Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:50, курсовая работа
В последнее время во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия социальной ответственности бизнеса. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха, в частности. Социальная ответственность становится тем управленческим механизмом, который позволяет организации устойчиво развиваться, создавая тем самым необходимые предпосылки для устойчивого развития страны в целом.
Введение 3
1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1. Понятие и подходы к социальной ответственности бизнеса 5
1.2. Управление социальной ответственностью в компании 10
2. Российская практика социальной ответственности бизнеса 17
2.1. Исторический аспект развития социальной ответственности бизнеса в России. 17
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития 22
2.3. Социальная отчетность российских компаний 30
Заключение 33
Список литературы 35
Еще 4–5 лет назад фраза «социальная ответственность бизнеса» вряд ли была бы понята кем-либо в бизнес-сообществе, а практика ограничивалась редкими заявлениями о следовании принципам этики и разовой благотворительностью. Однако в последние три года в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок назрела необходимость в пересмотре подходов российских компаний к взаимоотношениям и своей ответственности перед обществом. Соответственно, возник интерес компаний к выработке продуманной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. О социальной ответственности бизнеса в современной России и перспективах ее развития поговорим в следующем разделе.
2.2. Социальная ответственность бизнеса в современной России и перспективы ее развития
В настоящее время в современной России на макроэкономическом уровне мы имеем довольно странное сочетание предприятий, которые можно подразделить на пять групп с точки зрения понимания и воплощения ими концепции социальной ответственности бизнеса [5, Глава 20]:
Таким образом, современная российская социальная ответственность бизнеса сосредоточена на крупных российских и зарубежных предприятиях, работающих на российском рынке.
Согласно аналитическому обзору корпоративных нефинансовых отчетов 2010-2012 г.г. выпуска по данным РСПП [25] основными приоритетными направлениями социальных инвестиций и программ российских компаний (по упоминанию в нефинансовых отчетах) являются (по убыванию):
Проведем более детальный
Таблица 4. Структура отраслевых социальных инвестиций российских компаний в 2011 г. по направлениям использования (в % от общего объема социальных инвестиций) [16]
Отрасли экономики |
Развитие персонала |
Здоровье работников, ОТ и ПБ |
Добросовестная деловая практика в отношении потребителей |
Добро-совестная деловая практика в отношении партнеров |
Местное сооб-щество |
Природоохранная деятельность и ресурсо-сбережение |
Топливный комплекс |
37,0 |
6,1 |
35,5 |
5,5 |
10,9 |
4,9 |
Металлургия |
51 |
7,6 |
2,8 |
0,2 |
17,8 |
20,5 |
Электроэнергетика |
40,7 |
9,1 |
42,0 |
1,3 |
4,9 |
1,8 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
48,4 |
9,7 |
15,9 |
1,7 |
16,9 |
7,2 |
Производство потребительских товаров |
47,1 |
10,1 |
11,7 |
1,2 |
20,2 |
9,4 |
Сервис |
79,1 |
0,4 |
0,0 |
9,9 |
10,5 |
0,0 |
Телекоммуникации |
70,0 |
10,8 |
0,4 |
1,9 |
3,1 |
13,5 |
Транспорт |
58,4 |
33,0 |
2,9 |
1,5 |
2,8 |
1,1 |
Финансовый сектор |
75,9 |
0,0 |
0,0 |
6,9 |
17,0 |
0,0 |
Торговля |
59,0 |
10,6 |
17,7 |
0,0 |
12,7 |
0,0 |
Межотраслевые холдинги |
31,7 |
13,8 |
18,6 |
0,9 |
20,9 |
14,0 |
В среднем: |
52,3 |
12,6 |
17,0 |
3,7 |
10,1 |
4,0 |
Сравним данные за 2011 год с аналогичными за 2007 год [19]:
В результате анализа данных, содержащихся в нефинансовых отчетах российских компаний, удалось отследить тенденцию увеличения социальных инвестиций в образование и здравоохранение. На наш взгляд, это закономерно, так как тем самым бизнес оказывает содействие государству по инвестированию в человеческий капитал страны. Многие российские компании осознают сегодня важность внутренних социальных программ как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы:
Компании осуществляют также программы, направленные на охрану здоровья сотрудников, продвижение здорового образа жизни и организацию отдыха персонала и членов их семей независимо от отраслевой принадлежности. В области здравоохранения компании:
Российские компании уделяют основное внимание реорганизации системы охраны и улучшения здоровья работников на своих предприятиях. До сих пор используются два принципиальных подхода к организации этой системы:
В ряде случаев применяется смешанная система, т.к. согласно действующему законодательству предприятия ряда отраслей обязаны иметь постоянно действующие медицинские учреждения для контроля за состоянием здоровья работников. К примеру, для сохранения трудовых ресурсов в экстремальных климатических условиях северных широт концерном “Газпром” было принято решение о создании специальной системы здравоохранения в целях реализации комплексного подхода к охране здоровья сотрудников, профилактике заболеваний и медико-социальной реабилитации. Компания “РУСАЛ” создала систему корпоративного медицинского обслуживания на базе поликлиник своих предприятий, нацеленную на профилактику профессиональных заболеваний, ОАО “Северсталь” на постоянной основе реализует целевую комплексную программу “Здоровье” и т.д. [27].
Сравнивая масштабы социальной деятельности российских и зарубежных предприятий, следует признать существенные отставания россиян. По данным общественных организаций, общая сумма затрат на благотворительность крупных российских корпораций составляет около 500-600 млн. долларов США в год, тогда как в США на благотворительность пожертвовано 240,9 млрд. долларов США (данные за 2008 г.), что составило около 2% ВВП [5, Глава 20].
Более 50% общей суммы пожертвований в России выделяют пятьдесят крупнейших национальных компаний - ЮКОС, ЛУКОЙЛ, СУАЛ, Северсталь и другие [29]. На социальные цели каждая из них ежегодно тратит в среднем 10-50 млн. евро. Во всех этих компаниях, как, впрочем, и в остальных, бизнес которых не ограничивается одним регионом или владением нескольких торговых точек, созданы специальные подразделения, занимающиеся социальными программами. Более 30% всех компаний в той или иной форме сотрудничают с небанковскими кредитными организациями (НКО), изыскивая все более эффективные способы и средства для решения социальных проблем. Процент этот все ещё не велик, но он в несколько раз больше, чем пять лет назад.
Различия благотворительной
Благодаря различным формам социальной активности предприятий в российской экономике активно развивается благотворительность. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. в России действовало 6972 благотворительных общественных фонда, 5052 благотворительных фонда некоммерческих организаций, 1670 благотворительных общественных организаций, три благотворительных общественных движения, одно благотворительное общественное учреждение.
Наряду с традиционными