Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа
В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.
Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35
Лежащая в основе пирамиды экономическая
ответственность
Безусловно, трактовка социальной ответственности как «пирамиды» сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их в определенной степени систематизировать, и отразить основные аспекты и уровни ответственности бизнеса, которые приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Аспекты и уровни ответственности бизнеса [5, Глава 20]
Уровень ответственности |
Вид ответственности |
Содержание |
Первый уровень (базовый) |
Несоциальная ответственность | |
Экономическая ответственность |
Обеспечение прибыльности и конкурентоспособности предприятия | |
Правовая ответственность |
Соблюдение законов и правовых норм | |
Аспекты социальной ответственности | ||
Второй уровень |
Экономический |
Выплата достойной заработной платы, создание рабочих мест, обеспечение условий труда, содействие повышению квалификации и навыков персонала |
Юридический |
Честная уплата налогов и обязательных платежей | |
Третий уровень |
Экологический |
Компенсация вреда, причиненного окружающей среде, защита окружающей среды и экономия невосполнимых ресурсов |
Этический |
Соблюдение этических | |
Филантропический |
Спонсорство и корпоративная благотворительность, укрепление репутации достойного корпоративного гражданина | |
Дискреционный |
Внесение вклада в развитие общества и улучшение качества его жизни, защита культурного наследия | |
Политический |
Соответствие стратегии и |
Среди всех аспектов наибольший интерес
представляет этическая ответственность
предприятия. Под таковой понимаются
добровольные принятые правила поведения,
обеспечивающие общественно полезные
действия и не допускающие предприятию
или его отдельным сотрудникам
достигать своих целей за счет
других людей, предприятий или общества
в целом. Этичное поведение не
регламентируется законодательством
и не всегда служит прямым экономическим
интересам предприятия. Предприятие,
принимающее этичные решения, честно
соблюдает права своих
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса определяется неразрывностью общих принципов существования организации, фирмы, корпорации с ее социальной ответственностью перед обществом, то есть предполагает инициативу руководства компании, направленную на принятие социально ответственных решений.
1.2. Управление социальной
Необходимо более подробно остановиться на месте и роли корпоративной социальной ответственности в управлении компании. Корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений. Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.
Различного рода обязательства компании, относящиеся к понятию социальной ответственности бизнеса, группируются по следующим общественным группам и направлениям работы фирмы:
Согласно материалам экспертного
делового журнала в области
Социальная ответственность является мощным фактором улучшения результатов деятельности организаций и мотивации персонала. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос определения механизмов формирования и развития социальной ответственности, который позволял бы выстраивать организациям оптимальную в данных условиях систему взаимоотношений с собственными сотрудниками, акционерами, потребителями, партнерами, властью.
Направления и формы социальной деятельности предприятия зависят от его размера, вида основной деятельности, финансового состояния, внешней конъюнктуры, сложившихся традиций, ценностей, собственников и акционеров, требований общества. Обобщая наиболее популярные сферы социальной деятельности предприятий, можно выделить основные направления, формы и меры по реализации социальной ответственности бизнеса (Таблица 2).
Таблица 2. Основные направления и формы социальной деятельности и примеры мер по реализации социальной ответственности бизнеса [5, Глава 20]
Основные направления |
Основные формы |
Примеры мер по реализации социальной ответственности бизнеса |
1. Забота предприятия о своих стейкхолдерах |
Коллективный договор, социальные планы и программы, хартии и этические кодексы, социальные (экологические) проекты |
Защита гражданских
прав человека, обеспечение надлежащих
условий труда, программа социальной
адаптации высвобождаемых работников,
мероприятия по социальному развитию
предприятия и места его |
2. Краткосрочное тактическое |
Благотворительность и меценатство, фандрайзинг (fundraising)1, конкурс, грантовые и именные фонды, пожертвования сотрудников из их заработной платы, пожертвования клиентов; совместные социальные программы, в которых предприятие участвует в качестве партнера или спонсора |
Конкурс на поставку товаров в детский дом, выпуск просветительских брошюр по антинаркотической тематике, безвозмездная передача товаров и услуг предприятия: строительство домов для пострадавших от пожаров, спонсорская помощь фестивалям, организация праздников "День города", проведение спортивных соревнований и турниров, социальная реклама |
3. Долгосрочные социальные |
Фонд местного сообщества (консолидированный бюджет), именные стипендии, социальное партнерство с общественными организациями, благотворительными фондами |
Корпоративный фонд "ЛУКойл", проект по строительству студенческого кампуса в г. Санкт-Петербурге, социальные вложения в человеческий капитал, финансирование Суздальской православной гимназии, совместная поддержка природоохранных зон и заповедников, экологическое образование населения, строительство церкви Казанской иконы Божией Матери во Владимире, создание молодежного движения "Новое поколение" в г. Нижневартовске, приобретение оборудования для компьютерных классов сельских школ |
Концепция управления корпоративной социальной ответственностью с позиции стейкхолдеров учитывает многоаспектность взаимного влияния организаций, внешней среды, экономики и общества. Согласно данному подходу «стейкхолдеры» - это люди или группы людей, имеющие или утверждающие, что имеют собственность, право или интерес к предприятию в его прошлой, настоящей и будущей деятельности [15].
В основе данной концепции находится положение, согласно которому полномочия бизнеса во взаимоотношениях с обществом передаются стейкхолдерам для того, чтобы бизнес учитывал и исполнял их права в своей деятельности. Влияния и намерения стейкхолдеров должны учитываться менеджерами, так как деятельность компании должна соответствовать их правовым и моральным интересам. Центральным и активным элементом данной модели является менеджмент фирмы, основная задача которого состоит в определении круга заинтересованных сторон, организации с ними ресурсного обмена и формировании параметров этого обмена. В рамках данного подхода фундаментальная цель фирмы определяется как удовлетворение интересов своих заинтересованных сторон. Анализ интересов стейкхолдеров и управление отношениями с ними является практическим способом оценки этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.
Касательно традиционной практики благотворительности компаний следует заметить, что она постепенно уходит в прошлое. Ведущие корпорации выходят за рамки «классической» филантропии – денежной или товарной помощи благотворительным, социальным, культурным организациям [22]. Новый подход к участию в жизни общества включает не только традиционную материальную помощь из прибыли компании, но и оказание работниками корпорации поддержки обществу. Одна из тенденций последних трех лет – рост инвестиций в проекты предприятий, касающиеся социальной ответственности. Это вложения в компании, которые не связаны с производством и продажей табака и алкоголя, а также в те, которые признаны социально ответственными, ведущими активную социальную политику.
Данного рода инвестиции включают:
Зачастую программы социальных инвестиций осуществляются предприятиями в партнерстве с благотворительными фондами, некоммерческими организациями, международными организациями и другими компаниями (Таблица 3), при этом, важно отметить, что успех сотрудничества обеспечивают такие факторы, как: ответственный подход компании к выбору партнеров, единое понимание партнерами целей и предполагаемых результатов деятельности, согласованная PR-политика в отношении партнерства и т.д.
Таблица 3. Партнерство в рамках социальных инвестиций [22]
Вид партнерства |
Преимущества |
Примеры совместной деятельности |
С благотворительными фондами, международными организациями |
Позволяет компании реализовать свои социальные программы в сотрудничестве с фондами и международными организациями, экономить ресурсы, получая дополнительное финансирование на свои проекты. Международные фонды имеют огромный опыт в профессиональном управлении средствами на благотворительность, в справедливом и прозрачном распределении ресурсов, в отслеживании целевого расходования пожертвований и грантов. В частности, британский благотворительный фонд CAF помогает управлять социальными программами более 60% крупных британских компаний. |
Программа «Новый день» АКБ «Росбанк», 30% бюджета которой предоставляет Детский фонд ООН UNICEF, программы социальных грантов |
С некоммерческими организациями (НКО) |
К таковым относятся экологические, правозащитные организации, общества потребителей и иные некоммерческие организации, деятельность которых призвана защищать права и интересы рядовых членов общества и затрагивает корпоративные интересы. Технологии, которые НКО предлагают компаниям, позволяют достичь максимального результата в решении поставленных социальных задач при минимальных организационных затратах. |
Сотрудничество
в выработке законодательства или
добровольных правил в сфере экологической
безопасности, экологическое образование
детей и подростков, совместная поддержка
природоохранных зон и |
С другими компаниями |
Позволяет предприятию принять участие в определении приоритетов, выработке единых правил в сфере социальной политики, сократить расходы на составление собственных документов и политики, а также без существенных затрат улучшить имидж организации, дать определенное послание целевой аудитории. |
Усилия Российского
союза промышленников и предпринимателей
(РСПП) по выработке единого кодекса
корпоративной этики, деятельность
Ассоциации менеджеров России по определению
принципов социальной ответственности,
связанных с особенностями |