые  связаны с ее стоимостью и использованием, их съемку и графическое описание, их детальное документирование и  предоставление соответствующей информации для поддержки земельных рынков.[20, с.32].Это понятие тесно связано с землеустройством.

Наше понимание  и определение «землеустройства»  как системы мероприятий по организации  рационального использования и  охраны земли, в большинстве зарубежных стран отсутствует, несмотря на то, что все землеустроительные действия имеют место, называясь по-разному.

В мировой  практике управления земельными ресурсами  вопрос регулирования правоотношении на землю традиционно занимает центральное  место, для полноты анализа необходимо рассмотреть и такой ключевой аспект реализации эффективного управления, как ведение земельного кадастра, что также дает представление  об организации управления землей в  зарубежных странах

Основной  задачей в сфере управления земельными ресурсами является государственный  учет. Критерием учета служит государственный  земельный кадастр - систематизированный  свод документированных сведений о  природном, хозяйственном и правовом положении земель.

Таким образом, земельный кадастр за рубежом, включающий в себя не только технические действия, но и определенный земельно-кадастровый  процесс, связанный с регистрацией земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и сделок с ним, исторически аккумулировал в себе большую часть землеустроительных работ.

Поэтому зарубежные ученые, понимая важность и самостоятельные  цели землеустройства, в силу сложившихся  обстоятельств вряд ли смогут выделить землеустроительное производство в отдельную отрасль, так как это сделано в нашей стране.

Во многих странах часть землеустроительных действий, связанных с различными съемками местности, составлением карт, производством измерений концентрировалась  в службах, ведающих земельным кадастром  или геодезией и картографией.

Землеустройство, при этом, организуют органы исполнительной власти различного уровня (государственного, регионального, местного) в зависимости  от своей компетенции.

При этом землеустроительные работы включают в себя следующие  действия.

1. Планирование использования земель (Land Use Planning) в различных административно-территориальных образованиях.

2. Организация  рационального использования и охраны земель на основе государственных, региональных,  и муниципальных программ и методов государственного управления земельными ресурсами (Land Managment).

3. Проведение  работ по межеванию земель (Land Survey).

4. Проведение  землеустроительных работ, связанных  с совершенствованием землевладений  и землепользовании.

5. Землеустройство  на землях сельскохозяйственного  назначения (внутрихозяйственное землеустройство).[16, c. 26]

Сведения  кадастрового учета в большинстве  стран мира оказывают большое  влияние на общую землеустроительную политику страны, поэтому максимально  точные сведения о размерах и состоянии  земельных ресурсов чрезвычайно важны, а отсюда повышенное внимание к кадастровому учету. Исторически сложилось так, что:

- данные  земельного кадастра использовались  при разделе, переделе, объединении  земельных участков в ходе  земельных сделок, на их основе  выдавались документы, удостоверяющие  право земельной собственности; 

- земельно-кадастровые  сведения применялись органами  власти различного уровня для  принятия управленческих решений  в области землепользования (планирования  использования земель, контроля  земельного обустройства и т.п.);

- на основе  земельного кадастра осуществлялись  учет и оценка не только  земельных участков, которые считались  недвижимостью, но и других  объектов недвижимого имущества,  связанных с землей (зданий, инженерных  сооружений и т.д.), которые давали  информационную основу для налогообложения;

- материалы  земельного кадастра служили  землевладельцам инструментом, дававшем  возможность обслуживать их земельную  собственность в комплексе: координировать  строительство различных, осуществлять  земельные сделки, согласовывать  использование своих земель с  общественными интересами.

Первоначально земельный кадастр играл функцию  фискального кадастра, и лишь с  конца 19 века возросла его юридическая  роль, связанная с регистрацией и  защитой прав на землю.

Как указано  в "Руководящих принципах управления земельными ресурсами", изданных ООН  в 1996 г., "Право собственности на землю, ее стоимость и использование, хотя теоретически являются независимыми, на практике тесно взаимосвязаны. Каждый компонент земли требует рационального  управления, для чего необходима соответствующая  система регистрации сведений. Каждая страна создает собственную систему регистрации сведений, которая отвечает ступи ее экономического развития, общественным отношениям, историческим традициям, отношению к вопросам собственности, и т.п., в которой регистрация прав относительно недвижимости является одним из важнейших ее элементов.[20, c. 28]

Рассмотрим  особенности ведения земельного кадастра в некоторых странах.

Немецкая  система управления земельными ресурсами.

Эта группа включает Германию, Австрию, Швейцарию.

Эта система  управления недвижимостью, исходя из юридических  традиций стран, которые относятся  к этой группе, отличается, прежде всего, детально обработанными процедурами, высокой точностью определения  границ землевладений, гарантиями положения  границ, гарантиями зарегистрированных прав.

Кадастровая, геодезическая и картографическая система была создана в Германии в начале 19-го века в связи с  новой системой налогообложения  недвижимости. Поэтому было необходимо определить границы и зарегистрировать частную и общественную собственность, что и стало задачей Кадастровой  Службы, основанной в первых двух декадах 19-го века.

Очень важным для регистрации земель и кадастра было принятие в 1900 году Германией Гражданского Кодекса "Burgerliches Gesetzbuch", который составляет основу для транзакций и регистрации прав на недвижимое имущество.

В то же время, в самой Германии организационно единой системы на уровне государства  нет, в силу федеративного устройства страны. Организация и ведение земельного кадастра осуществляются в различных федеральных землях Германии по-разному. Например, в федеральной земле Гессен земельные дела ведет Министерство экономики, транспорта и развития территории в г. Висбаден. В его ведении находится Геодезическое управление земли Гессен, которое руководит деятельностью учреждений геодезии и топографической съемки на всей территории федеральной земли, а также контролирует и организует деятельность 26 главных управлений по региональному развитию, кадастру и землеустройству.

Законодательной основой для ведения кадастра является Закон земли Гессен «О кадастре недвижимости и геодезической съемке»  от 2 октября 1992 г. Он определяет пути создания и ведения земельного кадастра и  задачи геодезической съемки.

В федеральной  земле Саксония вопросы земельного кадастра находятся в ведении  Министерства внутренних дел и Земельного геодезического управления, которые  контролируют деятельность 18 государственных  учреждений геодезии и землеустройства, а также городских учреждений геодезии, государственных лицензированных  землемеров.

В ряде других земель Германии вопросы управления земельными ресурсами и ведения  земельного кадастра решают Министерство финансов, Министерство экономического развития и др.

В общем контексте, с точки зрения институционной структуры, система состоит из трех основных элементов:

  1. Управления земельной книги (Landbuchamt), которое ведет реестр собственности, состоящий из кадастровых карт, документов и записей о собственности;
  2. Управления топографических съемок (Landesfermessungsant), которое отвечает за создание кадастровых карт и подготовку документации, а также проводит все топографо-геодезические работы для других целей;
  3. Нотариат, который заверяет соглашения и прочие правовые акты, которые касаются прав собственности, транзакций и ограничений и ведет реестр этих актов.

Эти три независимых  элемента взаимосвязаны и действуют  совместно, контролируя друг друга, что дает возможность получать высокое  качество данных в системе.

Картографирование собственности может вестись  только государственными учреждениями, или под их контролем, и специалистами, которые имеют специальные лицензии. Регистрация есть исключительная прерогатива  государства.

Несмотря  на то, что реестр недвижимости и  картографирование недвижимости ведется  двумя разными организациями, все  данные отлично согласовываются  между собою, а независимость  этих организаций в значительной мере оказывает содействие достоверности  данных потому, что каждая сторона  несет ответственность за свою часть. Реестры собственности в основном компьютеризированы.

Согласно  правопорядку Федеративной Республики Германия предметы, прочно связанные  с земельными участками, прежде всего  здания и сооружения, а также произведенная  на данном земельном участке продукция  до тех пор, пока она прочно связана  с землей, являются существенными  составными частями земельного участка. Они не могут быть предметом особых прав, но разделяют правовую судьбу земельного участка. Собственность  на землю охватывает всю территорию Федеративной Республики Германия. Нет "ничьей земли". Однако не каждый земельный участок находится  на территории только одной общины. В исключительных случаях имеются  так называемые не принадлежащие  общине земли, например, крупные лесные массивы и внутренние озера, а  также полигоны для военных учений. Такие территории являются, как правило, собственностью Федерального правительства  или одной из федеральных земель, но они могут также являться и  собственностью отдельного физического  или юридического лица. Определения, касающиеся земельных участков, записываются в Германии в два реестра.

  1. Один реестр, который называется кадастром недвижимости, содержит данные по отдельным земельным участкам, установленные с помощью землемерных методов, и данные, которые можно установить при осмотре участка.
  2. Второй реестр основан на данных кадастра недвижимости, но в нем перечислены права, которые имеются в отношении данного земельного участка, или которыми обременен земельный участок. Этот реестр называется земельной книгой и носит материально-правовой характер.

Кадастр недвижимости состоит из кадастровой картотеки  и кадастровых книг. В кадастровой  картотеке на карточках отражены земельные участки, включая здания, в едином масштабе. Земельные участки  и здания кратко описаны в кадастровых  книгах. Кадастр недвижимости содержит данные об использовании земельного участка, его доходности и отграничении его от земель, используемых в сельскохозяйственных целях и в качестве садово-огородных  участков, включая результаты оценки состояния почвы. Кадастр недвижимости в обязательном порядке содержит сведения о форме, размерах и местоположении земельного участка. Изменения, касающиеся размера земельного участка, вида его  использования, а также зданий, расположенных  на земельном участке, вносятся в  кадастр недвижимости. Владелец земельного участка обязан ставить в известность  о таких изменениях компетентные землемерные ведомства и при  необходимости не препятствовать проведению землемерных работ на своем земельном  участке.

Информация о работе Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах