Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая_СОБ_микроэкономика.docx

— 131.86 Кб (Скачать файл)

Одним из первых шагов на пути привлечения  бизнеса к решению социальных проблем территорий на постоянной основе можно назвать технологию «Консолидированный бюджет», разработанную в Межрегиональном общественном фонде «Сибирский Центр поддержки общественных инициатив» и получившую развитие во многих районах России. В рамках проведения крупных региональных мероприятий (День города, ярмарка социальных проектов и т.п.) проводится конкурс на получение гранта для реализации проектов приоритетных направлений [22].

Касательно полноценной реализации концепции социальной ответственности бизнеса в российских организациях необходимо отметить, что в России пока только крупные организации и подразделения международных компаний постепенно внедряют в свою деятельность концепцию социальной ответственности, что обусловлено рядом факторов, которые во многом связаны с отсутствием относительно простых, понятных и доступных документов по реализации принципов корпоративной социальной ответственности:

  • Руководители подавляющей части российских компаний слышали о социальной ответственности, но для них она, к сожалению, исчерпывается обязанностью соблюдать законы, а присоединение к Хартии РСПП через членство в его региональных организациях носит формальный характер.
  • Руководство федеральных и региональных органов власти не использует принципы социальной ответственности бизнеса в своем взаимодействии с бизнесом и профсоюзами, а их персонал в массе своей не представляет, что необходимо делать, чтобы перейти от деклараций и соглашений к системной повседневной работе по внедрению принципов.
  • В бизнес-организациях, в органах власти и в профсоюзах отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. Усилия по обеспечению качества, удовлетворению социальных нужд персонала, охрана труда и окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и органами власти не связаны единой социальной политикой, не определяются социальными целями и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций [12, раздел 2.2.].

Достаточно ярким примером реализации концепции корпоративной социальной ответственности в компании является компания «Балтика», основным достижением которой в этой области можно назвать утверждение и соблюдение в организации семи социальных политик: деловой этики, по взаимодействию с местным сообществом, по обеспечению охраны труда, по персоналу и правам человека, по маркетинговым коммуникациям, по управлению качеством и экологическая политика, Мы видим, что компания наряду с основной целью своего бизнеса учитывает интересы общества и берет на себя ответственность за влияние своей деятельности на клиентов, потребителей, работников, поставщиков, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду [30].

Очевидно, что современное понимание  ответственности бизнеса перед  обществом начинает выходить за рамки  интересов акционеров и инвесторов. Она предполагает реализацию социально  значимых проектов: развитие трудового  потенциала работников, охрану их здоровья, создание безопасных условий труда, природоохранную деятельность и  ресурсосбережение, заботу об интересах  местного сообщества и добросовестную деловую практику.

Такой подход особенно актуален для  современного российского бизнеса, который пока еще находится в  стадии становления. И от того, каким  он выйдет из этой стадии, зависит будущее  и самого бизнеса, и, несомненно, страны в целом. Именно то, в какой мере деловое сообщество нынешней России воспримет уже на стадии своего формирования опробованные международной практикой принципы социальной ответственности, будет определять, в какой мере ему удастся стать неотъемлемой составной частью складывающейся на наших глазах социально-экономической системы, быть катализатором позитивных перемен в социально значимых сферах общества, создавать и поддерживать достойные условия труда занятого на его предприятиях персонала и жизнедеятельность общества в целом.

Российский бизнес в последние  годы все смелее вторгается в сферу  оказания широкого спектра конкурентных социальных услуг, способствуя развитию полноценной социальной инфраструктуры по таким, в частности, направлениям, как пенсионное обеспечение, добровольное медицинское и индивидуальное страхование, финансовые услуги населению (ипотека, потребительский кредит и т. д.), образование, жилищно-коммунальная сфера и многое другое.

Представляется, что для успешного  решения вопроса о социальной позиции и роли бизнеса в России нужна открытая и четко спланированная дискуссия между предпринимателями  и общественностью, которая должна понять значимость проблемы и осознать силу своего влияния на бизнес-сообщество. Только своего рода "ультиматум", выдвинутый обществом в ходе такой  дискуссии, поставит российский бизнес перед выбором: принять социально  ответственную позицию, либо отказаться от нее и поставить под вопрос будущее социально безответственных компаний. Практика показывает, что  у российских компаний есть все возможности  для формирования достаточно эффективного и конструктивного подхода к  управлению социальной политикой. Такой  подход будет способствовать достижению целей бизнеса и стабилизации социальной ситуации в стране.

 

2.3. Социальная отчетность российских компаний

 

В последнем разделе необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи социальной ответственности бизнеса и социальной отчетности российских компаний.

Социальный отчет предприятия - это не просто свод количественных и качественных показателей его  общественной деятельности, а сложная  система информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские  программы предприятия, но и любые  другие социально значимые аспекты  его деятельности, которые могут  повлечь существенные последствия  для самого предприятия, потребителей его продукции, акционеров, государственных  органов, контрагентов или каких-либо иных связанных с ним групп  общества [5; Глава 20].

В современной зарубежной практике социальные отчеты корпоративных структур создаются не по произвольным формам, а в соответствии с международными или национальными стандартами, определяющими содержание отчета, его  структуру, порядок сбора данных и их обработки. С 2004 г. введены в  действие национальные стандарты с  одинаковым названием - "Корпоративная  социальная ответственность" ("Corporate Social Responsibility"). На основе этих стандартов разработан и с 2005 г. введен в действие Международный стандарт - Руководство по социальной ответственности (ISO 26000 Guidance on Social Responsibility), предназначенный для предприятия любого размера во всех странах независимо от их уровня экономического развития. В международном сообществе признан отчет, составленный по стандартизированной форме социальной отчетности. В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчетности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта: ISO 14000, SA 8000, АА 1000 и GR1.

Социальный отчет служит приложением  к бухгалтерскому отчету предприятия  и содержит несколько разделов: о  взаимодействии предприятия с окружающей средой и проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы; об экономических взаимоотношениях с обществом (включающий данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, расхожих на новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение) и о социальных взаимоотношениях, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права, прав человека и т.п. Эти показатели характеризуют социальную эффективность предприятия.

В России процесс социальной активизации  бизнеса начал разворачиваться  с конца 1999 г., но только с 2002 г. появились  первые отчеты о его социальной деятельности. Более интенсивно они используются последние пять-шесть лет. Для  российского предприятия составление  социального отчета по международным  стандартам не обязательно. Однако лидеры отечественного бизнеса, следуя примеру  зарубежных предприятий, стали регулярно  их составлять.

Распространение практики социальной отчетности становится важнейшей государственной  задачей на пути к достижению открытости и прозрачности российского бизнеса. Комитет СФ по экономической политике предпринимательству и собственности  установил Национальную премию за лучшие социальные отчеты. Ее обладатель становится соискателем Европейской премии в следующем году.

Так, финансовая корпорации "Уралсиб" получила международную премию за корпоративную прозрачность "Transparency Award" (Женева). Награда вручается компаниям за достижения в повышении уровня прозрачности бизнес-структур, финансовых систем, а также за достижения в области социальной ответственности. ФК "Уралсиб" первая среди российских компаний подготовила аудированный социальный отчет по Руководству GRI G3. Компания PricewaterHouseCoopers, проводившая аудит отчета, полностью подтвердила его соответствие высокой оценке В+.

На проходившей в апреле 2011 г. в Москве неделе российского бизнеса  номинантами конкурса стали ОАО "Башнефть". ОАО "ТНК ВР-Холдинг", ФК "Уралсиб", ОК "РУСАЛ", ОАО "Северсталь".

Следует отметить, что Всероссийской  организацией качества (ВОК) разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО-2007, который охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме  этических норм и добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Появление стандарта  ВОК-КСО-2007 открыло дорогу для сертификации по всем составляющим социальной ответственности  бизнеса [31].

Однако, к сожалению, самой распространенной формой отчетности в российской практике остается именно свободная форма, которую использует большинство российских предприятий. Как правило, это красочные буклеты о благотворительных мероприятиях предприятия, поддержке им образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также глянцевые брошюры о достижениях в области охраны окружающей среды, прав человека, филантропии, условий труда. Однако эта форма не гарантирует достоверности данных отчета, не обеспечивает их сравнимости с показателями других предприятий, не признается международными организациями.

Представляется, что по мере развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях в перспективе встанет вопрос об унификации социальной отчетности и переходе на единый, обязательный стандарт отчета.

 

социальный ответственность бизнес нефтегазовый

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были названы основные проблемы, стоящие на пути успешного развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях, названа её роль и дана оценка перспективам развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе.

В результате проведенной работы все  поставленные задачи были решены. Удалось  рассмотреть подходы к пониманию  природы и сущности понятия социальной ответственности. Исследовано возникновение  и развитие социальной ответственности  в России на основе социокультурного наследия. Изучены составляющие социальной ответственности в практике российских организаций. Рассмотрены особенности  использования нефинансовой отчетности как одного из инструментов оценки социальной ответственности компаний.

В первой главе была рассмотрена  теория вопроса. Исходя из экономической литературы, мы можем сделать вывод, что роль социальной ответственности бизнеса в нормальном развитии и стабильном функционировании любой компании достаточно велика. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономики.

Во  второй главе был проведен анализ опыта развития корпоративной социальной ответственности в России, названы главные причины, препятствующие успешному развитию социальной ответственности российских компаний, дана оценка перспективам развития социальной ответственности бизнеса, которая показала, что социальная ответственность бизнеса в нашей стране способна эффективно развиваться.

Проанализировав ситуацию в России и выделив основные тенденции  развития социальной ответственности  в России, представляется целесообразным обозначить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, позволят российским организациям повысить эффективность деятельности и получить положительный эффект от реализуемых мероприятий в области социальной ответственности в форме роста капитализации и улучшения своей репутации:

  • необходимо отказаться от несистематического социального планирования и перейти к комплексной стратегии, в основе которой должны быть отражены основные организационные элементы деятельности. Так как результаты от реализации мероприятий по корпоративной социальной ответственности носят долгосрочный характер, организации необходимо разработать такую стратегию устойчивого развития, которая имеет перед собой цель и четко сформулированные задачи.
  • российским компаниям необходимо расширять круг своих стейкхолдеров и усилить акцент во взаимодействии с внешней средой, особенно территориальными органами управления. Результатом подобной деятельности станет создание положительного образа организации в регионах присутствия, а также повышение инвестиционной привлекательности самого региона.
  • следует систематически повышать прозрачность социальной деятельности в форме выпуска социальных отчетов и включения в состав Совета директоров независимых представителей из внешних организаций, что повысит устойчивость организации.
  • с целью преодоления проблемы отсутствия во многих компаниях социальных отчетов, необходимо разработать основные индикаторы экономической, экологической и социальной результативности, использование которых повысит сопоставимость данных, раскрываемых организациями, что, безусловно, увеличит их информационную значимость и ценность.
  • целесообразно разработать такую структуру социального отчета, который может быть адаптирован к деятельности малых и средних предприятий, а также продолжить традицию обсуждения и принятия социальных отчетов, при которой они являются достоянием широкого круга заинтересованных сторон и, прежде всего, персонала организации и ее акционеров.
  • нужно подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность должна быть целенаправленной и соответствовать основному направлению деятельности компании. Это позволит организации осуществлять свою социальную деятельность более конкретно и эффективно, в том числе и лучше отражать результаты в PR-компаниях.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса