Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности стран с немецкой системой управления земельными ресурсами;
- дать характеристику управления земельными фондом стран с западноевропейской системой управления;
- провести краткий обзор новых тенденций при управлении земельными ресурсами в зарубежных странах;
- изучить структуру управления земельными ресурсами в Китайской Народной Республике;
- определить структуру земельного фонда и особенности ее управления Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

111.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование и управление в  области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет  по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские  органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства [6, ст. 23].

Деятельность уполномоченных на регулирование государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь.

Государственный мониторинг земель представляет собой  систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга  земель являются все земли в Республике Беларусь [11, ст. 49].

Государственное управление землями организовано в  трех уровневую систему, которая  включает :

Общее государственное управление землями носит территориальный характер. Его осуществляют: местные представительные органы государственной власти (местные Советы) в пределах компетенции,  исполнительные и распорядительные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом о земле, а также администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду.

Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.

На республиканском уровне его осуществлял Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах. Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.

Анализируя  государственное управление в области  охраны и использования земель следует указать полномочия, которыми закон наделяет должностных лиц в этой области государственного управления. Так, ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет, что должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право:

- беспрепятственно  посещать при предъявлении служебного  удостоверения земельные участки  и знакомиться с землеустроительной  документацией;

- получать  от землепользователей объяснения  по фактам нарушения законодательства  об охране и использовании  земель;

- вносить  в установленном порядке предложения  о приостановлении проведения  проектно-изыскательских, строительных  работ, мелиоративных мероприятий  и иных работ, осуществляемых  без документов;

- составлять  по результатам проверок соблюдения  землепользователями законодательства  об охране и использовании  земель акты проверок;

- представлять  в установленном порядке материалы  о проведенных проверках, другие  документы в соответствующие  государственные органы, а также  иным юридическим лицам для  решения вопроса о привлечении  к ответственности лиц, нарушивших  законодательство об охране и  использовании земель;

- осуществлять  иные полномочия, предусмотренные  законодательством. 

В условиях реформирования системы управления земельным фондом наметилась тенденция  постепенного отхода от административных методов, хотя полностью исключить  их в нынешних условиях нельзя.

Расширился  объем управленческих полномочий (установление прав на землю, регистрация земельной  недвижимости и сделок с нею, распространение  информации о земельной собственности, землевладении и землепользовании, оценка и определение стоимости  земли).

Управление  земельным фондом может быть государственным  и внутрихозяйственным. Это - две  взаимосвязанные стороны единого  процесса управления земельным фондом, осуществляемого и на общегосударственном  уровне, и конкретными владельцами (пользователями) земли. Внутрихозяйственное  управление землей предполагает организацию  рационального использования и  охрану земель собственниками, владельцами  и пользователями. Порядок и условия  такой деятельности устанавливаются  государством.

Таким образом, управление земельным фондом - важнейшая  составная часть социального  управления в обществе в целом.

В земельном  праве управление земельным фондом рассматривается в нескольких аспектах.

Как самостоятельный  институт - это совокупность норм, устанавливающих  порядок учета земель и ведения  земельного кадастра; мониторинг земель; проведение землеустройства и планировки земель населенных пунктов; осуществление  контроля за использованием земель; воспроизводство  земельных ресурсов; разрешение земельных споров [13, с. 190].

К функциям управления землями относятся следующие: 

1) планирование  и прогнозирование использования  и охраны земель;

2) распределение  и перераспределение земель;

3) учет земель  и ведение государственного земельного  кадастра;

4) землеустройство;

5) мониторинг  земель;

6) государственный  контроль за использованием и  охраной земель;

7) разрешение  земельных споров.

Планирование  и прогнозирование использования  и охраны земель – является главнейшей по своему значению, поскольку позволяет  государственным органам вовремя  реагировать на изменения мировых  тенденций в области земельно-собственнических отношений, определять характер правоотношений государства и других субъектов права по поводу земельных отношений.

Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных  органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права  собственности на землю, права землевладения  и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

В соответствии с постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 20 апреля 1993г. “О государственных кадастрах природных  ресурсов” государственный земельный  кадастр является разновидностью природоресурсовых  кадастров.

Земельный кадастр  появился одновременно с возникновением государства и развитием системы  налогообложения земель как источника  дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической  оценке земель [7, п. 3.12].

Земельный кадастр  представляет собой свод систематизированных  и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная  система учета и оценки земель государственный земельный кадастр  базируется на следующих основных принципах:

1) единство  системы земельного кадастра;

2) полнота  сведений земельного кадастра;

3) достоверность  сведений земельного кадастра;

4) непрерывность  ведения земельного кадастра;

5) совместимость  и сопоставимость земельно-кадастровой  информации с данными других  природноресурсовых кадастров.

Земельный кадастр  является единственным официальным  источником сведений о земле, которые  используются при осуществлении  других функций управления землями.

Содержание  земельного кадастра определяется ст. 84 Кодекса Республики Беларусь о  земле и постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31 декабря 1991г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга  земель”.

Государственный земельный кадастр состоит из:

- единого  реестра административно-территориальных  и территориальных единиц Республики  Беларусь;

- единого  государственного регистра недвижимого  имущества, прав на него и  сделок с ним;

- реестра  цен на земельные участки;

- регистра  стоимости земельных участков;

- реестра  земельных ресурсов Республики  Беларусь.

Все земельно-кадастровые  сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам. Земельный  кадастр ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.

Земельный кадастр  предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных  отношений, обеспечения рационального  использования земельных ресурсов, поэтому он является необходимым  элементом на всех этапах государственного управления землями.

Кроме ведения  государственного земельного кадастра в Республике Беларусь предусмотрены  и мероприятия по землеустройству, что также можно отнести к  функциям органов государственной  власти в области охраны и использования земель [11, ст. 55].

Землеустройство включает в себя:

- разработку  проектов региональных схем использования  и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных  и территориальных единиц;

- разработку  проектов межхозяйственного землеустройства,  в том числе проектов отвода  земельных участков, оформление  технической документации и установление (восстановление) на местности границ  объектов землеустройства;

- разработку  проектов внутрихозяйственного  землеустройства сельскохозяйственных  организаций;

- разработку  рабочих проектов по рекультивации  земель, земельных контуров, защите  почв от эрозии и иных вредных  воздействий, сохранению и повышению  плодородия почв и иных полезных  свойств земель;

- проведение  инвентаризации земель, систематическое  выявление неиспользуемых или  используемых не по целевому  назначению земель;

- проведение  геодезических и картографических  работ, почвенных, геоботанических  и иных обследований и изысканий,  осуществляемых для целей землеустройства,  составление кадастровых и иных  тематических карт (планов) и атласов  состояния и использования земельных  ресурсов;

- авторский  надзор за реализацией схем  и проектов землеустройства;

- выполнение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ и т. д.

Порядок проведения землеустройства устанавливается  Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь [6, ст. 78].

Мониторинг  земель является видом мониторинга  окружающей среды.

Объектом  мониторинга земель являются земли  Республики Беларусь.

Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу  Республики Беларусь за счет средств  республиканского бюджета.

Порядок проведения мониторинга земель и использования  его данных устанавливается Советом  Министров Республики Беларусь [6, ст. 83].

Как и земельный  кадастр, мониторинг предназначен для:

- обеспечения  Советов депутатов, заинтересованных  предприятий, учреждений, организаций  и граждан сведениями о земле; 

- обоснования  размеров платы за землю; 

- оценки  хозяйственной деятельности;

- осуществления  других мероприятий, связанных  с использованием земель 

Государственный контроль за использованием и охраной  земель осуществляется Государственным  комитетом по имуществу Республики Беларусь, Министерством природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь и их территориальными органами, иными государственными органами, должностными лицами в соответствии с настоящим Кодексом и иными  актами законодательства.

Порядок осуществления  государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается  Советом Министров Республики Беларусь [6, ст. 90].

Земельные споры  рассматриваются областными, Минским  городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми  исполнительными комитетами по заявлению  одной из заинтересованных сторон.

Порядок рассмотрения земельных споров определен на законодательном  уровне, что свидетельствует о  важности регулирования и этого  вопроса в области государственного управления охраны и использования  земельных ресурсов.

Таким образом, государственные органы занимают ведущее  место в управлении земельным  фондом. При этом, с целью наиболее эффективного управления земельными ресурсами  страны – эти органы призваны выполнять  ряд вышеперечисленных функций. Для этого, на законодательном уровне выстроена стройная система из органов  государственной власти, которые  в рамках своих полномочий выполняют  определенные законом функции.

 

 

2.3 Применение опыта зарубежных  стран в управлении земельными  ресурсами в России.

Анализ реформирования правоотношениий на землю в России, позволяет сделать вывод о новом развитии управления земельными ресурсами в нашей стране. Появились новые принципы и методы управления земельными ресурсами, позволяющие увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений. В целях совершенствования системы управления земельными ресурсами в России, настоящее время, необходимо учитывать опыт зарубежных стран. Практически во всех цивилизованных странах фундаментальной основой организации управления земельными ресурсами является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы и формы подхода к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

Информация о работе Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах