Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая_СОБ_микроэкономика.docx

— 131.86 Кб (Скачать файл)

 

Лежащая в основе пирамиды экономическая  ответственность непосредственно  определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров  и услуг, позволяющих удовлетворять  потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Иными словами  любая бизнес-структура, реализующая  свою экономическую ответственность  перед обществом, является социально  ответственной. Правовая ответственность  подразумевает необходимость законопослушности  бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям  общества, фиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от бизнес-сообщества созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает бизнес к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Безусловно, трактовка социальной ответственности как «пирамиды» сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их в определенной степени систематизировать, и отразить основные аспекты и уровни ответственности бизнеса, которые приведены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Аспекты и уровни ответственности бизнеса [5, Глава 20]

Уровень ответственности

Вид ответственности

Содержание

Первый уровень (базовый)

Несоциальная ответственность

Экономическая ответственность

Обеспечение прибыльности и конкурентоспособности  предприятия

Правовая ответственность

Соблюдение законов и правовых норм

 

Аспекты социальной ответственности

Второй уровень

Экономический

Выплата достойной заработной платы, создание рабочих мест, обеспечение  условий труда, содействие повышению квалификации и навыков персонала

Юридический

Честная уплата налогов и обязательных платежей

Третий уровень

Экологический

Компенсация вреда, причиненного окружающей среде, защита окружающей среды и экономия невосполнимых ресурсов

Этический

Соблюдение этических требований общества

Филантропический

Спонсорство и корпоративная благотворительность, укрепление репутации достойного корпоративного гражданина

Дискреционный

Внесение вклада в развитие общества и улучшение качества его жизни, защита культурного наследия

Политический

Соответствие стратегии и политике государства, взаимодействие с обществом и властью


 

Среди всех аспектов наибольший интерес  представляет этическая ответственность  предприятия. Под таковой понимаются добровольные принятые правила поведения, обеспечивающие общественно полезные действия и не допускающие предприятию  или его отдельным сотрудникам  достигать своих целей за счет других людей, предприятий или общества в целом. Этичное поведение не регламентируется законодательством  и не всегда служит прямым экономическим  интересам предприятия. Предприятие, принимающее этичные решения, честно соблюдает права своих сотрудников  и обращается с ними одинаково, за исключением тех случаев, когда  этого требуют организационные  цели и задачи.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса определяется неразрывностью общих принципов существования организации, фирмы, корпорации с ее социальной ответственностью перед обществом, то есть предполагает инициативу руководства компании, направленную на принятие социально ответственных решений.

 

1.2. Управление социальной ответственностью  в компании 

 

Необходимо более подробно остановиться на месте и роли корпоративной социальной ответственности в управлении компании. Корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений. Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.

Различного рода обязательства компании, относящиеся к понятию социальной ответственности бизнеса, группируются по следующим общественным группам и направлениям работы фирмы:

  • по отношению к покупателям – высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства и др. В частности, анализ практики удовлетворения потребностей в современных условиях показывает, что существует широкое поле возможностей для производства товаров, как опасных для человека и его здоровья, так и вредных для его моральных устоев и ценностных ориентиров. Такое положение обусловливает необходимость введения единых «правил игры», понятных для всех участников рынка и обеспечивающих гуманную направленность производства и бизнеса;
  • по отношению к работникам – достойная оплата и условия труда, охрана здоровья, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений и др.;
  • по отношению к владельцам и инвесторам – доверительные отношения, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции, обязанности по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал и др.;
  • по отношению к поставщикам – честные и справедливые отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие устойчивых и долговременных отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, предпочтение тех поставщиков и подрядчиков, которые соблюдают права человека и др.;
  • по отношению к конкурентам – развитие открытых рынков товаров и капиталов, взаимное уважение, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, соблюдение физических и интеллектуальных прав собственности и др.;
  • по отношению к местному населению того региона (города, области), где функционирует фирма, – соблюдение экологической безопасности производства, поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни [20].

Согласно материалам экспертного  делового журнала в области корпоративной  социальной ответственности политика социальной ответственности бизнеса представляет собой взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях управления компанией и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности фирмы на внешнюю среду [29].

Социальная ответственность является мощным фактором улучшения результатов деятельности организаций и мотивации персонала. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос определения механизмов формирования и развития социальной ответственности, который позволял бы выстраивать организациям оптимальную в данных условиях систему взаимоотношений с собственными сотрудниками, акционерами, потребителями, партнерами, властью.

Направления и формы социальной деятельности предприятия зависят  от его размера, вида основной деятельности, финансового состояния, внешней  конъюнктуры, сложившихся традиций, ценностей, собственников и акционеров, требований общества. Обобщая наиболее популярные сферы социальной деятельности предприятий, можно выделить основные направления, формы и меры по реализации социальной ответственности бизнеса (Таблица 2).

 

Таблица 2. Основные направления и формы социальной деятельности и примеры мер по реализации социальной ответственности бизнеса [5, Глава 20]

 

Основные направления

Основные формы

Примеры мер по реализации социальной ответственности бизнеса

1. Забота предприятия о своих стейкхолдерах

Коллективный  договор, социальные планы и программы, хартии и этические кодексы, социальные (экологические) проекты

Защита гражданских  прав человека, обеспечение надлежащих условий труда, программа социальной адаптации высвобождаемых работников, мероприятия по социальному развитию предприятия и места его расположения, скидки с цен на продукцию для  деловых партнеров и потребителей

2. Краткосрочное тактическое взаимодействие  государства, общества и предприятия

Благотворительность и меценатство, фандрайзинг (fundraising)1, конкурс, грантовые и именные фонды, пожертвования сотрудников из их заработной платы, пожертвования клиентов; совместные социальные программы, в которых предприятие участвует в качестве партнера или спонсора

Конкурс на поставку товаров в детский дом, выпуск просветительских брошюр по антинаркотической тематике, безвозмездная передача товаров и услуг предприятия: строительство домов для пострадавших от пожаров, спонсорская помощь фестивалям, организация праздников "День города", проведение спортивных соревнований и турниров, социальная реклама

3. Долгосрочные социальные инвестиции

Фонд местного сообщества (консолидированный бюджет), именные стипендии, социальное партнерство  с общественными организациями, благотворительными фондами

Корпоративный фонд "ЛУКойл", проект по строительству студенческого кампуса в г. Санкт-Петербурге, социальные вложения в человеческий капитал, финансирование Суздальской православной гимназии, совместная поддержка природоохранных зон и заповедников, экологическое образование населения, строительство церкви Казанской иконы Божией Матери во Владимире, создание молодежного движения "Новое поколение" в г. Нижневартовске, приобретение оборудования для компьютерных классов сельских школ


 

Концепция управления корпоративной социальной ответственностью с позиции стейкхолдеров учитывает многоаспектность взаимного влияния организаций, внешней среды, экономики и общества. Согласно данному подходу «стейкхолдеры» - это люди или группы людей, имеющие или утверждающие, что имеют собственность, право или интерес к предприятию в его прошлой, настоящей и будущей деятельности [15].

В основе данной концепции находится положение, согласно которому полномочия бизнеса  во взаимоотношениях с обществом  передаются стейкхолдерам для того, чтобы бизнес учитывал и исполнял их права в своей деятельности. Влияния и намерения стейкхолдеров должны учитываться менеджерами, так как деятельность компании должна соответствовать их правовым и моральным интересам. Центральным и активным элементом данной модели является менеджмент фирмы, основная задача которого состоит в определении круга заинтересованных сторон, организации с ними ресурсного обмена и формировании параметров этого обмена. В рамках данного подхода фундаментальная цель фирмы определяется как удовлетворение интересов своих заинтересованных сторон. Анализ интересов стейкхолдеров и управление отношениями с ними является практическим способом оценки этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.

Касательно традиционной практики благотворительности компаний следует заметить, что она постепенно уходит в прошлое. Ведущие корпорации выходят за рамки «классической» филантропии – денежной или товарной помощи благотворительным, социальным, культурным организациям [22]. Новый подход к участию в жизни общества включает не только традиционную материальную помощь из прибыли компании, но и оказание работниками корпорации поддержки обществу. Одна из тенденций последних трех лет – рост инвестиций в проекты предприятий, касающиеся социальной ответственности. Это вложения в компании, которые не связаны с производством и продажей табака и алкоголя, а также в те, которые признаны социально ответственными, ведущими активную социальную политику.

Данного рода инвестиции включают:

  • прямые вложения в социально значимые проекты с потенциально высоким уровнем окупаемости;
  • денежные пожертвования;
  • бесплатное предоставление фондам и общественным организациям времени своих сотрудников, включая топ-менеджмент;
  • безвозмездная передача товаров или услуг;
  • предоставление возможности работникам жертвовать денежные средства на социальные проекты из своих личных доходов, добавляя при этом корпоративные средства;
  • использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы.

Зачастую программы социальных инвестиций осуществляются предприятиями в партнерстве с благотворительными фондами, некоммерческими организациями, международными организациями и другими компаниями (Таблица 3), при этом, важно отметить, что успех сотрудничества обеспечивают такие факторы, как: ответственный подход компании к выбору партнеров, единое понимание партнерами целей и предполагаемых результатов деятельности, согласованная PR-политика в отношении партнерства и т.д.

Таблица 3. Партнерство в рамках социальных инвестиций [22]

Вид партнерства

Преимущества

Примеры совместной деятельности

С благотворительными фондами, международными организациями

Позволяет компании реализовать свои социальные программы  в сотрудничестве с фондами и  международными организациями, экономить  ресурсы, получая дополнительное финансирование на свои проекты. Международные фонды  имеют огромный опыт в профессиональном управлении средствами на благотворительность, в справедливом и прозрачном распределении  ресурсов, в отслеживании целевого расходования пожертвований и грантов. В частности, британский благотворительный  фонд CAF помогает управлять социальными программами более 60% крупных британских компаний.

Программа «Новый день» АКБ «Росбанк», 30% бюджета  которой предоставляет Детский  фонд ООН UNICEF, программы социальных грантов

С некоммерческими организациями (НКО)

К таковым относятся  экологические, правозащитные организации, общества потребителей и иные некоммерческие организации, деятельность которых  призвана защищать права и интересы рядовых членов общества и затрагивает корпоративные интересы. Технологии, которые НКО предлагают компаниям, позволяют достичь максимального результата в решении поставленных социальных задач при минимальных организационных затратах.

Сотрудничество  в выработке законодательства или  добровольных правил в сфере экологической  безопасности, экологическое образование  детей и подростков, совместная поддержка  природоохранных зон и заповедников, усилия по повышению правовой грамотности  работников.

С другими компаниями

Позволяет предприятию  принять участие в определении  приоритетов, выработке единых правил в сфере социальной политики, сократить  расходы на составление собственных  документов и политики, а также  без существенных затрат улучшить имидж  организации, дать определенное послание целевой аудитории.

Усилия Российского  союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по выработке единого кодекса  корпоративной этики, деятельность Ассоциации менеджеров России по определению  принципов социальной ответственности, связанных с особенностями российского  бизнеса.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса