Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая_СОБ_микроэкономика.docx

— 131.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Институт Сокращенных Программ

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

на тему:

 

 

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА (РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА)»

 

 

 

 

 

Выполнил: 

студент группы 

13(10)-З ФКБД-2/3-02

Покровская А.А.

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент     

Слободяник В.В.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

План

 

 

Введение 3

1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5

1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5

1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10

2. Российская  практика социальной ответственности  бизнеса 17

2.1. Исторический аспект развития  социальной ответственности бизнеса  в России.    17

2.2. Социальная ответственность  бизнеса в современной России  и перспективы ее развития 22

2.3.  Социальная отчетность российских компаний 30

Заключение 33

Список литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

«Всякое богатство проистекает из добродетели».  
Сократ

 

 

Любая компания как живой механизм существует в определенной экономической и социальной среде. В рамках своего социума люди склонны считать, что их институт существует сам по себе, в вакууме. Неминуемым следствием этого является то, что менеджеры всегда рассматривают свои компании изнутри. Но бизнес-предприятие — это продукт общества и экономики. Общество или экономика может в одночасье прекратить существование компании. Предприятие существует только до тех пор, пока общество и экономика считают, что оно выполняет полезную, необходимую и продуктивную работу [8, 179].

Безусловно, бизнес является важной частью современного общества, и это, в свою очередь, накладывает на него определенные обязательства. Уже недостаточно быть исключительно экономическим субъектом  современного общества, важно нести определенные социальные функции, интегрировать стратегии социальной ответственности в бизнес-процессы. Понимая, при этом, что это не только не противоречит основным постулатам развития бизнеса, но и напрямую оказывает влияние на улучшение основных показателей, повышая, тем самым, конкурентоспособность организации.

В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.

В современных условиях становится все более очевидным то обстоятельство, что социально ответственное  поведение всех составляющих субъектов  общества - государственных органов  власти, корпоративных структур, общественных организаций - является гарантией устойчивого экономического и социального развития, улучшения качества жизни населения в целом, как результат совместных усилий и социальных коммуникаций бизнеса, власти и общества.

Отечественные компании, вступающие в процесс экономической глобализации с целью собственного развития и  развития экономики страны, также тесно сталкиваются с необходимостью расширения деятельности в данном направлении. В настоящее время проблема поиска новой социальной роли бизнеса формулируется как политиками и экспертным сообществом, так и самими предпринимателями. Эта задача ставится как определение и поиск границ социальной ответственности бизнеса. Основное в предпринимаемых попытках – осознать, какие социальные функции в государстве может взять на себя российский бизнес, при каких условиях он будет максимально заинтересован в выполнении принятых на себя социальных обязательств, что может быть обозначено как социально-ответственное поведение бизнеса, и наоборот.

Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности и роли и места социальной ответственности бизнеса в управлении современными российскими организациями. Соответственно, основными задачами курсовой работы являются:

  • определить понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности;
  • выявить роль социальной ответственности в современном бизнес-сообществе;
  • изучить и проанализировать российскую практику социальной ответственности бизнеса.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в ней, для более глубокого осмысления проблем и перспектив социальной ответственности при внедрении принципов корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области корпоративной ответственности.

социальный  ответственность общество бизнес

 

1. Теоретические  основы социальной ответственности  бизнеса

 

1.1. Понятие  и подходы к социальной ответственности  бизнеса 

 

Концепция социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности (КСО) (Corporate Social Responsibility)) как идея устойчивого развития была сформулирована в 1992 г. на всемирном саммите в г. Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под названием Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development), смогли предложить программу саморегулирования.

С этого момента преобладает  мнение, что частные предприятия  по собственной инициативе обязаны  играть существенную роль в достижении общественных целей и вести бизнес с учетом интересов различных "заинтересованных сторон" (стейкхолдеров), чтобы сообща достигать заявленной цели устойчивого развития [5, Глава 20]. В развитие международной концепции социальной ответственности в 1999 г. ООН приняла Глобальный договор (международный моральный кодекс), определяющий всемирные этические принципы в сферах прав человека, трудовых стандартов и окружающей среды [28]. По своей структуре и содержанию они полностью соответствуют концепции устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса. По состоянию на март 2005 г. к этому договору присоединились около 2000 компаний, в том числе и несколько российских.

В Европе понятие социальной ответственности бизнеса официально оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую «Зеленую книгу о КСО» (июль 2001 г.). Ранее, в 1995 году, по примеру американцев и канадцев была образована сеть европейского бизнеса по социальной ответственности (European Business Network — CSR Europe), которая занялась распространением и популяризацией принципов корпоративной социальной ответственности на B2B (business-to-business) основе [18].

Концепция ответственности  компании перед обществом, как и  понятие этики, проста: она означает, что компания должна отличать плохое от хорошего и поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами. Формальное определение социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании [13, 157]. 

Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность  бизнеса" по-разному.

Существуют две различные точки  зрения на то, как следует вести  себя организациям в отношении с  их общественной средой, чтобы считаться  социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально  ответственна, когда максимально  увеличивает прибыль, не нарушая  законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация  должна преследовать только экономические  цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности  экономического характера обязана  учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой  активности на работников, потребителей и местные общины, в которых  проходит ее деятельность, а также  вносить определенный позитивный вклад  в решение социальных проблем  в целом. Сторонники этой точки зрения считают также, что общественность ожидает от современных организаций  не только демонстрации высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей  общества [10, 100].

Из всего разнообразия существующих теоретико-методологических оснований  к определению социальной ответственности  компании можно выделить три наиболее распространенных [14]:

1. Теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон) основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса – это увеличение прибыли всех своих акционеров. М. Фридман, утверждал, что существует лишь одна социальная ответственность делового мира – использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли (при условии соблюдения правил игры), то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества, «единственным бизнесом бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры» [13; 236]. Иными словами, если компания устанавливает приемлемый уровень заработной платы, своевременно и в полной мере платит налоги, выполняет социальные обязательства, закрепленные законодательством, то такая компания ведет добросовестную деловую практику, значит, ее можно считать социально ответственной.

2. Теория корпоративного альтруизма представляет собой прямо противоположную точку зрения и принадлежит Комитету по экономическому развитию (The Committee for Economic Development). В рекомендациях комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».

3. Теория «разумного эгоизма» (еnlightened self-interest) настаивает на том, что социально ответственный бизнес – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и устойчивые прибыли в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж, в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке. Следовательно, социально ответственное поведение – это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. Данная теория заслуживает особого внимания, поскольку содержит в себе наиболее приемлемую мотивацию: получение прибыли иным, нетрадиционным способом, но ключевым моментом для бизнеса здесь все же является получение прибыли.

В сложившихся условиях одним из основных критериев по оптимизации  политики в отношении социальной ответственности является учет интересов  общества. Учет общественных интересов  и ожиданий в отношении поведения  бизнеса в сфере социальной ответственности  со стороны государственного регулирования  необходим для того, чтобы его  действия были наиболее эффективными и не встречали сопротивления  со стороны населения. Бизнесу необходимо учитывать общественное мнение с  целью принятия наиболее рациональных решений. Знание мнения населения позволит компаниям эффективнее расходовать  материальные средства на различные  социальные программы, а также избегать ситуаций, при которых социальная активность бизнеса будет неверно  истолкована и как следствие  этого не иметь ожидаемого эффекта [23].

Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что  лежит вне требований, определяемых законом или налоговыми органами, это добровольное участие бизнеса в развитии всех сфер общественной жизни, связанное с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [17]. Добровольная обязанность предпринимателей - проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Следует также отметить, что понятие социальной ответственности бизнеса может быть рассмотрено с точки зрения концепции 3P, заключающейся в  том, что руководитель организации должен уделять равное внимание работе на прибыль (profit), заботе о персонале, клиентах и партнерах (people) и мероприятиям, направленным на защиту окружающей среды (planet) [12, Раздел 2.2.]. Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, налоговой сферы, государства, политики и бизнеса.

В 1979 г. американским ученым А. Кероллом была предложена трактовка термина социальной ответственности бизнеса, которая подразумевала «соответствие экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный момент» [8; 497-505]. Данный подход, на основе которого позднее была разработана соответствующая модель, является одним из основных для современных исследований по проблемам корпоративной ответственности. Согласно этой модели, социальная ответственность бизнеса представляет собой многоуровневую ответственность, которую целесообразно представить в виде пирамиды (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Пирамида социальной ответственности  бизнеса.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса