Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ воздействия современной земельной политики на процессы распределения, использования и охраны земли, формирование эффективных механизмов управления этими процессами.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности стран с немецкой системой управления земельными ресурсами;
- дать характеристику управления земельными фондом стран с западноевропейской системой управления;
- провести краткий обзор новых тенденций при управлении земельными ресурсами в зарубежных странах;
- изучить структуру управления земельными ресурсами в Китайской Народной Республике;
- определить структуру земельного фонда и особенности ее управления Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

111.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

В частности, в Германии право на существование  имеют все формы собственности  на землю притом, что в частной  собственности находится более 90% земель. Немецкое земельное право  устанавливает законодательное  регулирование оборота земель сельхозназначения и лесного фонда, предусматривающее запрет на дробление лесных и сельскохозяйственных участков, их отчуждение с изменением целевого назначения и обеспечивающее развитие высокоэффективного агропромышленного производства. Особое внимание при этом уделено контролю за рациональным использованием земель; недопустимостью введения ограничений их хозяйственного оборота в целях перераспределения между «эффективными правообладателями»; выполнению землевладельцами правовых обязательств, в том числе по налоговым платежам, для чего функционируют специальные сельскохозяйственные суды. Аналогичные условия по продаже земель сельскохозяйственного назначения в собственность исключительно под цели развития сельхозпроизводства и профессиональные требования к собственникам земель действуют в Швеции, Франции, Италии и Испании.

В США, где  в федеральной собственности  находится более 10% земель, так же введены жесткие условия целевого использования земель различных  категорий, в том числе экологического характера, определяемые с учетом зонирования  территории и санкции за нарушение  правил землепользования. [19]

Особо выделяется практика решения вопроса о собственности  на землю в Китае, где в процессе экономического реформирования хотя и  была продекларирована возможность  получения земли в собственность, но превалирующей формой регулирования  земельных отношений является аренда.

Анализ мирового опыта регулирования земельных  отношений позволяют заключить, что при законодательном закреплении  частной собственности на землю  различных категорий и введении правил и условий их использования  и хозяйственного оборота, в большинстве  экономически развитых стран государство  всемерно стимулирует внедрение  аренды как формы земельного права. Следует отметить, что механизмы  регулирования правоотношений землевладельцев  и арендаторов в различных  станах заметно различаются по жесткости  определения условий договоров  аренды, размеров и форм арендной платы, методик ее расчета, критериям, предъявляемым  к арендаторам, а также применяемым  мерам государственной поддержки  оборота земель в аренде, правовым гарантиям арендаторов.

В частности, Нидерландах и Италии законодательно установлен предельный размер арендной платы, французское и немецкое законодательство позволяет арендаторам вести  определенные виды работ вне зависимости  от воли собственников земли. Во Франции  и Новой Зеландии, потенциальным  арендаторам оказывается содействие в подборе земельного участка, получении  льготного целевого товарного кредита  для развития агробизнеса. Вместе с тем, в ряде стран введены жесткие требования к профессиональной подготовке претендентов на получение сельскохозяйственных земель в аренду и их опыту работы в аграрном секторе, оговаривается наличие стартового капитала.

Хотя в  мировой практике управления земельными ресурсами вопрос регулирования  правоотношении на землю традиционно  занимает центральное место, для  полноты анализа необходимо рассмотреть  и такой ключевой аспект реализации эффективного управления, как ведение  земельного кадастра, что также дает представление об организации управления землей в зарубежных странах.

Земельный кадастр, который в настоящее время  ведется практически во всех странах  мира, неразрывно связан с понятиями  учета, оценки состояния и использования  земельных ресурсов и предполагает выделение и определение однородных по своим свойствам объектов с  описанием их территориальных границ с последующим картографированием и представлением количественных и  качественных характеристик.

В ряде стран  наряду с термином «кадастр» широко используется термины «регистр (реестр) собственности» и «земельный реестр». Регистр собственности, как правило, содержит основную информацию о недвижимости в виде реестра собственности  и индексных карт, которые в  российской терминологии носят название кадастровых. Земельный реестр содержит исчерпывающую информацию о собственниках, а также обо всех юридических  правах на соответствующий земельный  участок.

В Дании кадастр  предполагает в основном, картирование земельных участков в крупном  масштабе. Основная функция кадастровой  системы – это идентификация  каждого земельного участка в  соответствии с действительным использованием. Цель кадастра Дании в прошлом  состояла в сборе пошлин с владельцев земельных участков на основе показателя качества почв (урожайности). В настоящее  время эта функция кадастра остается ключевой, но в основе расчетов лежит  рыночная цена участка. Кроме того, в качестве целей кадастра появились и другие, например кадастр, является основой для утверждения законных прав на землю.

В Нидерландах  ведение кадастра осуществляет кадастровая  служба. К ее функциям относят: ведение  публичной книги записей, содержащей все документы по передаче собственности  и установлению ссуды под залог; введение кадастровой документации на право собственности; съемка границ кадастровых участков; составление  кадастровых карт с нанесенными  на них участками. В настоящее  время в стране уже существует автоматизированная система многоцелевого  кадастра, так как правительство  поняло, что только создание интегрированной  информационной системы позволит быстро и с достаточной полнотой обеспечить руководство страны необходимой  информацией о земельных ресурсах.

В США ведение  земельного кадастра первоначально  было нацелено на обеспечении быстрого и эффективного заселения больших  территорий пустующих земель, а затем  уже для решения задач, связанных  с налогообложением. Изменившаяся экономическая  и общественно-политическая ситуация в США привела к необходимости  создания многоцелевого кадастра. Современная  североамериканская кадастровая система  при сборе, хранении и поиске информации в качестве исходного объекта  использует участок, носящий название «парцелла». Парцеллы могут быть объединены в совокупности по сегментам улиц. Выборка участков их совокупности производится по адресам, номерам знаков (столбов) землепользований и номерам парцелл. В США основой для многоцелевого  кадастра служат точная геодезическая  сеть, точные кадастровые карты, юридические  записи о границах землепользований и данные земельного учета.

В Финляндии  основную кадастровую деятельность по учету земель осуществляет Национальная земельная служба (НЗС) Финляндии. В 1750 году в стране была произведена широкомасштабная земельная реформа, в результате которой были установлены постоянные границы землевладений. Фактически с этого года в стране начала действовать система управления землей и недвижимостью. НЗС Финляндии в качестве государственной службы входит в состав Министерства сельского и лесного хозяйства. Данная служба располагает по всей стране 21 региональным офисом по землеустройству – картографическим кадастровым бюро, в его состав также входят 7 общегосударственных производственных и административных подразделений. Картографические кадастровые бюро работают достаточно самостоятельно и ежегодно Генеральная дирекция НЗС Финляндии заключает с ними договор о сотрудничестве. Для ведения всего комплекса земельно-кадастровых работ на муниципальных землях в муниципалитетах действуют свои местные (муниципальные) кадастровые службы. Полномочия государства и муниципалитетов строго разделены: НЗС занимается сельскохозяйственными, а муниципальные службы управляют земельными ресурсами на территории своих муниципалитетов. В НЗС имеется информация обо всей территории Финляндии, и с учетом развитости в стране телекоммуникаций, в любом месте страны можно получить любую информацию по любому земельному участку.

Анализ зарубежной практики управления земельными ресурсами  показывает, что традиционно краеугольным камнем регулирования земельных  отношений является проблема частной  собственности на землю. На основании  мирового опыта решения этой проблемы надо сделать вывод о том, что  установление монополии частной  собственности на землю не должно являться стержнем стратегии земельной  политики в условиях становления  смешанной экономики в России.

Мировой опыт управления земельными ресурсами дает возможность учета  существующей методологии при формировании концептуальных основ и экономических механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления в России экономики смешанного типа.

 

 

Заключение.

Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами  – это главная современная стратегическая задача.

Для ее успешного функционирования необходимо четкое распределение, достоверность, законность и удобство использования  информации о земельных ресурсах, которая содержится в земельных  кадастрах. Зарубежные страны имеют  свои особенности управления земельными ресурсами и ведение земельного кадастра, но в общем можно выделить следующие черты, характерные для  развитых стран.

Существуют  детально отработанные и законодательно закрепленные процедуры регистрации, системы являются государственными и централизованными с делегированием некоторых полномочий на места, они состоят из картографической и документальной (текстовой) частей. В большинстве систем поддерживаются единые стандарты обмена данными. 

Кадастровые системы постоянно изменяются с  учетом изменения экономической  ситуации. В современном мире практически все кадастровые системы уже перешли к единой систематизированной базе данных, основанной на новых информационных технологиях для удобства ведения учета и управления земельным фондом.

Проанализировав системы управления земельными ресурсами  в страназ с переходной экономикой можно сделать следующие выводы:

Современные земельные отношения  и землеустройство в Китае  базируются на основе скорректированного законодательства, четкой государственной  системы управления земельными ресурсами, которую осуществляет недавно созданное  Министерство земли и природных  ресурсов.

     Вся земля в застроенных  районах городов принадлежит  государству, в сельских и пригородных  районах – коллективам крестьян,которые обязаны использовать ее по назначению, наиболее эффективно и рационально, а также следить за охраной земель.

Что касается Белоруссии, здесь следует сказать, что структура земельного фонда Республики Беларусь не является оригинальной. Анализируя нормы земельного права иностранных государств, следует признать, что таковая структура встречается и в России, Украине, Казахстане, других государствах бывшего СССР, что, надо думать свидетельствует о некоторой оправданности такого деления, его универсальности.

  Таким  образом, изучение опыта иностранных  государств должно обязательно  присутствовать. При всех различиях  социально-экономических, политических, исторических условий во многих  национальных системах управления  землей есть рациональный опыт, который можно использовать в  Российской Федерации. Данный  опыт должен быть перенесен  с учетом особенностей развития, как в целом Российской Федерации,  так и каждого из ее субъектов.  Только в этом случае регулирование  процесса управления земельными ресурсами принесет положительные результаты не только для собственника земли, но и повлияет на повышение социально-экономического развития регионов в целом, а соответственно и позволит повысить благосостояние нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Конституции государств Европейского Союза. Под. Ред. Л.А. Окунькова.-М., 1999г.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г. – Мн.: Амалфея, 2006.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь №218-З от 07 декабря 1998 года в редакции Закона от 20.06.2008г. №347-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1444).
  4. Водный кодекс Республики Беларусь №191-3 от 15.07.1998г. с изменениями и дополнениями в редакции от 08.07.2008г. №373-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1470).
  5. Лесной кодекс Республики Беларусь №420-3 от 14.07.2000г. с изменениями и дополнениями в редакции от 24.12.2007г. №299-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1396).
  6. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 года №425-З.
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. №1703 "О предоставлении сведений государственного земельного кадастра".
  8. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  9. Филиппова А.П. Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем // Земельный вестник России, № 1 –2, 2005.
  10. Никонов П.Н. Журавский Н.Н.: Французский кадастр и кадастр в странах, использующих французский опыт / Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество. Аналитический обзор. 2006.
  11. Гавриленко В.Г. Энциклопедия земельного права/В.Г.Гавриленко, Н.И. Ядевич. – Мн.: Бип-С, 1999.
  12. П. В. Кухтин [и др.]: Управление земельными ресурсами: учеб. пособие / - СПб. : Питер, 2005.
  13. Гусев Р.К. Земельное право: Уч. пособие/ Московская Государственная Юридическая Академия - М.: Контракт, 2000.
  14. Лещиловский П.В., Догиль Л.Ф., Тонкович В.С. Экономика предприятий и отраслей АПК. – Минск: БГЭУ, 2008.
  15. Быстров Г.Е. Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в зарубежных странах. Теория, практика, итоги, перспективы. – Минск: БГЭУ, 2001.
  16. C. Н. Волков, Е. С. Киевская, В. В. Миллер «Функции и механизмы управления земельными ресурсами в зарубежных странах» Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.№6(66)/ 2010.
  17. Лысенко О.Л. Дискуссия о кодификации частного права в германии // Вестник МГУ: Серия 11. Право- 1996г., №2.
  18. Прохорова Н.А. Понятие «управление» в земельном праве // Государство и право – 2003 - № 6.
  19. Рассказова А. Опыт управления земельными ресурсами в зарубежных странах // Электронный журнал Investzem.Ru.
  20. ООН. Экономический и Социальный Совет. «Руководящие принципы портнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами». Женева, 2005- http://rosnedv.rosreestr.ru
  21. Крамкова Т.В Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" Номер 1-2 (30-31) Июль 2007/
  22. Под редакцией Л.И. Кошкина Государственное регулирование земельных отношений за рубежом. – М.:ВШПП, 2005
  23. Официальный сайт Bureau of Land Management - http://www.blm.gov/.
  24. Land Administration Guidlines. UN, New York and Geneva, 1996

Информация о работе Системы государственного управления земельными ресурсами в зарубежных странах