Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности стран с немецкой системой управления земельными ресурсами;
- дать характеристику управления земельными фондом стран с западноевропейской системой управления;
- провести краткий обзор новых тенденций при управлении земельными ресурсами в зарубежных странах;
- изучить структуру управления земельными ресурсами в Китайской Народной Республике;
- определить структуру земельного фонда и особенности ее управления Республики Беларусь;
Во-первых, большая часть землеустроительных заказов и, прежде всего государственных, распределяется на конкурсной основе между государственными и частными компаниями. Для этого осуществляются тендеры, торги, конкурсы и т.п.
Во-вторых, землеустройство, охватывающее большие территории и значительное число землевладельцев и землепользователей, проводится при участии «промотеров» — лиц или компаний, участников земельного рынка, берущих на себя инициативу в осуществлении намеченных мероприятий, поиске инвестиций, или вкладывающих в осуществление землеустройства первоначальный капитал. Промотеры (от англ. promoter — учредитель, предприниматель, сопровождающий) могут даже купить землю для осуществления проекта, например, разработать проект, построить коммуникации, дороги, и затем продать отдельные земельные участки для индивидуального жилищного строительства и т.п.
В-третьих, проекты
землеустройства все больше разрабатываются
при участии и под контролем
органов государственной и
В-четвертых,
землеустройство приобретает
Землеустроительное образование в зарубежных странах не является аналогичным российскому. Там, образование в области землеустройства и кадастров привязано, в основном, к факультетам, имеющим специальности в области геодезии, геоматики, сельского и лесного хозяйства, экономики имущественных отношений, архитектуре и строительству (для землеустройства городских земель).
В Германии, например, фундаментальные научные исследования и классическое образование землемеров сосредоточено в университетах, а прикладное профессиональное землеустроительное образование в высших специальных школах (Fachhochschule по землеустройству).
В Швеции и Франции землеустроительные дела связаны в первую очередь с имущественными отношениями, поэтому центрами землеустроительного образования являются экономические и технические кафедры университетов, Парижского и Дижонского университетов, университета г. Ницца (Франция) и др. Экологическая направленность землеустройства изучается в сельскохозяйственном университете (г. Упсала, Швеция).[16, c. 88]
В Швейцарии землемеров готовят федеральные высшие технические школы в Цюрихе и Лозанне, в Дании —Университет г. Аалаборга, в Польше —- Политехнический университет в Варшаве, Университет г. Ольштына, сельскохозяйственные академии г. Вроцлава и Кракова.
В этих странах
последнее время развивается
такое направление
В Китае землеустроительное образование сосредоточено в аграрных университетах Пекина, Уханя, Нанкина; в Монголии — Аграрном университете г. Улан-Батора и Сельскохозяйственном институте Дархана, во Вьетнаме — в Ханойском СХИ.
Таким образом,
землеустроительное образование за
рубежом развивается в разных
направлениях, обеспечивая землемерам
широту своей профессии, а наличие
высококвалифицированных
Глава №2. Особенности управления земельными ресурсами в странах переходной к рынку экономики.
2.1 Управление земельными ресурсами в КНР.
Китай (Китайская Народная Республика) – преимущественно горная страна. Всего 30% его территории находится ниже 1000 м над уровнем моря. Сельскохозяйственная освоенность территории – 57,1%, распаханность – 15,1%. По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает ведущее место в мире. Посевная площадь составляет 145 млн га, из которых почти треть орошают. Земельная реформа в Китае стала основой сельскохозяйственного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и государственной политики в целом. Современные земельные отношения и землеустройство в Китае базируются на основе скорректированного законодательства, четкой государственной системы управления земельными ресурсами, которую осуществляет недавно созданное Министерство земли и природных ресурсов. Оно отвечает за земельные и водные ресурсы (включая моря), а также за недра, имеет центральный аппарат и территориальные органы во всех провинциях, городах и поселках. В структуру Министерства земли и природных ресурсов КНР входят: партийный комитет, канцелярия, отделы службы, секретариата и управления архивами, общий, управления информацией, прессы, жалоб и безопасности, административно-финансовый, а также следующие департаменты: политики и законодательства (4 отдела); планирования с отделами общего планирования и статистики, планирования землепользования, предложения, земель, минеральных и морских ресурсов; финансирования (4 отдела); защиты обрабатываемых земель с отделами сельскохозяйственного землеустройства, приобретения земель, развития земель, общих вопросов; кадастрового управления с отделами регистрации земель, управления правами землепользования, земельных изысканий, мониторинга земель и статистики; управления землепользованием с отделами оценки земли и управления земельной рентой, управления земельной собственностью, земельным рынком, землепользованием для строительных целей; управления добычей полезных ископаемых (4 отдела); минеральных ресурсов и резервов (7 отделов); геологической разведки (4 отдела); по надзору за выполнением законодательства (4 отдела); международного сотрудничества, науки и технологии (4 отдела); кадров и образования (4 отдела). На Министерство земли и природных ресурсов КНР в области регулирования земельных отношений возложены также функции управления земельной собственностью и ее оценки, управления земельным рынком и землепользованием для строительных целей, проведения земельных изысканий и организации мониторинга земель, землеустройства на сельскохозяйственных территориях, планирования, развития и управления правами землепользования и др.
Вся земля в застроенных
2.2
Управление земельными
В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь «о земле» земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:
Земли сельскохозяйственного
Второй категорией земель в Республике Беларусь установлены земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов. Землями, отнесенными к этой категории, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.
К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов [6, ст.6].
К землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством [11, с.51].
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.
К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель [6, ст. 6].
Структура угодий
в данной категории постоянно
меняется, что связано с передачей
их в пользование
Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.
Согласно
статистическим данным Государственного
земельного кадастра Республики Беларусь
общий земельный фонд страны по состоянию
на 1 января 2010 г. составлял 20759,8 тыс.га.
Сохранилась положительная
Наблюдается наметившаяся ранее тенденция к увеличению площади земель под застройкой, а также под дорогами и другими транспортными путями, общая площадь которых за текущий год возросла на 18,1 тыс.га, а также к уменьшению нарушенных, неиспользуемых и иных земель, которые ежегодно сокращаются на 5–10%. На 3% увеличилась площадь земель под улицами, площадями и другими местами общего пользования, в то время как в предыдущий пятилетний период площадь данного вида земель сокращалась. В 2008 г. наибольшая площадь земель принадлежала сельскохозяйственным организациям и крестьянским хозяйствам (43,4% территории страны). По сравнению с 2005 г. площадь земель данной категории возросла на 87,6 тыс.га, что связано преимущественно с передачей сельскохозяйственным организациям неиспользуемых земель граждан и земель запаса. Доля земель государственных лесохозяйственных организаций составила 39,9% площади Беларуси.
В 2010г. также
сократились площади земель граждан,
включающие земельные участки, предоставленные
им для строительства и
В 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 40,0 тыс.га или 5,9% увеличилась площадь земель организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, при этом их доля составила 3,5% площади земельного фонда.
Площади земель организаций, эксплуатирующих и обслуживающих гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения, в 2008г. по сравнению с 2007г. сократились на 1,5% и приблизились к уровню 2005г.
Статус земли в обществе как всеобщего условия труда и средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями.
Вытекая из территориального верховенства — неотъемлемого элемента государственного суверенитета, государственное управление землями распространяется как на неиспользуемые, так и на находящиеся в пользовании земли независимо от того, в чьей собственности и в чьем пользовании они находятся. В процессе управления землями уполномоченные органы государства осуществляют ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель, предоставление и изъятие земель, землеустройство, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры, привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства .
Информация о работе Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах