Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа
В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.
Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35
Одним из первых шагов на пути привлечения бизнеса к решению социальных проблем территорий на постоянной основе можно назвать технологию «Консолидированный бюджет», разработанную в Межрегиональном общественном фонде «Сибирский Центр поддержки общественных инициатив» и получившую развитие во многих районах России. В рамках проведения крупных региональных мероприятий (День города, ярмарка социальных проектов и т.п.) проводится конкурс на получение гранта для реализации проектов приоритетных направлений [22].
Касательно полноценной реализации концепции социальной ответственности бизнеса в российских организациях необходимо отметить, что в России пока только крупные организации и подразделения международных компаний постепенно внедряют в свою деятельность концепцию социальной ответственности, что обусловлено рядом факторов, которые во многом связаны с отсутствием относительно простых, понятных и доступных документов по реализации принципов корпоративной социальной ответственности:
Достаточно ярким примером реализации
концепции корпоративной
Очевидно, что современное понимание ответственности бизнеса перед обществом начинает выходить за рамки интересов акционеров и инвесторов. Она предполагает реализацию социально значимых проектов: развитие трудового потенциала работников, охрану их здоровья, создание безопасных условий труда, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, заботу об интересах местного сообщества и добросовестную деловую практику.
Такой подход особенно актуален для современного российского бизнеса, который пока еще находится в стадии становления. И от того, каким он выйдет из этой стадии, зависит будущее и самого бизнеса, и, несомненно, страны в целом. Именно то, в какой мере деловое сообщество нынешней России воспримет уже на стадии своего формирования опробованные международной практикой принципы социальной ответственности, будет определять, в какой мере ему удастся стать неотъемлемой составной частью складывающейся на наших глазах социально-экономической системы, быть катализатором позитивных перемен в социально значимых сферах общества, создавать и поддерживать достойные условия труда занятого на его предприятиях персонала и жизнедеятельность общества в целом.
Российский бизнес в последние годы все смелее вторгается в сферу оказания широкого спектра конкурентных социальных услуг, способствуя развитию полноценной социальной инфраструктуры по таким, в частности, направлениям, как пенсионное обеспечение, добровольное медицинское и индивидуальное страхование, финансовые услуги населению (ипотека, потребительский кредит и т. д.), образование, жилищно-коммунальная сфера и многое другое.
Представляется, что для успешного
решения вопроса о социальной
позиции и роли бизнеса в России
нужна открытая и четко спланированная
дискуссия между
2.3. Социальная отчетность российских компаний
В последнем разделе необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи социальной ответственности бизнеса и социальной отчетности российских компаний.
Социальный отчет предприятия -
это не просто свод количественных
и качественных показателей его
общественной деятельности, а сложная
система информации, отражающей не
только благотворительные и
В современной зарубежной практике социальные отчеты корпоративных структур создаются не по произвольным формам, а в соответствии с международными или национальными стандартами, определяющими содержание отчета, его структуру, порядок сбора данных и их обработки. С 2004 г. введены в действие национальные стандарты с одинаковым названием - "Корпоративная социальная ответственность" ("Corporate Social Responsibility"). На основе этих стандартов разработан и с 2005 г. введен в действие Международный стандарт - Руководство по социальной ответственности (ISO 26000 Guidance on Social Responsibility), предназначенный для предприятия любого размера во всех странах независимо от их уровня экономического развития. В международном сообществе признан отчет, составленный по стандартизированной форме социальной отчетности. В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчетности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта: ISO 14000, SA 8000, АА 1000 и GR1.
Социальный отчет служит приложением к бухгалтерскому отчету предприятия и содержит несколько разделов: о взаимодействии предприятия с окружающей средой и проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы; об экономических взаимоотношениях с обществом (включающий данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, расхожих на новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение) и о социальных взаимоотношениях, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права, прав человека и т.п. Эти показатели характеризуют социальную эффективность предприятия.
В России процесс социальной активизации
бизнеса начал разворачиваться
с конца 1999 г., но только с 2002 г. появились
первые отчеты о его социальной деятельности.
Более интенсивно они используются
последние пять-шесть лет. Для
российского предприятия
Распространение практики социальной
отчетности становится важнейшей государственной
задачей на пути к достижению открытости
и прозрачности российского бизнеса.
Комитет СФ по экономической политике
предпринимательству и
Так, финансовая корпорации "Уралсиб" получила международную премию за корпоративную прозрачность "Transparency Award" (Женева). Награда вручается компаниям за достижения в повышении уровня прозрачности бизнес-структур, финансовых систем, а также за достижения в области социальной ответственности. ФК "Уралсиб" первая среди российских компаний подготовила аудированный социальный отчет по Руководству GRI G3. Компания PricewaterHouseCoopers, проводившая аудит отчета, полностью подтвердила его соответствие высокой оценке В+.
На проходившей в апреле 2011 г. в Москве неделе российского бизнеса номинантами конкурса стали ОАО "Башнефть". ОАО "ТНК ВР-Холдинг", ФК "Уралсиб", ОК "РУСАЛ", ОАО "Северсталь".
Следует отметить, что Всероссийской организацией качества (ВОК) разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО-2007, который охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме этических норм и добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Появление стандарта ВОК-КСО-2007 открыло дорогу для сертификации по всем составляющим социальной ответственности бизнеса [31].
Однако, к сожалению, самой распространенной формой отчетности в российской практике остается именно свободная форма, которую использует большинство российских предприятий. Как правило, это красочные буклеты о благотворительных мероприятиях предприятия, поддержке им образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также глянцевые брошюры о достижениях в области охраны окружающей среды, прав человека, филантропии, условий труда. Однако эта форма не гарантирует достоверности данных отчета, не обеспечивает их сравнимости с показателями других предприятий, не признается международными организациями.
Представляется, что по мере развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях в перспективе встанет вопрос об унификации социальной отчетности и переходе на единый, обязательный стандарт отчета.
социальный ответственность
Заключение
В данной курсовой работе были названы основные проблемы, стоящие на пути успешного развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях, названа её роль и дана оценка перспективам развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе.
В результате проведенной работы все
поставленные задачи были решены. Удалось
рассмотреть подходы к
В первой главе была рассмотрена теория вопроса. Исходя из экономической литературы, мы можем сделать вывод, что роль социальной ответственности бизнеса в нормальном развитии и стабильном функционировании любой компании достаточно велика. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономики.
Во второй главе был проведен анализ опыта развития корпоративной социальной ответственности в России, названы главные причины, препятствующие успешному развитию социальной ответственности российских компаний, дана оценка перспективам развития социальной ответственности бизнеса, которая показала, что социальная ответственность бизнеса в нашей стране способна эффективно развиваться.
Проанализировав ситуацию в России и выделив основные тенденции развития социальной ответственности в России, представляется целесообразным обозначить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, позволят российским организациям повысить эффективность деятельности и получить положительный эффект от реализуемых мероприятий в области социальной ответственности в форме роста капитализации и улучшения своей репутации: