Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности стран с немецкой системой управления земельными ресурсами;
- дать характеристику управления земельными фондом стран с западноевропейской системой управления;
- провести краткий обзор новых тенденций при управлении земельными ресурсами в зарубежных странах;
- изучить структуру управления земельными ресурсами в Китайской Народной Республике;
- определить структуру земельного фонда и особенности ее управления Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

111.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

Во-первых, большая  часть землеустроительных заказов  и, прежде всего государственных, распределяется на конкурсной основе между государственными и частными компаниями. Для этого осуществляются тендеры, торги, конкурсы и т.п.

Во-вторых, землеустройство, охватывающее большие территории и  значительное число землевладельцев  и землепользователей, проводится при  участии «промотеров» — лиц или компаний, участников земельного рынка, берущих на себя инициативу в осуществлении намеченных мероприятий, поиске инвестиций, или вкладывающих в осуществление землеустройства первоначальный капитал. Промотеры (от англ. promoter — учредитель, предприниматель, сопровождающий) могут даже купить землю для осуществления проекта, например, разработать проект, построить коммуникации, дороги, и затем продать отдельные земельные участки для индивидуального жилищного строительства и т.п.

В-третьих, проекты  землеустройства все больше разрабатываются  при участии и под контролем  органов государственной и местной  власти под лозунгом «Первоочередное  служение общественным интересам». Вследствие этого затрагиваются и незыблемые до этого интересы частных земельных  собственников, осуществляется государственное, региональное и местное планирование использования земель, зонирование  территории, государственное регулирование  земельных отношений экономическими, правовыми и организационными мерами.

В-четвертых, землеустройство приобретает явный  природоохранный характер, в связи с чем проводится независимая экспертиза проектов землеустройства.

Землеустроительное  образование в зарубежных странах  не является аналогичным российскому. Там, образование в области землеустройства и кадастров привязано, в основном, к факультетам, имеющим специальности в области геодезии, геоматики, сельского и лесного хозяйства, экономики имущественных отношений, архитектуре и строительству (для землеустройства городских земель).

В Германии, например, фундаментальные научные  исследования и классическое образование  землемеров сосредоточено в университетах, а прикладное профессиональное землеустроительное образование в высших специальных школах (Fachhochschule по землеустройству).

В Швеции и  Франции землеустроительные дела связаны  в первую очередь с имущественными отношениями, поэтому центрами землеустроительного  образования являются экономические  и технические кафедры университетов, Парижского и Дижонского университетов, университета г. Ницца (Франция) и др. Экологическая направленность землеустройства изучается в сельскохозяйственном университете (г. Упсала, Швеция).[16, c. 88]

В Швейцарии  землемеров готовят федеральные  высшие технические школы в Цюрихе и Лозанне, в Дании —Университет г. Аалаборга, в Польше —- Политехнический университет в Варшаве, Университет г. Ольштына, сельскохозяйственные академии г. Вроцлава и Кракова.

В этих странах  последнее время развивается  такое направление землеустройства, как геоматика, ориентированное на применение новых информационных технологий в области землепользования, ГИС и ЗИС-систем.

В Китае землеустроительное образование сосредоточено в  аграрных университетах Пекина, Уханя, Нанкина; в Монголии — Аграрном университете г. Улан-Батора и Сельскохозяйственном институте Дархана, во Вьетнаме —  в Ханойском СХИ.

Таким образом, землеустроительное образование за рубежом развивается в разных направлениях, обеспечивая землемерам широту своей профессии, а наличие  высококвалифицированных специалистов способствует наиболее эффективному управлению земельными ресурсами.

 

 

 

 

Глава №2. Особенности  управления земельными ресурсами в  странах переходной к рынку экономики.

2.1 Управление  земельными ресурсами в КНР.

Китай (Китайская  Народная Республика) – преимущественно  горная страна. Всего 30% его территории находится ниже 1000 м над уровнем  моря. Сельскохозяйственная освоенность  территории – 57,1%, распаханность – 15,1%. По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает ведущее место в мире. Посевная площадь составляет 145 млн га, из которых почти треть орошают. Земельная реформа в Китае стала основой сельскохозяйственного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и государственной политики в целом. Современные земельные отношения и землеустройство в Китае базируются на основе скорректированного законодательства, четкой государственной системы управления земельными ресурсами, которую осуществляет недавно созданное Министерство земли и природных ресурсов. Оно отвечает за земельные и водные ресурсы (включая моря), а также за недра, имеет центральный аппарат и территориальные органы во всех провинциях, городах и поселках. В структуру Министерства земли и природных ресурсов КНР входят: партийный комитет, канцелярия, отделы службы, секретариата и управления архивами, общий, управления информацией, прессы, жалоб и безопасности, административно-финансовый, а также следующие департаменты: политики и законодательства (4 отдела); планирования с отделами общего планирования и статистики, планирования землепользования, предложения, земель, минеральных и морских ресурсов; финансирования (4 отдела); защиты обрабатываемых земель с отделами сельскохозяйственного землеустройства, приобретения земель, развития земель, общих вопросов; кадастрового управления с отделами регистрации земель, управления правами землепользования, земельных изысканий, мониторинга земель и статистики; управления землепользованием с отделами оценки земли и управления земельной рентой, управления земельной собственностью, земельным рынком, землепользованием для строительных целей; управления добычей полезных ископаемых (4 отдела); минеральных ресурсов и резервов (7 отделов); геологической разведки (4 отдела); по надзору за выполнением законодательства (4 отдела); международного сотрудничества, науки и технологии (4 отдела); кадров и образования (4 отдела). На Министерство земли и природных ресурсов КНР в области регулирования земельных отношений возложены также функции управления земельной собственностью и ее оценки, управления земельным рынком и землепользованием для строительных целей, проведения земельных изысканий и организации мониторинга земель, землеустройства на сельскохозяйственных территориях, планирования, развития и управления правами землепользования и др.

     Вся земля в застроенных районах  городов принадлежит государству,  в сельских и пригородных районах  – коллективам крестьян (за исключением  участков, которые по закону принадлежат  государству). Государственную и  крестьянскую коллективную землю  определяют по закону как используемую  предприятиями или гражданами. Предприятия  и граждане, использующие землю,  обязаны ее охранять, управлять  землей и рационально ее использовать. Землю, предоставляемую крестьянским  коллективам для сельскохозяйственного  и несельскохозяйственного использования,  регистрируют и учитывают местные  власти, которые выдают свидетельства  о праве собственности (для  крестьянских коллективов) или  подтверждающие право использования  несельскохозяйственной земли под  строительство. Свидетельства на  право пользования выдают землеустроительные  органы. Собственность на лесные  земли или луга, право использовать  лесные земли, луга, водную поверхность  или приливные земли в целях  ведения аквакультуры устанавливают в соответствии с законами о лесном хозяйстве, о лугах, о рыбном хозяйстве КНР. Предприятия или частные лица не имеют права самовольно захватывать землю или передавать ее посредством купли-продажи или иных методов, не предусмотренных законом. Таким образом, для КНР характерно жесткое централизованное управление земельными ресурсами со стороны государства. Оно выражается в государственном планировании использования и охраны земли, организации землепользования и контроле над ним. Собственностью на государственные земли распоряжается Государственный Совет. Государство имеет право, действуя в общественных интересах, реквизировать землю у коллективов; оно организует национальную информационную сеть, земельный кадастр, мониторинг земель, ведет земельную статистику, финансирует землеустроительные мероприятия.

 

2.2 Управление земельными ресурсами  в республике Беларусь.

В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь «о земле» земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:

Земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства. Основное их назначение - производство сельскохозяйственной продукции.

Второй категорией земель в Республике Беларусь установлены земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов. Землями, отнесенными к этой категории, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного  назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов [6, ст.6].

К землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством [11, с.51].

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель [6, ст. 6].

Структура угодий в данной категории постоянно  меняется, что связано с передачей  их в пользование сельскохозяйственным и лесохозяйственным предприятиям, а также гражданам.

Перевод земель, земельных участков из одной категории  в другую производится в случаях  изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при  изъятии и предоставлении земельных  участков, прекращении права постоянного  или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности  и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.

Согласно  статистическим данным Государственного земельного кадастра Республики Беларусь общий земельный фонд страны по состоянию  на 1 января 2010 г. составлял 20759,8 тыс.га. Сохранилась положительная направленность в динамике площади лесных земель и земель под древесно-кустарниковой  растительностью. В то же время площадь  сельскохозяйственных земель продолжала планомерно сокращаться.

Наблюдается наметившаяся ранее тенденция к увеличению площади земель под застройкой, а также под дорогами и другими транспортными путями, общая площадь которых за текущий год возросла на 18,1 тыс.га, а также к уменьшению нарушенных, неиспользуемых и иных земель, которые ежегодно сокращаются на 5–10%. На 3% увеличилась площадь земель под улицами, площадями и другими местами общего пользования, в то время как в предыдущий пятилетний период площадь данного вида земель сокращалась. В 2008 г. наибольшая площадь земель принадлежала сельскохозяйственным организациям и крестьянским хозяйствам (43,4% территории страны). По сравнению с 2005 г. площадь земель данной категории возросла на 87,6 тыс.га, что связано преимущественно с передачей сельскохозяйственным организациям неиспользуемых земель граждан и земель запаса. Доля земель государственных лесохозяйственных организаций составила 39,9% площади Беларуси.

В 2010г. также  сократились площади земель граждан, включающие земельные участки, предоставленные  им для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, сенокошения и выпаса скота, а  также традиционных народных промыслов. Площадь земель организаций природоохранного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения, составляющая в настоящее время более 4% территории страны.

В 2010 г. по сравнению  с 2008 г. на 40,0 тыс.га или 5,9% увеличилась площадь земель организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, при этом их доля составила 3,5% площади земельного фонда.

Площади земель организаций, эксплуатирующих и  обслуживающих гидротехнические и  другие водохозяйственные сооружения, в 2008г. по сравнению с 2007г. сократились  на 1,5% и приблизились к уровню 2005г.

Статус земли  в обществе как всеобщего условия  труда и средства производства и  иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями.

Вытекая из территориального верховенства — неотъемлемого  элемента государственного суверенитета, государственное управление землями  распространяется как на неиспользуемые, так и на находящиеся в пользовании  земли независимо от того, в чьей собственности и в чьем пользовании  они находятся. В процессе управления землями уполномоченные органы государства  осуществляют ведение государственного земельного кадастра и мониторинга  земель, предоставление и изъятие  земель, землеустройство, государственный  контроль за использованием и охраной  земель, разрешают земельные споры, привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства .

Информация о работе Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах