Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа
В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.
Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35
Несмотря на неочевидность выгод от программ социальной ответственности, ряд исследований демонстрирует, что компании, адаптирующие у себя программы такого рода, получают преимущества в различных, порой самых неожиданных областях. Подавляющее большинство экспертов подчёркивает, что социально-ответственное предприятие имеет существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими.
Эти преимущества заключаются в следующем:
При этом отмечается, что такие преимущества имеют место при стратегическом подходе к социальной ответственности и долгосрочном планировании такой деятельности [24].
В целях эффективного управления различными формами реализации социальной ответственности бизнеса и достижения максимального стратегического результата в соответствии с бизнес-целями необходимо четкое определение обязательных структурных элементов любой социальной программы - основных целей, ожидаемых конечных результатов, сроков реализации и необходимого объема финансирования, перечня основных мероприятий и механизмов реализации и контроля за результатами.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать
вывод, что выбор приоритетов социальной
политики бизнеса, направлений социальных
программ и инструментов их реализации
должен быть ориентирован на стратегию
развития компании и ее миссию с точки
зрения повышения эффективности развития,
и, в то же время, с учетом таких факторов
как отраслевая и региональная специфика,
размер и финансовые возможности компании,
политическое влияние, корпоративная
культура, предпочтения высшего руководства
и др. ______________________________
2. Российская
практика социальной
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России
Как и в промышленных странах
Запада, в России социальная ответственность
бизнеса первоначально
Таким образом, если на Западе развитие социальной ответственности шло через организацию общественных союзов и неформальных объединений предпринимателей, то в России социальная ответственность зарождалась и достаточно долгое время была связана, прежде всего, с именами крупнейших меценатов, которые занимались благотворительностью по велению души или из религиозных побуждений [24].
Попытки укрепить на государственном уровне нравственные основы предпринимательства в России отмечаются уже в XVIII в., когда российская Коммерц-коллегия начала издавать указы, регламентирующие правила торговли с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики; предпринимались усилия по борьбе с нечестной торговлей. Честность и соблюдение торговой тайны выделялись в качестве основных принципов работы биржевых маклеров, что зафиксировано в ”Банковской энциклопедии”, изданной в 1916 г [21].
В советское время понятия
В России понятие социальной ответственности бизнеса начало появляться с переходом от плановой системы в экономике к свободному рынку, в связи с приватизацией предприятий и соответственными изменениями в социальной инфраструктуре, поддерживаемой бизнесом (в основном владельцами приватизированных организаций).
Исследователи выделяют несколько этапов в отношении социальной инфраструктуры со стороны владельцев приватизированных предприятий [14]):
В период зарождения «нового» капитализма в России (так называемая фаза «дикого» капитализма) социальная ответственность бизнеса существовала в основном в виде благотворительности, носила случайный характер и во многом зависела от личных пристрастий и интересов руководителей компаний. Поддержку получали те, кто был в силах самостоятельно добиться ее от новоявленных Мамонтовых и Морозовых. Одним из основных факторов для принятия решений об оказании помощи был эмоциональный [32].
«Дикая» благотворительность стала первой стадией в развитии социальной ответственности компаний в России. В это время финансовая поддержка нуждающимся, как правило, оказывалась из «черной кассы», а сами благотворители предпочитали оставаться неизвестными для сообщества во избежание проблем с проверяющими государственными органами.
Параллельно с этим в стране процветала так называемая «советская филантропия», основанная на оставшихся в наследство советских представлениях о социальной помощи, и работающая по принципу «латания дыр» в рухнувшей государственной социальной системе [32]. Обязательными элементами такого подхода являлись:
При этом от 70 до 90% бюджета, выделяемого компаниями на социальное развитие, расходовались на социальный пакет для работников, а остальная часть уходила на взносы в социальные программы и проекты, инициируемые государством, или на спонтанно возникающие спонсорские проекты. На определенном этапе развития бизнеса в стране к плюсам такого подхода можно было отнести следующие: полный контроль над использованием средств, оперативность реагирования на прямые запросы и налаженные отношения с властными структурами. В то же время действия компании в социальной сфере при таком подходе никак не связывались в обществе с ее именем, и не работали на укрепление корпоративной культуры, поскольку не воспринимались сотрудниками как долгосрочные.
Что касается социальных обязательств бизнеса в начале 90-х годов криминальный капитализм, господствовавший в стране, характеризовался полным отсутствием социальной политики. Пока предприятия не встали на ноги и не добились первых успехов, о применимости концепции социальной ответственности бизнеса вопрос даже не стоял. Заработная плата не выплачивалась месяцами, а сотрудники могли быть уволены после прохождения испытательного срока, в течение которого выплачивалась только половина предполагаемой в дальнейшем зарплаты [21]. Однако по мере стабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно стала превращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности.
Государство со своей стороны не предъявляло каких-либо требований к бизнесу относительно его социальной ответственности, поскольку само было по сути безответственным. В свою очередь, гражданское общество было не сформировано и неспособно последовательно доносить до бизнеса свои потребности. Существующая цензура и отсутствие гражданских свобод в целом подавляли это самовыражение, да и сам бизнес как экономическое явление был еще в зародышевом состоянии. Поэтому необходимо заметить, что понятие социальной ответственности развивалось в крайне усеченной форме: экономический и экологический аспекты оставались совершенно без внимания, а что касается социального аспекта, он реализовывался лишь в одной самой начальной своей форме – личной благотворительности, и существовал, можно предположить, в основном из соображений престижа и не имел под собой никакой экономической основы.
Общие для предпринимателей правила поведения, основанные на европейском опыте, начали разрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 90-х годов. Принят ряд профессиональных этических кодексов - ”Кодекс чести банкира” (1992 г.), ”Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка” (1994 г.), ”Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов” (1994 г.), ”Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков” (1994 г.).
Особенно следует выделить инициативу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в соответствии с которой в ноябре 1995 г. была принята ”Хартия бизнеса в России”, в которой декларировались принципы, исключающие обман, фальсификацию качества, возможность получения незаконных доходов и т.д. Члены РСПП подчеркивали, что в российской деловой среде созрело ”понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией”. [21]
В 2004 г. была принята ”Социальная хартия российского бизнеса”, разработанная РСПП. В ней сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративного сектора. Принципы, изложенные в Хартии, касаются вопросов экономической и финансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, взаимоотношений с потребителями, участия в развитии местного сообщества и экологической безопасности [12, раздел 2.2.]. ”Социальная хартия” подтвердила приверженность российских предпринимателей принятому в мировой практике пониманию корпоративной ответственности. По состоянию на апрель 2012 г. 241 организация, объединяющая около 6 млн. работников, присоединилась к Социальной хартии российского бизнеса [25].
В целях развития концепции социальной ответственности в российском бизнесе важным событием стала инициатива Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) по разработке и внедрению в бизнес-среду Кодекса корпоративного поведения. Проект Кодекса широко обсуждался как бизнес - сообществом, так и представителями государственных органов, международных организаций. В ноябре 2001 г. проект Кодекса обсуждался на заседании Правительства РФ и был рекомендован к практическому внедрению.
В 1999-2002 г.г. наблюдается постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию целенаправленных программ. На фоне институционализации корпоративной филантропии, выделения корпоративных и частных фондов, развития аутсорсинга (outsourcing), привлечения некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ начинается формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде и обществе в целом. В это время в бизнес-сообществе разворачиваются активные дискуссии по вопросам социальной ответственности [29].
В 2004 г. (впоследствии также в 2008 г.) был опубликован Доклад о социальных инвестициях в России, подготовленный Ассоциацией менеджеров совместно с Программой развития ООН, в котором анализировалась роль бизнеса в общественном развитии. Одной из ключевых составляющих Доклада, основанной на проведенных исследованиях и комплексе сопутствующих проекту мероприятий, стали стратегические рекомендации государству и частному сектору в сфере социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития. Необходимо заметить, что в настоящее время Ассоциация Менеджеров сообщает о подготовке к выпуску «Национального доклада о социальных инвестициях в России – 2012», в котором предполагается обозначить актуальные тенденции в области корпоративной ответственности в России, провести сравнительный анализ уровня социальных инвестиций российского бизнеса за 2004-2012 годы, а также выявить передовые практики реализации стратегии социальной ответственности бизнеса в российских компаниях [26].