Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая_СОБ_микроэкономика.docx

— 131.86 Кб (Скачать файл)

Еще 4–5 лет назад фраза «социальная  ответственность бизнеса» вряд ли была бы понята кем-либо в бизнес-сообществе, а практика ограничивалась редкими заявлениями о следовании принципам этики и разовой благотворительностью. Однако в последние три года в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок назрела необходимость в пересмотре подходов российских компаний к взаимоотношениям и своей ответственности перед обществом. Соответственно, возник интерес компаний к выработке продуманной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. О социальной ответственности бизнеса в современной России и перспективах ее развития поговорим в следующем разделе.

 

2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития

 

В настоящее время в современной  России на макроэкономическом уровне мы имеем довольно странное сочетание  предприятий, которые можно подразделить на пять групп с точки зрения понимания  и воплощения ими концепции социальной ответственности бизнеса [5, Глава 20]:

  • Город-комбинат – предприятия, которым с советских времен досталась в наследство вся социальная инфраструктура и которые вынуждены ее обслуживать, поскольку имеется прямая связь между выполнением этой социальной миссии и прагматическими экономическими целями компании – для получения прибыли необходимы человеческие ресурсы соответствующего качества, а их воспроизводство полностью зависит от обслуживания предприятием всей социальной инфраструктуры. Поэтому получается некий заколдованный круг. Это касается в первую очередь градообразующих предприятий в небольших по численности городах и других населенных пунктах (ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», ЗАО «Карабашмедь», ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и др.).
  • Предприятия, которые в процессе приватизации «сбросили» свое социальное бремя, отдав инфраструктуру в ведомство государства. Однако, с выходом на международный рынок и в соответствии с возросшими требованиями со стороны государства они вынуждены хеджировать свои риски, поэтому начинают внедрять корпоративную социальную ответственность по всем трем направлениям: социальному, экологическому, экономическому. Это смогли себе позволить довольно крупные предприятия, расположенные в крупных городах и имеющие возможность привлекать ресурсы из различных мест (ОАО «Лукойл», ОАО "Северсталь", ОАО «Сбербанк России» и др.);
  • Предприятия средние и мелкие, но среди них есть некоторое число крупных, у которых обременительный социальный груз отсутствовал с самого начала. В основном, это вновь созданные предприятия. Они не ведут слишком большой социальной активности, но заинтересованы в хеджировании политических рисков. Здесь социальная ответственность представлена в усеченном виде – как реагирование на просьбы госорганов и отдельных граждан и частная помощь в виде благотворительности (ОАО «ВымпелКом», ФК «УРАЛСИБ», ОАО «Альфа-Банк» и др.);
  • Крупные предприятия с иностранной собственностью (такие, как ОАО "ТНК ВР-Холдинг"), которые, придя на российский рынок, принесли с собой зарубежные правила ведения бизнеса, в том числе принципы корпоративного поведения и социальной ответственности, реализуемую как деятельность по всем трем направлениям;
  • Мелкие и средние предприятия, не выполняющие или частично выполняющие даже требования законодательства: неофициальная заработная плата, используются схемы ухода от налогов. Между тем, интересно, что предприятия этой группы также могут участвовать в благотворительности, движимые необходимостью взаимодействия с властями.

Таким образом, современная российская социальная ответственность бизнеса сосредоточена на крупных российских и зарубежных предприятиях, работающих на российском рынке.

Согласно аналитическому обзору корпоративных  нефинансовых отчетов 2010-2012 г.г. выпуска  по данным РСПП [25] основными приоритетными направлениями социальных инвестиций и программ российских компаний (по упоминанию в нефинансовых отчетах) являются (по убыванию):

  • Дети, молодежь;
  • Социальная инфраструктура;
  • Социально уязвимые слои населения;
  • Спорт и здоровый образ жизни;
  • Культура/искусство;
  • Образование и наука;
  • Экологические проекты и инициативы;
  • Другое.

Проведем более детальный анализ социальных инвестиций в зависимости  от отраслевой принадлежности. Внутренние социальные инвестиции представлены в Таблице 4 затратами на развитие персонала и здоровье работников, охрану труда и промышленную безопасность (ОТ и ПБ). Внешние социальные инвестиции представлены затратами на добросовестную деловую практику в отношении потребителей и партнеров, местное сообщество, природоохранную деятельность и ресурсосбережение.

 

Таблица 4. Структура отраслевых социальных инвестиций российских компаний в 2011 г. по направлениям использования (в % от общего объема социальных инвестиций) [16]

 

Отрасли экономики

Развитие персонала

Здоровье работников, ОТ и ПБ

Добросовестная деловая  практика в отношении потребителей

Добро-совестная деловая  практика в отношении партнеров

Местное сооб-щество

Природоохранная деятельность и ресурсо-сбережение

Топливный комплекс

37,0

6,1

35,5

5,5

10,9

4,9

Металлургия

51

7,6

2,8

0,2

17,8

20,5

Электроэнергетика

40,7

9,1

42,0

1,3

4,9

1,8

Лесная и

деревообрабатывающая

промышленность

48,4

9,7

15,9

1,7

16,9

7,2

Производство

потребительских

товаров

47,1

10,1

11,7

1,2

20,2

9,4

Сервис

79,1

0,4

0,0

9,9

10,5

0,0

Телекоммуникации

70,0

10,8

0,4

1,9

3,1

13,5

Транспорт

58,4

33,0

2,9

1,5

2,8

1,1

Финансовый сектор

75,9

0,0

0,0

6,9

17,0

0,0

Торговля

59,0

10,6

17,7

0,0

12,7

0,0

Межотраслевые

холдинги

31,7

13,8

18,6

0,9

20,9

14,0

В среднем:

52,3

12,6

17,0

3,7

10,1

4,0


 

Сравним данные за 2011 год с аналогичными за 2007 год [19]:

  • Как видно из Таблицы 4, самую сбалансированную социальную политику в последние годы проводили компании топливного комплекса: за четыре года в топливном комплексе инвестиции в местные сообщества возросли почти в 2 раза с 4,7% до 10,9% (в то же время затраты на природоохранную деятельность существенно снизились - с 14,3% до 4,9%). Подобный рост расходов на развитие местного сообщества может быть связан в первую очередь с введением в действие программ повышения качества жизни сотрудников и членов их семей в моногородах топливно-энергетической промышленности (ввод в эксплуатацию новых домов) и развитие финансовой инфраструктуры. Таким образом, инвестиции в территории присутствия в данном случае почти не отличаются от затрат на персонал.
  • Металлургический комплекс также ориентирован на персонал и местное сообщество, так как большинство предприятий является градообразующими, однако по показателю инвестиций в местное сообщество он топливному комплексу уступает.
  • Энергетики демонстрируют наибольший объем инвестиций в персонал и наименьший в экологию, за 4 года инвестиции в экологию упали в 3 раза в пользу персонала. Одно из объяснений данного феномена заключается в реструктуризации отрасли и падения эффекта от масштаба.
  • В лесной промышленности наблюдались обратные тенденции: падение расходов на персонал, но увеличение на экологию (более, чем в 3 раза).
  • В производстве потребительских товаров наибольшее внимание уделяется персоналу: за 4 года выросло в 1,5 раза (с 29,8% до 47,1%). Доля инвестиций в местное сообщество стабильно высока – около 20,5%. Данная тенденция связана с большой привязанностью предприятий, занимающихся производством потребительских товаров к регионам – рынкам сбыта.
  • В строительстве расходы на развитие персонала и экологию – примерно треть. В химической промышленности произошел переход от развития персонала к природоохранной деятельности, из-за нового химического законодательства и технических регламентов.
  • Финансовый сектор перешел от развития персонала к вкладам в местное сообщество. Тем самым, позиционирование компании важнее кадрового голода, что в целом согласуется с кадровой политикой основных финансовых институтов.
  • Торговля – один из лидеров по «внутренним» инвестициям, львиная доля которых направлено на развитие персонала, тенденция по сравнению с 2007 годом сильно не изменилась.

В результате анализа данных, содержащихся в нефинансовых отчетах российских компаний, удалось отследить тенденцию увеличения социальных инвестиций в образование и здравоохранение. На наш взгляд, это закономерно, так как тем самым бизнес оказывает содействие государству по инвестированию в человеческий капитал страны. Многие российские компании осознают сегодня важность внутренних социальных программ как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы:

  • добровольного медицинского страхования;
  • жилищного кредитования;
  • негосударственного пенсионного обеспечения.

Компании осуществляют также программы, направленные на охрану здоровья сотрудников, продвижение здорового образа жизни  и организацию отдыха персонала  и членов их семей независимо от отраслевой принадлежности.  В области здравоохранения компании:

  • контролируют и стремятся постоянно улучшать санитарно-гигиенические условия труда;
  • регулярно проводят медицинские осмотры и вакцинацию сотрудников;
  • принимают программы дополнительного медицинского страхования;
  • обеспечивают сотрудников бесплатным питанием;
  • обеспечивают доставку сотрудников на работу;
  • организуют спортивные мероприятия, спартакиады, формируют корпоративные спортивные команды и др.

Российские компании уделяют основное внимание реорганизации системы  охраны и улучшения здоровья работников на своих предприятиях. До сих пор  используются два принципиальных подхода  к организации этой системы:

  • Сохранение инфраструктуры медицинского характера на балансе предприятий, при этом проводится перестройка всей работы учреждений.
  • Покупка услуг имеющихся в регионе медицинских учреждений; объем услуг определяется в коллективных договорах и регулярно пересматривается.

В ряде случаев применяется смешанная  система, т.к. согласно действующему законодательству предприятия ряда отраслей обязаны  иметь постоянно действующие  медицинские учреждения для контроля за состоянием здоровья работников. К примеру, для сохранения трудовых ресурсов в экстремальных климатических условиях северных широт концерном “Газпром” было принято решение о создании специальной системы здравоохранения в целях реализации комплексного подхода к охране здоровья сотрудников, профилактике заболеваний и медико-социальной реабилитации. Компания “РУСАЛ” создала систему корпоративного медицинского обслуживания на базе поликлиник своих предприятий, нацеленную на профилактику профессиональных заболеваний, ОАО “Северсталь” на постоянной основе реализует целевую комплексную программу “Здоровье” и т.д. [27].

Сравнивая масштабы социальной деятельности российских и зарубежных предприятий, следует признать существенные отставания россиян. По данным общественных организаций, общая сумма затрат на благотворительность крупных российских корпораций составляет около 500-600 млн. долларов США в год, тогда как в США на благотворительность пожертвовано 240,9 млрд. долларов США (данные за 2008 г.), что составило около 2% ВВП [5, Глава 20].

Более 50% общей суммы пожертвований  в России выделяют пятьдесят крупнейших национальных компаний - ЮКОС, ЛУКОЙЛ, СУАЛ, Северсталь и другие [29]. На социальные цели каждая из них ежегодно тратит в среднем 10-50 млн. евро. Во всех этих компаниях, как, впрочем, и в остальных, бизнес которых не ограничивается одним регионом или владением нескольких торговых точек, созданы специальные подразделения, занимающиеся социальными программами. Более 30% всех компаний в той или иной форме сотрудничают с небанковскими кредитными организациями (НКО), изыскивая все более эффективные способы и средства для решения социальных проблем. Процент этот все ещё не велик, но он в несколько раз больше, чем пять лет назад.

Различия благотворительной деятельности в России и за рубежом имеются  и в структуре социальных инвестиций. В развитых странах существенную часть дохода предприятия тратят на обучение сотрудников, удовлетворение их социально-культурных потребностей, развитие социальной инфраструктуры. На российских предприятиях более 35% топ-менеджеров при выборе объекта для поддержки ориентируются на приоритеты местной власти: в 51% случаев это социальные сферы, вызывающие наибольший резонанс в общественном сознании: дети (из них 69% дети-сироты), пенсионеры, ветераны, малоимущие (71%) и спорт (65%) [5, Глава 20]. Как видно из Таблицы 4, менее всего российский бизнес склонен поддерживать науку, экологию и религиозные организации. Довольно часто предприятия ограничиваются поддержкой разовых мероприятий. Одна из причин недоверия к благотворительной деятельности российских предпринимателей заключается в том, что реальные затраты на эту деятельность не достигают ожидаемого эффекта.

Благодаря различным формам социальной активности предприятий в российской экономике активно развивается благотворительность. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. в России действовало 6972 благотворительных общественных фонда, 5052 благотворительных фонда некоммерческих организаций, 1670 благотворительных общественных организаций, три благотворительных общественных движения, одно благотворительное общественное учреждение.

Наряду с традиционными формами  многие предприятия сегодня используют новый способ благотворительной  деятельности, основанный на конкурсных механизмах. Его применение наиболее целесообразно в ситуациях, когда  спонсорская помощь направлена на отдельных  людей или конкретные организации (например, конкурс на поставки товаров  и услуг для детских домов). Конкурсные механизмы привлекательны для бизнеса, прежде всего, технологичностью процесса, прозрачностью процедур и  отчетности, возможностью выбора наиболее эффективного решения, эффективным  использованием финансовых ресурсов. Такие компании, как ЮКОС или РОСБАНК, уже начали проводить конкурсы на получение грантов, в которых могут участвовать и НКО. К примеру, ЛУКОЙЛ и ещё несколько корпораций учредили свои собственные корпоративные фонды [29].

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса